1

Тема: Статьи о 3В

Третья Воля и общественное мнение

Проблемы типирования 3В.
Для того, чтобы перейти к основном мысли данной статьи я начну с проблем типирования третьих Воль. Так как я являюсь типировщиком по психе-йоге (психософии), то уже есть небольшой опыт в типировании и наблюдениями за третьими Волями. Идентифицировать 3В достаточно просто, чаще всего они выдают себя в самых казалось бы незначительных мелочах. Труднее всего обстоит с принятием себя как 3В. Это поистине актуальная проблема, с ней сталкиваешься практически постоянно, на каждом втором типировании третьевольника. Именно 3В труднее всего принять то, что она является 3В. Почему же это происходит чаще всего именно с ней? Конечно, тут влияют и стереотипы о 3В и очень "красочное" описание 3В от Афанасьева, которое повергает в небольшой шок некоторых носителей этой злосчастной Воли. Также, имеет место быть и собственное желание носителя 3В быть по какому-то параметру лучше. Да, это самый корень зла, наверное. Например, вбил себе один третьевольник в голову, что в глазах друзей и/или левых людей, с типом ВЛЭФ будет выглядеть "лучше" и все он будет искать подтверждения своей 1В везде, где только может. Постарается даже "перекроить" себя, так ,чтобы самому твердо в это верить, а не только, чтобы и другие верили. На самом деле, это очень важно для носителя 3В верить самому, что он является таким-то в глазах общества, иначе не прокатит. К оценкам себя со стороны 3В порой может начать сомневаться, не доверять, а когда уже сам уверен, то другое дело, осталось только для капитальной уверенности найти подтверждение со стороны, в частности от компетентных типировщиков, авторитетов и т.д.
Все дело в самом внутреннем устройстве третьей Воли, в сочетании компонентов m (мотивации) + s (восприятии обратной связи), а также и отсутствию компонента R (адекватной самооценки). Собственной адекватной самооценки нет, а чтобы ее уравновесить нужно получить положительную обратную связь от общества. При таком механизме, носитель 3В, который считает, что наличие 3В это плохо, понижает как-то собственную оценку (да даже не перед другими), а перед самим собой, просто не захочет себя считать 3В. Тут только помощь психотерапевта в виде 2В поможет, которая уверит, что это не все так ужасно. Ну или сам 3В не попробует изменить такое свое отношение.

Про общественное мнение.
Хочу плавно перейти к более широкой теме, которая также касается 3В. Последующая мысль думаю более полно отразит то, что я хочу выразить.
Воля является стержнем личности, ее основой. Потому личностные качества человека для 3В могут служить некоторым стимулом для развития. К примеру, если третьей Воле постоянно говорят, что вот смотри твоя подруга Маша и умная и добрая и душевная и т.д. и такие качества будут выглядеть в свете общества положительно, то носитель 3В может захотеть либо лучше относится к таким людям, чтобы расположить их к себе, либо самой стремится развить в себе такие качества. Второе, мне кажется, наиболее вероятно. 3В ведь хочется быть лучше, умнее, сильнее и т.д., а значит надо самому развиваться и стать лучше той самой подруги Маши.
Можно увидеть такую схему и на других социальных явлениях общества, не на локальном уровне, а уже на более общем, глобальном. Наверное, многие знают, рассказывали в школе или читали о таком явлении, как байронизм, литературно-общественном направлении, возникшее в начале 19 века в Англии, если я не ошибаюсь, а потом распространившееся по Европе и в России.

интернет-энциклопедия пишет:

Основные черты байронизма: мировая скорбь, глубокое разочарование в жизни и любви, презрение к толпе и саркастическое отношение к ней, жажда новых ощущений и подвигов, готовность к борьбе за независимость, общественную и личную свободу. После реакции Великой Французской революции молодежь многих стран Европы впала в уныние, разочарование, пессимизм. Соответствующее этому поведение считалось признаком высокого тона. Такое общественное явление вызвало к жизни целое направление «революционного романтизма», определившего отражение его в поэзии, философских трактатах, живописи. Молодежь возвышала себя над старшим поколением, над массой «обыкновенных людей» - тружеников. Д. Байрон – кумир молодежи своего века. Его богоборческие настроения передались и русскому дворянству и особенно разночинцам. Молодежь была втянута в борьбу с собственным народом, пробудила в себе бунтарский дух и стремление к «абсолютной свободе» и прежде всего к свободе от Бога.

