1

Тема: Александр Скрябин, композитор

“Как-то на одной из Беляевских пятниц, среди возбужденного обмена мнений о конечном смысле искусства и новых художественных устремлениях, Скрябин разгорячился, увлекся и в пылу проповеди о своей великой миссии, как благовестнике грядущего перерождения человечества чарами искусства, патетически воскликнул:
"—Я—творец нового мира. Я—Бог”.
"—И, полно-те, миленький,—охладил его Лядов, дружески потрепав по плечу.—Ну, какой ты Бог. Просто ты—петушок”.
Скрябин совершенно опешил, онемел, а затем разразился детски искренним смехом, при общем хохоте гостей”.
В этом ярком эпизоде обрисован весь Скрябин. “Я творец нового мира. Я—Бог” и сейчас же переход на детски-искренний смех. Титан, творец “Прометея” и нежный эльф во многих других своих произведениях.

http://s019.radikal.ru/i621/1308/f3/88ef3c656d83.jpg

Лядов, по словам автора вышеприведенных строк, на следующее утро после присуждения Скрябину учрежденной Беляевым Глинкинской премии, звонит ему по телефону: “Знаешь ли, плохо что-то спалось ночью. Все нейдет с ума мысль: подписать то протокол мы подписали, но хороши же мы будем, когда через две недельки узнаем, что Скрябина свезли на Недельную”.
Сабанеев указывает на то, “что по отношению к Скрябину часто ставился вопрос о безумии, о дементативном моменте в его психической и творчесной организации”, так как его мистерия и его мегало-манические убеждения подавали несомненно много поводов к этому.
В другом месте тот же Сабанеев говорит, что “если дементативный момент присутствовал в Скрябине, то именно в том, что в определенный момент он утратил сознание своих границ и сил”.
Лапшин говорит об эмоциональной эйфории у Скрябина, “имеющей слегка патологический оттенок”.
По мнению Луначарского Скрябин в своем миросозерцании “почти дошел до грани сумасшествия”, хотя, по его мнению, "здоровое в Скрябине победило начинающееся от самой полноты его творческого самосознания безумие”.
Шилкин говорит о “гениальном безумии” Скрябина.
Зимою 1913 года, по словам Шлецера, в разговоре с Тершенно и Зилоти, Скрябин, развивая перед ними планы относительно Предварительного Действа... сильно увлекся, потерял как бы чувство реальных возможностей и нарисовал столь грандиозный образ нового произведения, сближая его с Мистерией, что, по-видимому, несколько смутил присутствующих. Наконец сам Шлецер, один из наиболее близких к Скрябину людей, указывает, что “Скрябин 90-х годов страдал острой неврастенией; неврастеничной, надорванной представлялась его игра и творчество его казалось отмеченным печатью какой-то надломанности в самой силе своей." Ходячее, внутренне противоречивое выражение—болезненный талант—к нему вполне, по-видимому, могло быть применено. “Чрезвычайно нервным, повышенно-раздражительным, чутким и легко возбудимым”.  Скрябин, по словам Шлецера, оставался до конца жизни. Упоминая о “минутах высочайшего подъема”, наблюдавшихся у Скрябина, во время которых Скрябин “себе уже не принадлежал и был, в точном значении этого слова—вне себя”. Шлецер добавляет: “если безумие есть хаос, то эти состояния высшей организованности и гармонии полярны были всякому безумию. Однако, Скрябин в те минуты был, действительно, близок к катастрофе и одна только грань отделяла его солнечный экстаз от мрака безвидного, пустоты и отчаяния”.
Читать далее...

Дополнительно: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yand … 3772857999

http://s020.radikal.ru/i714/1308/8a/0b5a45816a61.jpg

2 (изменено: mashroom, 2013-08-17 08:20:17)

