1

Тема: Предмет изучения Психе-йоги

До сих пор так никто и не дал точного определения ПЙ, в частности, того, что является предметом ее изучения.
Вот, к примеру, предмет изучения соционики - информационный метаболизм, а что изучает ПЙ?
Я все время задаюсь этим вопросом, когда пытаюсь писать какую-нибудь статью по ПЙ, но не нахожу ответа.

2

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Я так поняла, что ПЙ исследует жизненные приоритеты человека, какие сферы ему важнее, к каким он равнодушен и тд.

ЭСЭ (Гюго), ЛВЭФ, ВПНБ, Гэльвин, СВП: звуковой+анальный+зрительный вектора

3

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Я обычно формулирую так: ПЙ изучает субъективное отношение человека к четырем Сферам Бытия (Воле, Логике, Эмоции, Физике) и способы самореализации в них. Правда, на научное определение предмета это не очень тянет, но с другой стороны, психософия, в отличие от соционики, не столько наука, сколько именно философско-мировоззренческая концепция, на мой взгляд.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

4

Re: Предмет изучения Психе-йоги

4X_Pro пишет:

ПЙ изучает субъективное отношение человека к четырем Сферам Бытия

Вот мне кажется, что дело не только в субъективном отношении... Вернее, это отношение не зависит от сознательного выбора человека, а формулировка "субъективное отношение" обычно подразумевает, что человек может это сознательно менять.
Как бы это точнее сформулировать?...

5

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Думаю это отношение к сферам Бытия на уровни подсознательного, а не сознательного, потому человек если на уровни сознания и поменяет свое отношение, но сам он не изменится, как бы не хотел.

ЭСЭ (Гюго), ЛВЭФ, ВПНБ, Гэльвин, СВП: звуковой+анальный+зрительный вектора

6

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Я думаю, что как такового предмета изучения у ПЙ быть не может, она даже менее наука, чем соционика. Мне кажется тут о предмете говорить вообще нельзя.
А так, по большому счету - это одна из типологий личности, где подобием предмета изучения является эта самая личность. То есть, это такой вот взгляд на строение личности с определенной позиции - в данном случае с позиции взаимодействия этой личности (конкретного типа) с 4-мя аспектами жизнедеятельности (вот этими Сферами Бытия).

Ну, это имха.  wink

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

7

Re: Предмет изучения Психе-йоги

МС пишет:

Думаю это отношение к сферам Бытия на уровни подсознательного, а не сознательного, потому человек если на уровни сознания и поменяет свое отношение, но сам он не изменится, как бы не хотел.

Ага, согласна.

Blue Bell пишет:

Я думаю, что как такового предмета изучения у ПЙ быть не может, она даже менее наука, чем соционика. Мне кажется тут о предмете говорить вообще нельзя.

Научность определяется не наличием предмета изучения, а фальсифицируемостью. Предмет изучения есть у любого учения, независимо от того, является оно наукой или нет.  Когда мы совершаем какие-то действия, то всегда с каким-то объектом. Не знаю, как более понятно это пояснить...

Blue Bell пишет:

А так, по большому счету - это одна из типологий личности, где подобием предмета изучения является эта самая личность.

Ну, у любой типологии есть предмет, и это обычно не личность в целом, а какой-то аспект личности.

Blue Bell пишет:

в данном случае с позиции взаимодействия этой личности (конкретного типа) с 4-мя аспектами жизнедеятельности (вот этими Сферами Бытия)

Какого рода это взаимодействие? И взаимодействие ли? Ведь эти сферы не существуют отдельно от человека, они - плод субъективного восприятия человека.

8 (изменено: Blue Bell, 2012-05-10 16:15:10)

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Anette

Научность определяется не наличием предмета изучения, а фальсифицируемостью.

Разумеется.
Просто четкое определение предмета изучения обычно только в научных исследованиях встречается.

Предмет изучения есть у любого учения, независимо от того, является оно наукой или нет.  Когда мы совершаем какие-то действия, то всегда с каким-то объектом. Не знаю, как более понятно это пояснить...

Так что все-таки интересует? Предмет изучения или объект? Или и то, и другое?

