Тема: Об интроверсии и экстраверсии
С дихомотией интроверсия/экстраверсия в соционике сейчас, пожалуй, больше всего путаницы. С одной стороны, это связано с тем, что эта дихотомия по смысловому наполнению более всего отличается от юнговской типологии, от которой произошла соционика.
Если исходить из представления о социотипе как о некотором "информационном фильтре", который позволяет отбирать определенные виды информации из общего потока, то получим следующее: экстраверсия ("черный" аспект в базовой функции) -- ориентированность на восприятие информации о самих объектах (предметах, людях, ощущениях, событиях), в то время как интроверсия ("белый" аспект в базовой) -- это ориентированность на восприятие информации о соотношении между объектами (структурные связи, отношения между людьми, различия в ощущениях, взаимосвязь между событиями). В типологии Юнга (которая классифицирует людей не по восприятию информации, а по поведению) же экстраверсия -- это ориентированность на внешний мир, а интроверсия -- ориентированность на мир внутренний. На первый взгляд, общего почти ничего нет, но тем не менее, для четко выраженных ТИМов соционическая и юнговская экстраверсия совпадают.
На мой взгляд, объясняться это может следующим образом. Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей. На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации. Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую для ее получения предпринимает какие-либо активные действия во внешнем мире. Именно поэтому соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.
Если сформулировать то же самое более кратко, то получаем следующее:
1) экстраверты интенсивнее потребляют информацию, чем интроверты;
2) экстарверты при недостатке информации совершают активные действия по ее поиску во внешнем мире (и тут проявляется экстарверсия по Юнгу);
3) интроверты при недостатке информации занимаются перекомбинированием и дополнительной переработкой уже накопленной информации, уходя в себя (интроверсия по Юнгу).
Но тут возникает вопрос: почему же это верно только для сильно выраженных ТИМов? Ответ достаточно прост: обладатели сильно выраженных ТИМов большую часть информации получают через блок Эго, который у них используется активнее других блоков, тогда как обладатели слабовыраженных ТИМов активнее пользуются другими блоками, в которых акцептной функцией может являться противоположная по "цвету".
В заключение остается отметить, что существует так же понятие экстраверсии/интроверсии по Айзенку. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если рассмотреть эти качества с точки зрения соционики, то получим, что экстраверсия по Айзенку -- это сочетание иррациональности, социончиеской и юнгианской экстраверсии и этики, а интроверсия -- сочетание рациональности, социончиеской и юнгианской интрораверсии и логики. Т.е. условно предельным Айзенковским экстравертом является ИЭЭ-"Гексли", а предельным интровертом -- ЛСИ-"Максим Горький". Но не следует забывать, что айзенковские экстра/интро рассматриваются на уровне поведения, а не информационного метаболизма, поэтому эти соотношения с социотипами весьма условны.
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!