Re: Александр Скрябин, композитор

Отсебятина на тему... для прочтения не обязательно


Статья, которую я вывесила в этой теме носит совсем немного провокационный характер, на мой взгляд. Вообще, я встречала достаточно много информации такого плана и даже намного хуже. Объясню, о чём я. У Скрябина было немного специфическое восприятие музыки. Он употреблял синестезию. Каждая тональность и отдельные звуки, отдельные аккорды и гармония вообщем воспринималась им как сочетание красок. Всё это он окрашивал цветами в своём воображении. Есть такой важный момент в его биографии - он всегда говорил о своей миссии. Он мечтал создать "Мистерию" Собственно, цитата: "На достижение этой цели были направлены и упорное изучение истории человеческой мысли — от Иммануила Канта и Фридриха Шеллинга до Фридриха Ницше и Елены Петровны Блаватской, от мистических учений Древнего Востока до марксизма, — и напряженные поиски в сфере музыкального языка, становящегося все более и более индивидуализированным. Идея «Мистерии», подсказанная ему Вячеславом Ивановым, в сущности, не что иное, как «биография духа», расширенная до космических масштабов. «Мистерия» мыслилась как совершающееся где-то в Индии грандиозное соборное действо, в которое вовлечены и люди, и весь окружающий мир, и все искусства (включая «симфонии» ароматов, прикосновений и т. п.), возглавляемые музыкой. Участники действа как бы проживают всю космогоническую историю «божественного» и «материального», достигая экстатического воссоединения «мира и духа», а тем самым полного освобождения и преображения, в чем, по идее композитора, и должно заключаться «последнее свершение». За этим поэтическим, по сути, видением скрывалась вековечная жажда великого «чуда», мечта Скрябина о новой эре, когда человек, победив зло и страдания, станет равным Богу." (источник здесь)

Всё это я пишу для того, чтобы не было сомнений в том что композитор Скрябин типируем, если вдруг такие возникнут, потому как есть масса не совсем надёжной информации. Есть огромное количество домыслов что у него была чуть-ли не шизофрения, а иногда его и вовсе причисляют к больным. Причем, на сколько я вижу что при писывают болезни, которые не сочитаются, на этом основании я склонна думать что это домыслы и стереотипы. Цветной слух и некоторое фантазирование вполне себе присуще многим. И то, я бы фантазированием это не назвала. Возможно - пафосное описание, не более того. Синестезия вполне нормальное явление, я считаю что этот феномен ни с чем не связан. Многие педагоги в музыкальных школах добиваются такого художественного и эстетического восприятия музыки у деток. Для этого есть и уроки ритмики и всего чего только можно. Подход разносторонний. Дальше отступая скажу что у меня в консерватории был вполне себе здоровый педагог по гармонии, который аккорды с фруктами сравнивал. Т. е. по шкале - на сколько он сочный. Иногда говорил: "Почувствуйте, вот тут жир" (я думаю, такое знакомо многим). Страшный дядя - да. Но вполне адекватный. Так что, я считаю все эти домыслы безосновательными, возможно некоторые моменты сможет объяснить психотип.

И так, вернусь. От себя добавлю что Скрябин был великим новатором в области гармонии, также. Весь он сказан в своих произведениях. К примеру поэмы "К пламени", "Сатаническая поэма", "Поэма экстаза", "Трагическая поэма", "Поэма огня "Прометей"", "Божественная поэма"на мой взгляд, это, если можно так сказать, некая квинтэссенция его творчества. Ну и, собственно, сами названия говорят за себя.

Мне приглянулась одна статья, на мой взгляд тут очень красочно рассказывается о музыке Александра Николаевича:

"Творения его воспринимались крайне контрастно. Поэт Борис Пастернак, в юности мечтавший стать композитором, признавался: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». А солидный композитор А.К. Лядов в частном письме дал волю своим впечатлениям: «Ну уж и симфония! Это черт знает что такое!! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же делась музыка? Со всех концов, со всех щелей ползут декаденты. Помогите, святые угодники!! Караул!! Я избит, избит, как Дон Кихот пастухами... После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца со сладким лепетом. Кажется, сейчас с ума сойду. Куда бежать от такой музыки? Караул!»
Впрочем, такое мнение в среде профессиональных музыкантов было, пожалуй, исключением. И объясняется оно скорей всего неожиданностью лавины «звукоэмоций», которую обрушил на слушателей Скрябин. Главное ощущение от этого Асафьев передал так:
«Мы знаем, что цветок расцветает, но мы не видим этого; мы знаем, что вращение миров рождает музыку сфер, но мы ее не слышим, не различаем среди шумов, замкнувшись в тесном кругу нам привычных звучаний; мы знаем, что мы сами растем, но не ощущаем этого процесса — кажется, мы ощущаем только разрушение и то, как мы умираем... И вдруг среди нас родится гений-человек, нам подобный, но и над нами властвующий, ибо он чародей, вещун. Он не хочет знать, как люди умирают (вспомни Чайковского!), он хочет знать (переживать), как и чем они живут, глубь их жизни, он хочет испытать это, хочет слышать музыку сфер, хочет ощутить процесс роста и оплодотворения...
Творчество немыслимо без любви, без желания передать, излить себя, изжить себя. Зерно творчества — акт оплодотворения, обсеменения. Творчество есть любовь, есть выделение накопленной жиз-
ненной энергии в мир, окружающий творца. Больше — творчество есть создание новых миров. Творчество есть благодеяние. Скрябин принимает на себя миссию пророка: он жаждет возвестить людям, чтобы они не боялись ни угроз судьбы, ни скорбей, ни горестей, что все — хорошо, что они будут счастливы. Скрябин дерзостно и смело говорит, что сам он так счастлив, так напоен счастьем, что может наделить им всех людей. И если счастье есть изымание духа из пределов «условной человечности», из оков «житейскости» и слияние с космосом, с истоками жизни — он имел право так говорить. Но чтобы внушить людям это, чтобы захватить их волю, их воображение и перенести их в иные области переживаний, он должен был создать новые миры в музыке...» (источник здесь)