Ну, у любой типологии есть предмет, и это обычно не личность в целом, а какой-то аспект личности.

Не, предметом типологий является все-таки личность, а вот объектом исследования - некие свойства личности, качества и т.д. любые другие признаки, по которым собственно и происходит классификация.

Какого рода это взаимодействие? И взаимодействие ли? Ведь эти сферы не существуют отдельно от человека, они - плод субъективного восприятия человека.

Ну, я имела в виду взаимодействие в самом широком смысле - от восприятия до выражения в поведении. То есть, это просто некая структура, модель психики. Эдакий ее вариант.

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

9

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Или нужно определить - что представляют собой эти сферы?

Только на самом деле - это вообще большая проблема любых психологических исследований - определение предмета, ибо психика, как сущность, не доступная нам для прямого наблюдения - так и остается загадкой, даже в классической психологии.))
А вообще, обычно делают так: придумывают концепцию, в ключе которой будем вести дальнейшие исследования, формулирует пару-тройку базовых принципов, согласно им выстраивают общую картину и изучают.))

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

10 (изменено: Blue Bell, 2012-05-10 16:27:24)

Re: Предмет изучения Психе-йоги

А что там Афанасьев-то на эту тему говорил?))

"Человек рано осознал себя существом многогранным, неоднородным, сложенным из неких самостоятельных, малозависящих друг от друга первоэлементов. Началось все с прозрения очевидной для всех сейчас вещи: человек состоит из тела и души.

Далее, усложняя это не ставшее еще банальным положение, человек поделил душу на собственно "душу", т.е. эмоциональную функцию, область чувств, настроений, сердечных реакций, переживаний, и "дух", т.е. волевую функцию, желание, управление, характер, личность, норов, "Я".

С началом культурной революции, когда человек из заложника природы стал постепенно превращаться в ее тирана, обнаружился еще один вполне самостоятельный элемент его натуры - "ум", "разум", "интеллект", т.е. логическая функция, способность видеть мысленно существо вещей, связь между ними и точно их описывать.

Так, постепенно и сложилось представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: ЭМОЦИИ ("души"),  ЛОГИКИ ("ума"), ФИЗИКИ  ("тела") и ВОЛИ ("духа"). Делались попытки еще более усложнить структуру первоэлементов человеческой натуры, подразделяя, например, разум и рассудок, но попытками такого рода лучше пренебречь, так как общепринятыми они не стали и представляют собой, вероятно, вычленение разных аспектов одной и той же функции.

Объяснять, почему именно из четырех и именно из этих функций состоит существо человека, я, честно говоря, не берусь. Не помогут здесь и ссылки на авторитеты (Платон, Гёте, Толстой, Гартман, Чехов), сводивших вместе именно логику, физику, эмоцию и волю в тех случаях, когда хотели описать полноту человеческого бытия. Здесь тайна природы, которую еще предстоит расшифровать. Этими четырьмя функциями будем оперировать и мы, говоря о человеке вообще, его психических типах и отношениях в паре.

Воля, Эмоция, Логика, Физика набор функций, присущий всем людям. Он есть то, что наряду с антропологическими приметами рода человеческого, нас объединяет. Но одновременно этот набор функций является разъединяющим началом, придающим если не уникальное, то достаточно оригинальное лицо психике каждого отдельного человека."

))) Вон, даже попытки рассмотреть психику с точки зрения филогенеза присутствует. big_smile
А так, по-моему, он, в общем-то все и сказал. Что вот мол есть 4 модуля, из которых состоит психика - это концепт, так сказать.) Далее, как и положено, дается определение этим 4-м модулям, и собственно классификация.

То есть, мне кажется, что в ПЙ в общем-то и не требуется определять предмет и объект.

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

11

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Blue Bell пишет:

Просто четкое определение предмета изучения обычно только в научных исследованиях встречается.

Да, но я потому и интересуюсь, что пишу статьи по Психе-йоге. Она сейчас не признана наукой и не известно, сможет ли когда-нибудь быть признана нею, но в любом случае стоит стремиться привести ее к соответствую научным принципам. И определение предмета изучения - один из шагов.

Blue Bell пишет:

Или и то, и другое?