Как мы видим, в то время данное направление считалось модным в кругах молодежи, да и само движение, на самом деле, явно в духе третьей Воли, не удивлюсь, если Байрон был третьевольником. Итак, модно было быть романтичным с философскими воззрениями, некоторые даже подражали внешне самому Байрону, например, могли прихрамывать, пребывать в печальных настроениях, сочинять стихи, пренебрежительно относится к материальной стороне жизни и т.п. И многие , даже не имея природной склонности к подобным качествам, все же пытались внешне и скорее всего и внутренне развивать в себе эти качества, дабы выглядеть "классно" в глазах общества. Конечно, нельзя сказать, что другие Воли, например, не участвовали в подобном движении, но более чем уверенна, что для других Воль мотивы и причины были иного характера.
Когда в моде появляются другие "классные", "хорошие" качества личности, то 3В более склона пытаться развивать в себе такие качества, дабы опять же выглядеть в свете общества с лучшей стороны.
Но еще бывают и обратные реакции, когда ,напротив, 3В не следуют моде, но из соображений, что тем самым они выделяются. И если уж совсем вглубь копнуть, то и подобное выделение в обратную сторону может быть вызвано тем, что человек для себя решил, что подобное поведение будет оценено им положительно, как бы такая гордость за самого себя, что я не такой как все, хоть его и могут осуждать.

Вообще самое главное из этого нужно понять одно, что 3В восприимчива к модным тенденциям, к общественному мнению и ищет для себя самую выгодную позицию. Самая суть в таких позициях, чтобы выглядеть в глазах общества и в собственных глазах "хорошим".
В понятие хороший каждый 3В может вкладывать свое. То есть для одного может быть ощущение того, что он хороший, если он пойдет против модных тенденций общества, для другого есть будет следовать этим тенденциям и т.д.

В завершении хотелось бы привести достаточно характерные примеры из протоколов типирования, которые наглядно проиллюстрируют особенности мышления третьей Воли и значение для нее общественного мнения:

Всегда самооценку будут затрагивать моменты, когда нужно "держать лицо", как-то себя поставить. Причем самооценка будет зависить не от оценки людей - посчитают они мое поведение достойным или нет (даже по таким вопросам у людей бывает довольно разный взгляд на практике), а буду ли я сам доволен своим поведением, посчитаю ли я, что сам все сделал правильно - если да, то негативная оценка людей будет безразлична. если нет - попридушиваю себя своей собственной негативной оценкой (даже если со стороны людей реакция будет положительная), и вот отсюда и ростут все эти фразы, что дальше будут - что "в глазах людей выгляжу убого", только оно не совсем верно сформулировано - скорее не "в глазах людей", а "объективно, не льстя себе" - не в своих глазах, а что я из себя представляю на самом деле, что _видят_ окружающие и каким я перед ними предстаю, как они это _оценивают_ - это уже их дело, меня это не касается, но как бы я сам себя оценил, видя это все не изнутри себя, а со стороны. Поэтому бывает несоответствие оценки окружающих и собственной - "как ты можешь ко мне так хорошо относиться, я бы на твоем месте прибил меня за такое", "мне все равно что кто-то обо мне думает - я себе нравлюсь". И самооценка - с одной стороны достаточно уверенная, чтобы спокойно относиться к мнению общества, с другой стороны ем сам себя за то, что я "недоделываю", в чем я "недотягиваю", потому что я должен быть лучше, чем я есть, и нет предела совершенствованию - мне сказали "достаточно", а я чувствую "нет, еще не хватит".

1. Постарайтесь вспомнить те основные цели, которые Вы ставили себе в жизни, назовите их.
Это уж очень личный вопрос)), ну правда - слишком личный. Могу сказать, что все они относились к желанию сделать себя лучше (ну или просто измениться), чем на данный момент. Это могло быть связано с образованием, работой, отношениями с людьми, внешним видом и т.д в общем, со всеми сферами жизни. Но лейтмотив всегда один – показать себя, желательно лучше всех… и где только можно, особо желательно увидеть неподдельное восхищение собственной персоной.