******************************************

По-моему, на лицо 8 ТУАИ. Еще, на основании всей этой информации, могу предположить что многие моменты объяснятся психотипом ВЛФЭ. С Социотипом мне сложней.

3 (изменено: mashroom, 2013-08-17 08:22:37)

Re: Александр Скрябин, композитор

Кто что думает?

4

Re: Александр Скрябин, композитор

Ужас, я дошла до части: "от Иммануила Канта и Фридриха Шеллинга до Фридриха Ницше и Елены Петровны Блаватской, от мистических учений Древнего Востока до марксизма" и подумала, как у столь милого мне композитора могли оказаться столь противные мне гегельянские вкусы. hmm Впрочем, это, наверно, нормально для музыканта, тем более такого. Помимо того, что это говорит в пользу веселости (хотя это и по общему описанию прослеживается) и/или этики+интуиции, он мне своей маниакальностью напоминает то Гитлера, то карикатурного Дон-Кихота. Но в описаниях больше Гамлета, а по его собственным словам - альфийца. Но это мои обычные общие рассуждения квадренно-идеологического толка. А вот о его личности ничего сказать не могу, мало материала для типирования. Нужно тексты, цитаты, бытовые ситуации, фотки... Но с фотками все тоже как-то сложно, их мало, а я лично не всегда по ним хорошо определяю, и вообще...

СЭЭ-ИЛЭ-ЛВФЭ-БНПВ, Василиск, 156, EF, True Neutral. Выделенные дома: 3, 9, 12. N/DA/Baltid+mix.

5

Re: Александр Скрябин, композитор

Ага. Ладно, я поработаю над этим моментом в теме. У меня есть хорошая книга.
Да, фото мало, я искала (у меня где-то был почти с помойки поднятый альбом с фотографиями, толстый такой. Еще там биография была, но этот альбом где-то затерялся. Видимо, судьба у него такая). Попробую еще поискать.

6

Re: Александр Скрябин, композитор

alice_q пишет:

Ужас, я дошла до части: "от Иммануила Канта и Фридриха Шеллинга до Фридриха Ницше и Елены Петровны Блаватской, от мистических учений Древнего Востока до марксизма" и подумала, как у столь милого мне композитора могли оказаться столь противные мне гегельянские вкусы. hmm Впрочем, это, наверно, нормально для музыканта, тем более такого.

Ну, я подумала так... вообщем, глядя на то что он хотел создать и о чём говрил, то, видимо, вкусы его тут роль уже не играли. big_smile  Вот, даже не знаю как это объяснить... тут некий синтез всего-всего. Т. е. все должны были слиться в общем экстазе, скажем так. smile

7

Re: Александр Скрябин, композитор

Александр Николаевич Скрябин: биография
16.01.1872 - 27.04.1915 Россия

А.Н.Скрябин родился 6 января (по новому стилю) в Москве, где он провёл детство и юность, где протекли годы его учения, художественного подъёма и вступление в пору творческого расцвета.

Родителям не довелось сыграть особую роль в его жизни, т.к. мать, Любовь Петровна Щетинина, пианистка, блестяще окончившая Петербургскую консерваторию (её высоко ценили братья А.Г. и Н.Г Рубинштейны), скончалась в 1873 году от туберкулёза. Отец был юристом, после смерти жены уехал в Петербург, окончил институт восточных языков и уехал в Турцию. Женившись во второй раз на итальянке, он раз в несколько лет приезжал в Россию в отпуск и эпизодически виделся с сыном.