И то, и другое, но в первую очередь предмет.

Blue Bell пишет:

Не, предметом типологий является все-таки личность, а вот объектом исследования - некие свойства личности, качества и т.д. любые другие признаки, по которым собственно и происходит классификация.

По-моему, наоборот. Ну, по крайней мере, мне так подсказывает Яндекс )))

12

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Blue Bell пишет:

А вообще, обычно делают так: придумывают концепцию, в ключе которой будем вести дальнейшие исследования, формулирует пару-тройку базовых принципов, согласно им выстраивают общую картину и изучают.))

Вот мне это очень напоминает... шарлатанство.

Blue Bell пишет:

А так, по-моему, он, в общем-то все и сказал. Что вот мол есть 4 модуля, из которых состоит психика - это концепт, так сказать.) Далее, как и положено, дается определение этим 4-м модулям, и собственно классификация.

Да нет, 4 модуля - это не определение. Мы можем поделить психику по любому принципу на 4 части и сказать, что это 4 модуля. Тут надо конкретно определить суть этих модулей.

Blue Bell пишет:

То есть, мне кажется, что в ПЙ в общем-то и не требуется определять предмет и объект.

Требуется, если хочется, чтобы ПЙ не оставалась на уровне развлечения.

13 (изменено: Blue Bell, 2012-05-10 16:43:09)

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Anette

Да, но я потому и интересуюсь, что пишу статьи по Психе-йоге. Она сейчас не признана наукой и не известно, сможет ли когда-нибудь быть признана нею, но в любом случае стоит стремиться привести ее к соответствую научным принципам. И определение предмета изучения - один из шагов.

А! Все, я Вас поняла. )
Тогда надо будет еще подумать.)

По-моему, наоборот. Ну, по крайней мере, мне так подсказывает Яндекс )))

Ой, а я что сказала? Не-не, Вы правы, я перепутала, конечно. Тороплюсь, блин.))
Объект - это то, что мы изучаем, а предмет - это, грубо говоря, под каким углом мы изучаем объект.

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

14 (изменено: Blue Bell, 2012-05-10 16:50:31)

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Anette

Вот мне это очень напоминает... шарлатанство.

Ну, это не шарлатанство. Это, к сожалению, вытекает собственно из свойств самой области изучения ака психики.  hmm
Тут как бы к самой-то психологии в целом в научной среде периодически довольно скептическое отношение встречается, что уж говорить о более локальных исследованиях...

Да нет, 4 модуля - это не определение. Мы можем поделить психику по любому принципу на 4 части и сказать, что это 4 модуля. Тут надо конкретно определить суть этих модулей.

Так он разве там далее в книжки своей не определил их? Я просто ее по диагонали прочитала, если честно.)) По идеи должен был...

Требуется, если хочется, чтобы ПЙ не оставалась на уровне развлечения.

А Вы что именно хотите, чтобы психология признала ПЙ, как психологическую теорию? Или социология? Или какая-то другая наука...
Потому что в ранге самостоятельной науки я, честно горя, психософию не вижу.

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

15

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Blue Bell пишет:

Anette

Вот мне это очень напоминает... шарлатанство.

Ну, это не шарлатанство. Это, к сожалению, вытекает собственно из свойств самой области изучения ака психики.  hmm
Тут как бы к самой-то психологии в целом в научной среде периодически довольно скептическое отношение встречается, что уж говорить о более локальных исследованиях...

Может я ошибаюсь, но мне кажется, у соционики и ПЙ тут есть некоторое преимущество - возможность формализации, использования так называемых "измерений".

Так он разве там далее в книжки своей не определил их? Я просто ее по диагонали прочитала, если честно.)) По идеи должен был...

Нет, он вразумительного определения не дал.

Blue Bell пишет:

А Вы что именно хотите, чтобы психология признала ПЙ, как психологическую теорию? Или социология?
Потому что в ранге самостоятельной науки я, честно горя, психософию не вижу.

Я не думала об этом, это для меня не так важно. Важно, чтобы сама по себе ПЙ приобрела наукообразный вид, если можно так выразиться, а какой именно статус она получит (если получит) - не так важно.