2. Почему Вам были важны эти цели?
Ну как почему?!!! Потому что их достижение (а точнее реакция окружающих) поднимает мне самооценку, приглушает ощущение собственного ничтожества, в общем, придает мне некую ценность в собственных глазах.

Автор - sevilia

2 (изменено: Anette, 2013-03-11 16:25:24)

Re: Статьи о 3В

Об агрессивно-хамских реакциях на результаты типирования с точки зрения соционики и психе-йоги

Я уже много лет занимаюсь типированиями как по соционике, так и по психе-йоге, и за это время не раз сталкивалась с ситуацией неприятия типируемым полученного результата. Выражаться неприятие может по-разному: просто игнорированием результата (когда после окончания анализа типируемый просто исчезает, ничего не ответив типировщикам), спокойным констатированием неприятия, конструктивными возражениями и т.д. Но нередко встречается и агрессивно-хамская реакция. Она обычно выражается в пренебрежительном тоне общения, обвинении типировщиков в отсутствии квалификации или подтасовке результатов, а также передергивании, в принижении чужого труда и даже самих соционики и психе-йоги.
Основная причина агрессивного неприятия – желание видеть себя в более удачном свете и восприятие полученного результата как удара по самооценке. Почему так происходит?
Ответ на этот вопрос можно искать в разных плоскостях, но меня, в первую очередь, интересует объяснение этого явления с точки зрения соционики и психе-йоги.

Соционика

Чтобы найти ответ на вопрос в сфере соционики, необходимо, в первую очередь, обратиться к параметрам функций.
Если отправной точкой неприятия результата является желание видеть себя в позитивном свете, то это проблема понимания и принятия своей сути, что входит в информационное поле аспекта ЧИ. Подобные проблемы характерны для обладателей маломерной и/или «плюсовой» ЧИ. Обладателям маломерной, то есть обрабатывающей информацию на уровне опыта и норм, ЧИ может быть сложно объективно оценивать себя, а это во многих случаях приводит к тому, что человек отождествляет свое «Я» с некими идеальными представлениями и не видит разрыва между своим реальным «Я» и придуманным идеалом.
Сложности с принятием себя (вернее, своих негативных сторон) могут быть и у многомерных ЧИ со знаком «плюс», что объясняется отсутствием ориентации в зоне «минуса». Им бывает сложно принять негативные стороны как в других людях, так и в себе. Также у них могут возникнуть проблемы с принятием бесперспективности, ограниченности возможностей в различных сферах и заурядности, что, в свою очередь, может вызвать негативную реакцию при определении каких-то значимых для них аспектов в маломерные.
Для выражения недовольства результатами типирования в виде презрения, насмешек, попыток унизить и т.д. необходима многомерная БЭ со знаком минус. Обладатели «плюсовой» БЭ не ориентируются в зоне негативных отношений, соответственно, не имеют необходимого «механизма» для выражения презрения и антипатии. Обладатели маломерной минусовой БЭ также не имеют достаточного инструментария для сознательного, дозированного выражения негативного отношения, и для них его выражение сопряжено со страхом.
Кроме того, подобная реакция включает в себя элемент силового воздействия на типировщика, что дает основание предполагать у этих типируемых ЧС не ниже нормативной (а в большинстве случаев – многомерную).

Психе-йога

Пожалуй, на вопрос о том, кто склонен к подобному поведению, еще более точно может ответить психе-йога.
Если мы вернемся к истокам реакций, то сможем увидеть, что ситуация типирования не в тот ТИМ/ПЙ-тип, в который хотелось, становится ударом по самооценке такого типируемого, поскольку заставляет увидеть себя в не самом лучшем свете. И этот удар вызывает болезненную реакцию, что говорит об отсутствии компонента R, отвечающего за оценку своих сил, способностей и возможностей. Но в каком аспекте? Безусловно, в Воле. Особенность этого аспекта состоит в том, что он, в отличие от трех остальных, отвечает не за узкоспециализированную сферу, а за личность (ее стержень) в целом. Поэтому удар по представлениям о своей личности попадает именно на Волю. Болезненность удара усиливается тем, что типировщики (и читатели, если типирование проходит в открытом доступе) являются свидетелями происходящего. Кроме того, с данным типом он может предстать в глазах окружающих его людей совершенно не в том свете, в каком хотелось бы. То есть, болезненным является не только само наличие тех качеств, которые получают отрицательную оценку со стороны типируемого, но и то, что о наличии этих качеств у него кто-то узнает. Это воспринимается как позор и унижение. Как то, что кто-то увидел его слабые места. Такая реакция на стороннее мнение объясняется наличием компонента s, отвечающего за восприятие оценок других людей и обратной связи в целом. И это же свойство функции вынуждает типируемого оспаривать результат, потому что ему важно, чтобы другие люди воспринимали его именно так, как он хочет.
Связка «s при отсутствии R» характерна для третьей функции, в данном случае – Воли.
Мы увидели, как происходит восприятие ситуации типируемым, а чтобы понять механизм его последующих действий, посмотрим на схематическое изображение модели ПЙ типа.