Все заботы о маленьком Скрябине взяли на себя две бабушки - мать отца Елизавета Ивановна, её сестра Мария Ивановна и сестра отца, тётушка Александра Николаевича, Любовь Александровна. Три женщины души в нём не чаяли. Шуринька, как его называла тётушка, был тихий, ласковый, очень нервный и хрупкий. Его не приходилось чем-нибудь занимать, он всегда сам находил себе занятия: смотрел картинки, рисовал, клеил. Он был очень любознательным, обладал прекрасной памятью. К 7 годам он уже мог хорошо читать и писать.

Музыкальные способности проявились довольно рано. С ранних лет Скрябин подбирал на различных музыкальных инструментах. С 5 лет мальчика стали брать в оперный театр. Здесь его больше всего интересовал оркестр. С большим увлечением следил он за дирижёром, оркестрантами, выяснял названия инструментов. Самым любимым инструментом будущего композитора был рояль.

В 1882 году десятилетний Скрябин, блестяще сдав экзамены, поступает во 2- й Московский кадетский корпус. С лета 1883 года начались систематические занятия на фортепиано. Первым его педагогом был Г.Конюс. Постепенно у Скрябина созрело решение поступать в консерваторию. Продолжая заниматься в корпусе, будущий композитор начал заниматься с Н. Зверевым по фортепиано. Параллельно с С.Танеевым - теорией музыки. Затем прошёл курс гармонии с Г.Конюсом. В январе 1888 года был принят без экзаменов в класс контрапункта С.Танеева. Одновременно он был принят по классу фортепиано к В.Сафонову. Года за полтора до окончания консерватории, Скрябин переиграл правую руку, разучивая "Исламея" Балакирева и фантазию Листа на темы Моцарта. Это было одним из толчков для возникновения интереса к философским вопросам: "Первая серьёзная неудача в жизни. Первое серьёзное размышление: начало анализа... Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге",- писал он.

В 1889 году Скрябин закончил кадетский корпус, а в 1892 году- консерваторию с малой золотой медалью по классу фортепиано (по композиции он не закончил Консерваторию, т.к. перейдя на старших курсах к А.Аренскому, "не сошёлся с ним характером").

В феврале 1894 года Скрябин впервые выступает в Петербурге -как пианист - исполнитель собственных произведений. Здесь он знакомится с М.Беляевым. Эта встреча сыграла большую роль в его жизни. Беляев был богатым лесопромышленником, который много сделал для русских композиторов. Через него завязались отношения Скрябина с Н.А.Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами.

Начиная с середины 90-х годов, развёртывается исполнительская деятельность Скрябина. Он побывал во многих городах России: в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, в Одессе. Летом 1895 состоялась первая поездка за рубеж: Германия, Франция Швейцария, Италия, Бельгия. В начале 1898 года состоялся несколько необычный концерт в Париже, он был целиком из произведений Скрябина: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой. Верой Ивановной Скрябиной (Исакович), на которой незадолго до этого женился. Концерт прошёл с успехом.

По мере увеличения семьи возрастали и расходы, поэтому в 1898 году Скрябин принимает предложение Сафонова и становится профессором Московской консерватории по классу фортепиано.

На протяжении 90-х годов происходит духовный подъём Скрябина- художника. Постепенно складываются основы его эстетических взглядов. Появляются тенденции к осмыслению сущности и задач художественного творчества, поиски последовательной системы мировоззрения.

Скрябин с юных лет любил природу, особенно восхищала его морская стихия: "Вот где простор, и не говоря о бесконечности красок и форм", - писал он.

Начиная с 1894 года, появляются лучшие скрябинские фортепианные произведения первого периода его творчества. Исключительно большая роль фортепиано в творчестве Скрябина сближает его с Шопеном. Однако, воспринятые Скрябиным элементы шопеновского стиля претворялись им глубоко по-своему. Среди небольших произведений этих лет первое место занимают прелюдии. Жанр прелюдии особенно подходил для воплощения в сжатой, лаконичной форме многообразных контрастирующих душевных переживаний. Количество прелюдий показывает,насколько композитор был увлечён ими (около 50 в течение 1895-1896), при этом одновременно сочинялись различные другие вещи, в том числе Вторая соната. Отталкиваясь от классического образца -24 прелюдии Шопена, охватывающие все тональности, Скрябин задумал написать два таких цикла, но ограничился одним. Остальные прелюдии, сочинённые в связи с этим замыслом, были объединены при издании в отдельные сборники.