16

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Anette пишет:

Может я ошибаюсь, но мне кажется, у соционики и ПЙ тут есть некоторое преимущество - возможность формализации, использования так называемых "измерений".

Мм... В каком смысле "измерений", не совсем понимаю.

Anette пишет:

Нет, он вразумительного определения не дал.

Жесть. big_smile 
Пойду почитаю тогда повнимательней. Вообще, это так странно...  roll  надо же как-то определить для читателей категории, в которых у нас все это дело происходит...

Anette пишет:

Я не думала об этом, это для меня не так важно. Важно, чтобы сама по себе ПЙ приобрела наукообразный вид, если можно так выразиться, а какой именно статус она получит (если получит) - не так важно.

А зачем? Зачем ПЙ иметь наукообразный вид? Просто так, чтобы было красиво, или все-таки с какой-то определенной целью? Чтобы больше народа признало в ней работающую теорию?

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

17

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Blue Bell пишет:

Мм... В каком смысле "измерений", не совсем понимаю.

В соционике есть понятие "индикатор", и вот индикаторы выделяются в речи достаточно однозначно по принципу есть/нет, это делает анализ не приблизительным, основанным на субъективных ощущениях, а более объективным.

Blue Bell пишет:

А зачем? Зачем ПЙ иметь наукообразный вид? Просто так, чтобы было красиво, или все-таки с какой-то определенной целью? Чтобы больше народа признало в ней работающую теорию?

Мне нравится наблюдать трансформацию изнутри, если можно так выразиться. Изначально вся теория ПЙ была сумбурной, постепенно она структурируется, многое из того, что определялось по ощущениям, теперь получается логическое объяснение. Красота, как и признание, меня волнуют не очень сильно, мне просто интересно разгадывать загадку (именно интересной загадкой мне видится ПЙ), и разгадать эту загадку можно, только приведя ПЙ к наукообразному виду, "разложив все по полочкам".

18

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Anette пишет:
Blue Bell пишет:

Мм... В каком смысле "измерений", не совсем понимаю.

В соционике есть понятие "индикатор", и вот индикаторы выделяются в речи достаточно однозначно по принципу есть/нет, это делает анализ не приблизительным, основанным на субъективных ощущениях, а более объективным.

Ага, ясно. Это хорошо.
Но, это, не дает соционики и ПЙ преимуществ, ибо разного рода индикаторы для всяких психологических сущностей есть почти в каждой психологической теории, когда дело доходит до практики, иначе это уже исключительно теоретические рассуждения, без возможности практического применения вообще.
Тут проблема (как и почти во всех психологии), что основные понятия, на которых базируется та или иная теория, как правило, непосредственно недоступны для наблюдения... ну, например, те же соционические информационные потоки и т.д.
Но это я уже куда-то совсем далеко от темы...))

Anette пишет:
Blue Bell пишет:

А зачем? Зачем ПЙ иметь наукообразный вид? Просто так, чтобы было красиво, или все-таки с какой-то определенной целью? Чтобы больше народа признало в ней работающую теорию?

Мне нравится наблюдать трансформацию изнутри, если можно так выразиться. Изначально вся теория ПЙ была сумбурной, постепенно она структурируется, многое из того, что определялось по ощущениям, теперь получается логическое объяснение. Красота, как и признание, меня волнуют не очень сильно, мне просто интересно разгадывать загадку (именно интересной загадкой мне видится ПЙ), и разгадать эту загадку можно, только приведя ПЙ к наукообразному виду, "разложив все по полочкам".

А, ну для меня это и есть "красота" ака "разложить все по полочкам".
Тогда я не вижу особых проблем в определении предмета, объекта и т.д.)), ибо оценивать Вам, то есть, это для себя делается, и совсем не обязательно подгонять под какие-то там определенные стандарты ( а они, чтоб их, как это удиви дельно не было - очень разнятся в зависимости от общества даже внутри научных тусовок  hmm  ); то есть, надо, чтобы Вас устроило.)
Вот скажем, когда Вы кого-то знакомите с ПЙ, Вы же ему как-то объясняете, что она изучает, в чем суть этих несчастных)) модулей и т.д? Как?
Мне просто кажется, что Вы, на самом деле, уже определили для себя суть, возможно, нужно просто подобрать наукообразную формулировку.

