1

Тема: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Навеяно этим

Когда Онегин одумался и сообщил Татьяне, что хочет быть с нею, она ему ответила:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна

Как вы понимаете и как расцениваете этот ответ?

Нам в школе дали объяснение, которое вызвало у меня взрыв мозга. Учительница сказала, что Татьяна по-прежнему любит Онегина, но отказывает ему потому, что она замужем и считает, что не вправе бросить мужа.
Когда я это услышала, у меня возникло чувство, которое часто возникает во всяких непонятных этических ситуациях: мне кажется, что все просто и легко, но неожиданно выясняется, что для людей в сложившейся ситуации есть какая-то подковырка, которая мне совершенно не понятна. А им не понятно, почему для меня все просто и беспроблемно в таком якобы сложном этическом вопросе.

Несколько лет назад мы эту тему обсуждали с Линой, и она предположила, что Татьяна отказала Онегу потому, что разлюбила его. Повзрослела, поняла, что он - ничтожество, и потеряла к нему интерес. Вот такое объяснение для меня было бы логичным. Ну, то есть, отсутствие любви я бы приняла как достаточную причину для отказа. Но любить, хотеть быть вместе, но отказаться от собственного счастья ради каких-то предрассудков - это выше моего понимания.

Спасибо сказали: Zora1

2

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Ну, вообще, тут куча вариантов:

- этические принципы Татьяны (пресловутый морализм)
- невозможность комфортно устроить отношения (т.е. развестись и опять выйти замуж)
- любовь прошла, завяли помидоры.

У меня обычно куча объяснений, почему человек мог поступить так, а не иначе, хотя когда человек берет и отказывается от любви - меня тоже злит. И в детстве злило гораздо больше, чем сейчас, потому что сейчас я оценила влияние общества и ценность комфорта, а тогда это мимо меня проходило.

Вообще, интересная тема!

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА
Спасибо сказали: Anette, kain1stkainit2

3

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Anette пишет:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна

Как вы понимаете и как расцениваете этот ответ?

В моем понимании Татьяна по-прежнему любит Онегина (может быть, не так сильно, как прежде), но чувствует себя связанной обязательствами со своим мужем. По-моему, дело не в морали как таковой, то есть ее не заботит в данном случае формальное соответствие моральным нормам общества. Просто брак - это в первую очередь обязательства, а не любовь. Поэтому я и не понимала никогда, почему многие стремятся и мечтают выйти замуж, ведь с любимым человеком можно жить прекрасно и вне брака. Брак для меня был пустой ничего не значащей оболочкой. Теперь же я понимаю, что вступая в брак, люди в первую очередь обязуются быть рядом с человеком, как там говорится, "в горе и в радости", быть ему опорой и поддержкой. Пусть не вечно, и не навсегда, но определенные обязательства всё же присутствуют. И мне кажется, что Татьяна отказала Онегину именно потому, что считала, что не вправе так поступить со своим мужем, уйти от него, снять с себя обязательства, которые взяла, вступив с ним в брак. Возможно, она его искренне уважает, и не хочет так с ним поступать. Возможно, для него как раз важно, что о нём подумает общество, и она не хочет его "позорить" своим уходом. А может, он её как раз любит, и она не хочет причинять ему боль, а на себе давно уже поставила крест.

Может быть, она понимает, что таких чувств, как в юности, уже не будет, и для неё приоритеты изменились: хочет спокойной надёжной благополучной жизни. 
Возможен еще такой вариант, что она не доверяет Онегину: сегодня ему стукнуло в голову, что он хочет быть с ней, а завтра опять охладеет. 

Хотя, возможно, я не совсем правильно понимаю, и дело как раз в морали, в том, что она сама хочет быть "хорошей" в глазах света. Мне такое мышление не близко, и не понятно. 

Anette пишет:

Но любить, хотеть быть вместе, но отказаться от собственного счастья ради каких-то предрассудков - это выше моего понимания.

Тоже такое не понимаю. По-моему, это просто глупо.

Тот вариант, что Татьяна разлюбила Онегина, мне как-то и в голову никогда не приходил: зачем бы ей ему врать?

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея
Спасибо сказали: Anette, Zora, alice_q, kain1stkainit4

4 (изменено: Zora, 2015-09-17 12:32:01)

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Мне кажется, насчет брака тут еще все же и специфика времени, можно вспомнить другие книги на эту тему, такие, как "Джен Эйр" и "Анну Каренину". Тогда жить без брака - это как, например, сейчас жить в одной квартире втроем - муж и две женщины. Как на это будут люди смотреть, и как самим будет. Чаще всего - ничего хорошего. Степень вмешательства общества в частную жизнь был еще выше, чем сейчас.

p.s. В юности я еще не понимала - как же можно держаться за брак, жертвуя любовью. А потом осознала, что ценность любви как таковой (т.е. эмоционального подъема) у многих людей с возрастом снижается, это вообще становится не нужно. А кому-то и в юности не нужно.

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА
Спасибо сказали: Viento, alice_q, kain1stkainit3

5

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Zora пишет:

Мне кажется, насчет брака тут еще все же и специфика времени, можно вспомнить другие книги на эту тему, такие, как "Джен Эйр" и "Анну Каренину". Тогда жить без брака - это как, например, сейчас жить в одной квартире втроем - муж и две женщины. Как на это будут люди смотреть, и как самим будет. Чаще всего - ничего хорошего. Степень вмешательства общества в частную жизнь был еще выше, чем сейчас.