Рядом с прелюдиями ближайшее место по значению занимают этюды. Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12 этюдов.ор.8 включает в себя замечательнейшие образцы этой формы. Подобно Шопену, Листу и другим композиторам, Скрябин сочетает в этюдах поэтическо-технические сложности со значительным, глубоким-музыкальным содержанием. Круг образов скрябинских этюдов в большей мере близок кругу его же прелюдий.

Кроме произведений малой формы, в 90-е годы так же создан ряд крупных произведений. Главное значение имеют, прежде всего, три первых сонаты и единственный концерт Скрябина. Первая соната была создана через год после окончания консерватории. Она занимает в его творчестве рубежное положение, знаменуя переход к началу зрелости.

Произведения 90-х годов - это первый этап творческой зрелости Скрябина. Хотя рояль и продолжал оставаться для него любимым инструментом, однако он уже не удовлетворяется только им. Новые творческие задачи заставляют композитора обратится к оркестру, которому он и уделяет на время главное внимание.

Возникновение новых замыслов отразило эволюцию художественного мировоззрения Скрябина, в свою очередь связанного с окружавшей его идейной атмосферой и новыми веяниями в русской художественной жизни этого периода. В конце 90-х - начале 1900 годов процесс формирования идейно- художественных и философских взглядов композитора, сыгравших определённую роль в его творчестве. Их исходной точкой являлось убеждение, что искусство оказывает огромное нравственное воздействие на людей и может их объединять. Эта идея составила основу замысла его Первой симфонии, первым оркестровым сочинением (до симфонии было ещё несколько опытов симфонического письма, которые не были изданы). В 1901 году появилась Вторая симфония.

В течение летних месяцев 1903 года было написано около 35 фортепианных произведений. Для большинсва из них характерны мажорные тональности, в отличие от сочинений 90-х, в которых большей частью преобладал минор, то трагедийно-патетический, то скорбный. Из прежних жанров сохраняются только прелюдия и этюд. Почти вовсе исчезают традиционные танцевальные формы.

Но появляется новая форма, которая сохранилась у Скрябина до конца его творческого пути - поэма. Первыми образцами фортепианных поэм явились две поэмы ор.32, принадлежащие к числу наиболее выдающихся и широко известных скрябинских пьес. Из прелюдийных циклов этих лет особенно выделяются ор.37, 4 прелюдии, и второй цикл этюдов ор.42.

В 1903 году Скрябин бросает тяготившую его работу в консерватории. М. Морозова, обладавшая большими денежными средствами, предложила ему " спонсорскую поддержку" в 2400 рублей (подобно тому, как в своё время Чайковскому была предложена поддержка Н. Фон Мекк). В феврале 1904 года Скрябин выехал за границу.

Ближайшие годы Скрябин провёл в различных странах: Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, в Америки. Дольше всего жил в Швейцарии - около 2-х лет. Там Скрябин усиленно работал над партитурой Третьей симфонии, продолжал много читать по философии и психологии. Когда осенью того же года в Женеве состоялся международный философский конгресс он посещал заседания и внимательно изучал его протоколы.

В 1904 году Третья симфония была завершена. Вскоре после этого Скрябин отправляется в Париж. К этому времени относится очень важное событие: он разводится со своей женой Верой Ивановной. Второй женой Скрябина стала Татьяна Фёдоровна Шлерец.

Весной 1905 года в Париже состоялось первое исполнение Третей симфонии (Божественной поэмы), которая, в целом, имела большой успех. После этого Скрябин с Татьяной Фёдоровной уезжают в Италию, где композитор работает над Поэмой экстаза.

Находясь на чужбине, Скрябина очень интересовало происходящее на Родине, особенно революция 1905 года. Но исторические события воспринимались им через призму его заветных художественных мечтаний.

В марте 1907 года Семья Скрябиных (в 1906 году у них родилась дочь Ариадна) переселилась в Париж. Здесь в мае состоялся цикл русских концертов, организованных известным русским художественным деятелем С. Дягилевым, активно пропагандирующим русское искусство на западе. Программа концертов включала в себя крупнейших русских композиторов, начиная с М.И.Глинки, включая и произведения Скрябина.

В 1909 году Скрябин возвращается на Родину. Первые месяцы этого года обеих столиц прошли под "звездой" Скрябина. После не большой поездки в Брюссель, в 1910 году семья Скрябина окончательно вернулась на Родину.