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ

19

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Blue Bell пишет:

Но, это, не дает соционики и ПЙ преимуществ, ибо разного рода индикаторы для всяких психологических сущностей есть почти в каждой психологической теории, когда дело доходит до практики, иначе это уже исключительно теоретические рассуждения, без возможности практического применения вообще.

Ну, может... Я, честно говоря, имею о психологии весьма поверхностные представления...

Blue Bell пишет:

А, ну для меня это и есть "красота" ака "разложить все по полочкам".
Тогда я не вижу особых проблем в определении предмета, объекта и т.д.)), ибо оценивать Вам, то есть, это для себя делается, и совсем не обязательно подгонять под какие-то там определенные стандарты ( а они, чтоб их, как это удиви дельно не было - очень разнятся в зависимости от общества даже внутри научных тусовок  hmm  ); то есть, надо, чтобы Вас устроило.)

Это у Вас одномерная БЛ big_smile
На самом деле общие стандарты есть, и даже если я занимаюсь ПЙ из личного интереса, то все равно не представляю как можно игнорировать нормы. Вернее так: эти общественные представления существуют внутри меня как моя часть, я не могу мыслить по БЛ индивидуально (как мыслят одномерные БЛ). Обоснование для себя самой идет точно так же, как для общества, просто для себя я все не расписываю подробно.

Blue Bell пишет:

Вот скажем, когда Вы кого-то знакомите с ПЙ, Вы же ему как-то объясняете, что она изучает, в чем суть этих несчастных)) модулей и т.д? Как?

Честно говоря, я никого с ПЙ не знакомлю, имею дело только с теми, кто уже с ней знаком и хочет типироваться. А окружающие меня люди понятия не имеют, чем я интересуюсь.

Blue Bell пишет:

Мне просто кажется, что Вы, на самом деле, уже определили для себя суть, возможно, нужно просто подобрать наукообразную формулировку.

Вот это я и не могу сделать, не получается по ЧИ. У меня примерно так: вот чувствую, что все правильно, а объяснить не могу.

20

Re: Предмет изучения Психе-йоги

Anette

Это у Вас одномерная БЛ  big_smile
На самом деле общие стандарты есть, и даже если я занимаюсь ПЙ из личного интереса, то все равно не представляю как можно игнорировать нормы. Вернее так: эти общественные представления существуют внутри меня как моя часть, я не могу мыслить по БЛ индивидуально (как мыслят одномерные БЛ). Обоснование для себя самой идет точно так же, как для общества, просто для себя я все не расписываю подробно.

Аааа! Вот оно что!
Слушайте, а точно! Мне напротив - всегда так не просто подогнать что-либо под эти нормы, когда я пишу какую-нибудь научную работу, потому что я, видимо, вообще не усваиваю эти общие нормы, и мне каждый раз кажется, что вот у этих вот так; а у тех совсем по-другому.)) Причем, мне могут говорить, что, мол, нет же - стандарт один, я запомню конечно, но чуть какое-то отклонение и все)) - я уже ничего общего найти не могу.))

Честно говоря, я никого с ПЙ не знакомлю, имею дело только с теми, кто уже с ней знаком и хочет типироваться. А окружающие меня люди понятия не имеют, чем я интересуюсь.

И как это Вам удается!
Я бы не выдержала.) Я и так уже всех задолбала соционикой и ПЙ, при том, что, мягко говоря, мало что там пока понимаю.

Вот это я и не могу сделать, не получается по ЧИ. У меня примерно так: вот чувствую, что все правильно, а объяснить не могу.

А Вы пробовали? Мне кажется, можно попробовать кому-то объяснить разок, хотя бы начать.) Ну, представить, что человек слезно просит познакомит его с ПЙ, помочь понять и т.д. smile)

Ладно. Дочитаю Афанасьева и, может, мне тоже в голову придет какая-нибудь здравая мысль на эту тему, хотя вряд ли, но вдруг...
smile

ЭИЭ -"Гамлет"
ЭЛФВ