Согласна. Да и в экономическом и бытовом смысле брак сам по себе изначально не в малой степени выступал способом облегчения существования людей - в одиночку выжить было сложно. И во времена Пушкина женщине также вне брака было себя практически не обеспечить, разве что сидеть на шее у родителей. Сейчас это всё не актуально, как правило, поэтому и ценность стабильного надежного брака, которая была в те времена, нам понять сложно. Хотя, как я поняла, Онегин собирался жениться на Татьяне) 

Zora пишет:

p.s. В юности я еще не понимала - как же можно держаться за брак, жертвуя любовью. А потом осознала, что ценность любви как таковой (т.е. эмоционального подъема) у многих людей с возрастом снижается, это вообще становится не нужно. А кому-то и в юности не нужно.

Ну да, у всех разные потребности, разные ожидания от отношений. Хотя я до сих пор не особо понимаю ценность брака без наличия чувств. Но допускаю, что у других людей могут быть потребности, отличные от моих.

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея
Спасибо сказали: Zora, alice_q, kain1stkainit3

6

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Viento пишет:

И во времена Пушкина женщине также вне брака было себя практически не обеспечить, разве что сидеть на шее у родителей. Сейчас это всё не актуально, как правило, поэтому и ценность стабильного надежного брака, которая была в те времена, нам понять сложно.

Я думаю, что с церковным браком, когда религия играла в жизни бОльшую роль, тоже было сложно. Расторгнуть его, в частности. Мне кажется, сейчас так жестко, как раньше, к религиозным правилам из светских людей разве что сектанты относятся или представители каких-то мелких религиозных течений (что почти то же самое).

Viento пишет:

Хотя, как я поняла, Онегин собирался жениться на Татьяне)

А мне не кажется, что он что-то такое имел в виду, скорее, он просто стыдился своего прежнего поведения и отдался любви. А что бы конкретно он делал - неизвестно.

Viento пишет:

Хотя я до сих пор не особо понимаю ценность брака без наличия чувств.

Ну, тут очень просто - секс, ребенок, обязательства. А секс - далеко не всегда сопровождается глубокими чувствами. Скорее сиюминутной привлекательностью и/или (чаще) доступностью.

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА
Спасибо сказали: Viento, kain1stkainit2

7

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Zora пишет:

Ну, тут очень просто - секс, ребенок, обязательства. А секс - далеко не всегда сопровождается глубокими чувствами. Скорее сиюминутной привлекательностью и/или (чаще) доступностью.

Не, это как раз мне понятно, что для людей это может быть ценно. Мне непонятно, как ради всего этого можно жить с человеком, к которому ты ничего не испытываешь.

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея
Спасибо сказали: Zora1

8

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Вообще я думаю, что не столько разлюбила, сколько... Ну это была не любовь, а влюбленнность, скорее. И когда она его увидела, то что-то зашевелилось. Но я думаю, что она сама понимает несерьезность этого для жизни, и что Онегин - не тот человек, с которым ей будет хорошо жить вместе. Поэтому она и находит для него отмазку.

Спасибо сказали: Viento, Anette, kain1stkainit, Zora4

9

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Lina пишет:

Вообще я думаю, что не столько разлюбила, сколько... Ну это была не любовь, а влюбленнность, скорее. И когда она его увидела, то что-то зашевелилось. Но я думаю, что она сама понимает несерьезность этого для жизни, и что Онегин - не тот человек, с которым ей будет хорошо жить вместе. Поэтому она и находит для него отмазку.

Да, вот это вполне правдоподобный, жизненный вариант smile Я вполне такое понимаю.
Ну а что Пушкин имел в виду, мы всё равно не узнаем)

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея

10

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

А я в этом не видел ничего странного. Это либо не привлекло меня, либо было кристально ясно. Если подумать, то, наверное, тут скорее могли повлиять принципы чести Татьяны.

ИЭИ, ЛВЭФ, БВНП, Об(н)-Зв-Ур(н)-Ор(н)-Зр(н)-Ан-К(н), Шёлковый Василиск, ENTP, покинутый, шизоид, 5678.

Ni Dieu ni maître!

11

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Не интересовалась я Онегиным в школе... Так что ничего толкового насчет развития своего мнения сказать не могу.
В те времена разве можно было уйти от мужа? По моему, нет... Если бракосочетался, то уже насовсем. Или я что-то путаю? Могла, конечно, стать любовницей, но опять же, рискованно. Очень уж сильно общественное порицание и зависимость от мужа.

Спасибо сказали: Zora, kain1stkainit2

12

Re: Татьяна Ларина: морализм или любовь прошла?

Я во многом согласен с позицией Viento. А что касается разводов, то в принципе, в те времена для дворян они были возможны, но крайне сложны (решение принималось чуть ли не на уровне императора по каждому случаю). Ну и еще следует учитывать, что в те времена несколько иначе относились к понятию долга, чести и т.п., а браки по любви были относительно редкими.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!
Спасибо сказали: kain1stkainit, Zora, Viento, LionKinG, alice_q5