На протяжении последних лет жизни Скрябин создал ещё пять сонат и ряд небольших пьес. Эти поздние сочинения во многом развивают образы и настроения "Прометея" (первое исполнение которого состоялось в марте 1911 года), в общем, они основаны на той же ладовой системе.

Летом 1914 года вспыхнула первая мировая война. Она казалась Скрябину лишь необходимым, но переходящим этапом к дальнейшим мировым катастрофам. Зима 1914-1915 года прошла в работе над "Предварительным дейсвием". К концу 1914 года был готов текст.

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концентировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде (исполнял он только свои произведения).


   
Мистика композитора СкрябинаЖизнь и творчество великого русского композитора, окружена множеством неразгаданных загадок и поистине мистических тайн...

Мистерии
Все кажущиеся суперновыми идеи в музыкальном мире давно известны человечеству, и в числе их первооткрывателей почетное место принадлежит русскому композитору Александру Скрябину. Он еще в 1910 году придумал соединение музыки со световыми эффектами и написал знаменитую «Поэму огня», в которой объединил хор, орган, симфонический оркестр, фортепиано и... специальную клавиатуру для световых эффектов. Поэтому любые западные изыски — всего лишь жалкое подражание уникальному русскому гению. Исполнить это оригинальное произведение в том виде, в каком задумал автор, никому не удалось, даже при развитой технике конца XX века — это загадка! Возможно, исполнителей удерживает некий мистический страх? В начале XX века в световом сопровождении Скрябину отказали «по техническим причинам».

Скрябин не увидел светомузыки, но активно работал в другом направлении, создавая симфонию, связанную со вкусами и запахами, осязательными и зрительными образами и танцами, способными превращаться в зримое воплощение музыки. Иногда его близким казалось, что он — пришелец с иной планеты, пытающийся воссоздать на Земле божественную музыку иных миров, пока недоступных пониманию человека. Но придет время и она понадобиться землянам, поэтому Скрябин работал, словно одержимый. Композитором владела идея исполнить необычайное произведение «музыки тонких сфер» в Индии, в специально построенном храме, как он говорил — с «текучей архитектурой». Что это, никто не может понять по сей день. По замыслу композитора, этот храм должен быть настолько большим, чтобы в нем собрались все жители Земли и стали участниками-исполнителями таинственного произведения. В результате ожидалось наступление конца непластичного физического мира и возникновение единого светлого сознания Земли, освободившегося от тягостных оков грубой материи.

Другими словами, Скрябин мечтал слить человечество в единый сгусток нематериального разума и объединить его с ноосферой планеты; создав огромное разумное поле. Что получилось бы при этом? По мнению Александра Николаевича, именно в разрешении такой сверхзадачи заключался истинный смысл его земного существования и всего хода развития человечества. Произведение он называл «Последним свершением».
Некоторые считали его сумасшедшим, но после загадочной смерти композитора было неопровержимо доказано существование земной ноосферы, более того, существует научно обоснованная гипотеза, что сама наша планета — огромный и непознанный живой организм, живущий в своеобразном симбиозе с человеческой цивилизацией.

Скрябин дружил с поэтом Бальмонтом, которого считали одним из великих «трех Б» так называемого Серебряного века русской поэзии: Бальмонт, Блок, Брюсов.
— Я наследник приходящих из мрака забвения утерянных человечеством тайных знаний, — говорил поэту композитор. — Магия музыки существует: некогда жрецы погибших цивилизаций могли при помощи звуков властвовать над стихиями.
— Когда он играет, пахнет древним колдовством, — говорил о композиторе тонко чувствовавший природу явлений Бальмонт.

Музыка Скрябина остается загадочной и непостижимой до сего дня. Он считал, что пишет не мелодии, а заклинания звуком, которые доносит до слушателя его астральное тело. Скрябин был уникальным пианистом-исполнителем, объехавшим с концертами практически весь мир, и никто до сих пор не сумел повторить его загадочных приемов игры. Александр Николаевич специально пытался показывать их и обучать знакомых музыкантов, но... безуспешно, хотя в числе «учеников» было немало мировых знаменитостей.

Бальмонт не раз отмечал, что Скрябин гипнотически действовал на людей, легко подчиняя их психику, но никому никогда не причинял никакого зла. Многие признавались, что после смерти гениального композитора испытали странное чувство, словно рухнули светлые надежды человечества, которым не скоро суждено вновь возродиться. Александр Николаевич признался близким знакомым, что может выходить на связь с астральным миром и видит таинственные образы, среди которых есть ему знакомые — образы параллельных миров. Их он пытался воплотить и передать в музыке.