http://typologies.ru/files/site1/upload/functions.jpg

Поступивший извне сигнал, в данном случае оценка окружающих, мотивирует типируемого на то, чтобы он предпринял какие-то действия по изменению ситуации. Мотивирующий сигнал передается от третьей функции к первой, которая, обладая компонентом G, ставит конкретные цели по трансформированию ситуации (формирует картину ситуации после достижения желаемой цели) и далее передает управление второй функции, которая оценивает возможность влияния на ситуацию и запускает процесс воздействия на желаемый объект.
На конкретных примерах это выглядит следующим образом:
ЭФВЛ. После получения нежелательного результата идет эмоциональный всплеск (перевод в Эмоцию) и дальше – силовое (физическое) воздействие.
ЛФВЭ. После получения нежелательного результата идет безапелляционное утверждение своей позиции относительно ТИМа/ПЙ-типа (перевод в Логику) и дальше – силовое (физическое) воздействие.
ЭЛВФ. После получения нежелательного результата идет эмоциональный всплеск (перевод в Эмоцию), который может быть не выражен внешне в силу особенностей работы блока (блок «Эмоция+Логика» дает направленность эмоции «в себя», а не во внешний мир, как при наличии блока «Эмоция+Физика»), а дальше начинается дискуссия относительно полученного результата, причем, часто непродуктивная, с придирками к мелочам и передергиванием смысла слов оппонента.

В заключение хочу добавить, что далеко не всем обладателям +ЧИ или маломерной ЧИ, многомерной –БЭ и многомерной ЧС, а также не всем 3В свойственны такие реакции, поэтому данная статья ни в коем случае не должна привести к навешиванию ярлыков на представителей данных типов.

Автор - Anette

3

Re: Статьи о 3В

Annette, классно пишете, все очень логично и понятно.

4

Re: Статьи о 3В

Faith, спасибо smile

5

Re: Статьи о 3В

Многое верно. Отмечу только, что неприятие соционического типа может быть вызвано психософскими причинами, а не соционическими. Еще влияет то, что в некоторых школах не придерживаются принципа безоценочности социотипов, и для некоторых социотипов создают своего рода культ. И вытипировать человека из такого социотипа становится в разы сложнее.
Правда, нет ответа на главный вопрос "ну и что с этим делать".

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

6

Re: Статьи о 3В

4X_Pro пишет:

Еще влияет то, что в некоторых школах не придерживаются принципа безоценочности социотипов, и для некоторых социотипов создают своего рода культ.

Это верно. Но тут не только в школах дело, мне кажется. Культ создает и сам социум.
Например, в соционических кругах, независимо от школы, модно быть логиками-интуитами.
Почему так происходит?
Мне, кажется, что причина в следующем. Зачастую в соционику приходят люди достаточно не глупые. Ну, по крайней мере, интеллигентные. И почти у каждого такого человека в жизни было сравнение себя с окружающей малоообразованной и малокультутной массой с интересами из разряда "пожрать-поспать-пое****ся". И, чувствуя у себя некоторое интеллектуальное превосходство и отсутствие культа телесных удовольствий, человек думает, что эти окружающие - сенсорные этики (в крайнем случае сенсорные логики), а он - логик-интуит. И уже на этом этапе у него формируется предубеждение по отношению к сенсорным этикам. И потом даже изучение теории соционики не дает ему оторваться от сформировавшегося стереотипа. И если его самого потом типируют в сенсорные этики, то у него происходит разрыв шаблона.