— Он словно без конца ласкал странными и чарующими звуками неземное существо, — сказал однажды Бальмонт. — В его произведениях словно живут неведомые существа, меняющие формы под воздействием колдовских звуков.
Скрябин говорил, что «видит» свои произведения то как светящиеся сферы, то как бесконечные хрустальные гирлянды. Он считал, что понял, как при помощи музыки можно заколдовать и остановить Великое и Непознанное время — упорядочив окружающий человека враждебный хаос. По его мнению, пространство и время представляли единое целое, а главным являлось творчество. Видимо, Скрябин просто не смог найти слов, чтобы объяснить другим все, что видел и чувствовал, — он пытался объясниться с человечеством и иными мирами при помощи музыки. Но сделать это до конца не успел...

Ясновидение
Знакомые отмечали, как композитор любил солнечный свет и тянулся к нему, словно растение. Скрябин мог не мигая смотреть на светило, а потом легко читал книгу. Работать он тоже предпочитал всегда на солнце. Возможно, заряжался от него энергией? Как знать...

Не раз Александр Николаевич поражал знакомых и незнакомых людей удивительным провидческим даром, причем происходило это естественно, вроде случайно. Еще совсем юным, он провожал домой соученицу, ставшую впоследствии знаменитым русским музыкальным педагогом, Елену Гнесину, и почти шутя, точно описал ей свое будущее творчество. Как вспоминала Гнесина, через пятнадцать лет все сбылось точь-в-точь!

По воспоминаниям современников, Скрябин иногда вдруг начинал рассказывать об истории человечества.
— Она прочно забыта, особенно та ее часть, которая была в глубокой древности. События из жизни других, таинственных «астральных» рас, лемурийцев и атлантов.

Он начинал рассказывать поразительные, фантастические вещи, повергавшие слушателей в искреннее изумление. К сожалению, никто из слушавших его рассказы не догадался записать, о чем именно говорил им гениальный композитор. Однажды, когда Скрябин давал концерты в Нью-Йорке, произошел удивительный случай. Пианист из Канады А. Лалиберте мечтал встретиться с Александром Николаевичем и стать его учеником, но постоянно что-то мешало ему увидеть композитора, и встреча никак не могла состояться.

Расстроенный канадец шел по улице и вдруг услышал:
— Отчего вы не приходите? Я давно жду вас!

Подняв глаза, он увидел стоявшего перед ним Скрябина. Причем до этого композитор ни разу не видел Лалиберте, не знал, что он приехал в Нью-Йорк, и даже не подозревал о его существовании. Современники Скрябина утверждали, что подобные случаи с Александром Николаевичем происходили не раз, однако он упорно избегал каких-либо объяснений и на все расспросы отделывался шуткой или ссылался на волю слепого случая, устроившего поразительное совпадение.

Однажды, в минуты откровения, он поделился с друзьями своим видением будущего, которое должно наступить уже в XX веке, буквально через каких-то полсотни лет.
— Человечеству, — вещал Скрябин, — придется пережить страшную эру; улетучится вся мистика, угаснут духовные потребности. Наступит век машин, электричества и чисто меркантильных устремлений. Грядут страшные испытания...

Сейчас, когда мир погрузился в пучину меркантильных устремлений и пустился в погоню за золотым тельцом, мы можем убедиться в провидческом даре гениального композитора и загадочного человека-тайны начала XX века. Любопытно, что человек-тайна, утверждавший, что он познал способ связи с параллельными мирами, родился и умер в одном городе — Москве. Причем родился в канун Рождества — 6 января, а скончался на второй день Пасхи — 14 апреля 1915 года. Исследователи его жизни отмечают, что он много болел, но история его болезни полна множества противоречий и несовместимых вещей.

Скрябин панических боялся инфекции и письма вскрывал только в перчатках. Быть может, он знал, что ему предопределено, и старался отдалить трагическое мгновение? Ведь скончался Александр Николаевич, согласно медицинскому заключению, от «инфекционного заражения крови»!

2 апреля 1915 года, на своем последнем концерте в Санкт-Петербурге, Скрябин исполнил Прелюдию № 2, которую называл «астральной пустыней» и «экстазом в мире белых лучей», иносказательно определяя так Смерть, которая «звучит уже миллионы лет». Он исполнял ее первый и последний раз в жизни, и очевидцы отмечали, что в зале явственно возникло ощущение подкрадывающейся к композитору ужасной кончины и стал витать мистический ужас. Через двенадцать дней Скрябина не стало.

Удивительный факт — 14 апреля 1912 года композитор зашел в арбатский особняк, принадлежавший профессору Грушко, чтобы снять там квартиру сроком на три года. Ровно столько ему оставалось жить.
— Давайте заключим договор без срока, — предложила квартирная хозяйка, не желая упускать именитого жильца.
— Через три года я здесь жить не буду, — ответил ей композитор.
— Да? — несколько обескураженно и удивленно протянула женщина, — А где же вы будете?
— Уеду в Индию, — мягко и грустно улыбнулся Скрябин...

    

Вернувшись в Москву, он вдруг почувствовал себя плохо. Скончался великий композитор ранним утром 27 апреля 1915 года от заражения крови.

Источник: Здесь
Дополнительно: http://muzlit.narod.ru/scriabin_style.htm | http://www.classic-music.ru/scriabin.html | http://clubs.ya.ru/4611686018427441084/ … tem_no=350 | http://festival.1september.ru/articles/597109/ | http://www.c-cafe.ru/days/bio/6/003.php | http://to-name.ru/biography/aleksandr-skrabin.htm

**********************************************************************

Цитаты и афоризмы

  • Зависть - признание себя побежденным.

  • Учёный во всём должен быть абсолютно честен, малейшее отклонение от этого качества является, на мой взгляд, тягчайшим преступлением.

  • Созданья, вы одарены жизнью, но не думайте, что мир для вас или что вы для мира, вас не было, а мир существовал, вас не будет, а мир будет существовать.

  • Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.

  • Пусть лучше приподнятость, но не обыденщина, искусство должно преображать жизнь.

  • Ничего, кроме моего сознания, нет и быть не может, я есмь и ничего вне меня.

  • Мир есть результат моей деятельности, моего творчества, моего хотения.

  • Камень и мечта сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны.

  • Моя десятая Соната - Соната насекомых. Насекомые рождаются от солнца ... они поцелуи солнца.

*******************************************************************

Интересные статьи

Музыкальные миры А.Н. Скрябина
Тамара ЛЕВАЯ Скрябин и символизм: взгляд на искусство

*****************************************************************

Фотографии

http://s019.radikal.ru/i614/1308/19/a01c61775529t.jpg http://s017.radikal.ru/i425/1308/c2/d3e55292ea00t.jpg http://s018.radikal.ru/i504/1308/73/f231f754611ft.jpg http://s018.radikal.ru/i527/1308/17/2a8ced85bed2t.jpg http://s017.radikal.ru/i411/1308/2f/5b5c361a99eft.jpg http://s018.radikal.ru/i525/1308/19/89f18118687et.jpg


****************************************************************************

Видео, программы

Гении. Александр Скрябин

8

Re: Александр Скрябин, композитор

alice_q пишет:

... и вообще...

... я продолжу мысль, если позволите. Перед тем как создать тему, я тоже подумала "И вообще!". Возможно, по причине того что вокруг фамилии композитора Скрябина есть некий ореол мистичности. По большому счёту, я считаю что это связано только с его творчеством. Как сейчас помню, как только подходило изучение музыки Скрябина на уроках музыкальной литературы в училище, помнится мне - это был четвёртый, выпускной курс, сразу некоторая такая настороженность у студентов появилась, мол "а как же мы будет это сдавать, тут же много непонятного и загадочного". Но мне было довольно интересно, и даже лейтмотивы "Поэмы экстаза" (их было 12-17), на контрольной викторине я сдала на 12 баллов, т. е. на пять с плюсом. Так углублялась я только в сонаты Бетховена и всю фортепианную музыку Фридерика Шопена. Возможно еще музыку Берлиоза. Но всё это я хоть и коряво, но с листа читала. А тут надо было именно копаться, запоминать, ассоциировать, вообщем, работа трудная была.
Вот я подумала "И вообще!", а потом решила что речь же о личности идет. И как-раз будет возможность больше на саму личность обратить внимание, а не на её творчество, грубо говоря.

Я придерживаюсь мнения что тут есть 1В. Потом, я не чувствую альфийца. А "Миссия"... ну, это как по мне уже больше относится к Теории Уровней Абстрактного Интеллекта.