Тексты, правда, написаны немного коряво, потому что я не проверяла после написания.
1. Расскажите, что такое красота. Меняется ли Ваше представление о красоте? Насколько Ваше понимание красоты согласуется с общепринятым? Что в таком понимании выходит за пределы общепринятого?
Красота – это то, что радует глаз, доставляет эстетическое удовольствие, гармония цветов и линий.
Само представление о красоте как о том, что радует глаз, не меняется, изменение было только в том, что я в течение жизни учусь отходить от ориентации на собственные представления, и двигаюсь в направлении принятия различных общественных представлений.
Неоднократно бывало такое, что какое-то явление, к примеру, в моде, изначально мне не нравилось, казалось не красивым, но со временем менялось виденье предмета, и я уже начинала видеть в нем красоту. Правда, через время, с изменением общественных представлений, я возвращалась к прежним представлениям.
Я попыталась проследить, как происходит перестройка и в итоге поняла, что могу при желании в любом явлении увидеть что-то красивое. Поэтому я достаточно легко подстраиваюсь под общественные представления. Я могу в своей голове как бы построить представления о красивом с нуля. Видя что-то непривычное, я в отношении этого явления как бы отказываюсь от привычных норм и принимаю новые, соответствующие этому явлению. Такой подход позволил мне принять, к примеру, моду на туннели в ушах или обувь на очень высокой платформе и т.д. Я просто стараюсь посмотреть на явление как бы глазами тех, кому это нравится.
По большому счету, любое явление, которое какое-то общество (пусть даже очень небольшое) считает красивым, является по-своему гармоничным, обладает такими линиями, в которых есть своеобразная красота, надо просто настроить свой глаз на виденье их. Просто у человека, имеющего другие представления о красоте, глаз настроен таким образом, что выделяет в окружающем мире как красивые только те комбинации, которые ему привычны. Настроить глаз на что-то непривычное бывает сложно.
Я еще в детстве заметила у себя некоторую склонность к консерватизму и подумала, что это не особо хорошо, я так задеревенею и не смогу воспринимать новое. Я дала себе установку как бы отпустить себя, и это, в принципе, получилось, чем я довольна.
Такой рационализацией, как в этом тексте, я не занималась при появлении каждого нового явления, все это происходило естественно и где-то в подсознании – я просто замечала, что начинаю по-другому смотреть на вещи.
Впрочем, это не отменяет индивидуальности. У меня, как и у многих других людей, представления делятся на два пласта:
- общественный, рациональный – это когда мы видим гармонию цветов, линий, фактур, но при этом такое явление не всегда получает у нас эмоциональный отклик;
- индивидуальный – это то, о чем говорят «цепляет», «вызывает отклик». Человек на этом уровне инстинктивно выделяет только какую-то часть тех представлений, которые существуют (или даже формирует какие-то собственные), потому что они вызывают у него определенный внутренний отклик.
Часто люди все свои представления о красоте ограничивают только вторым уровнем. Иногда я и себя на этом ловлю, но тогда как бы внутренне останавливаю себя. Впрочем, я легко адаптируюсь к общественным представлениям, поэтому меня сложно поставить в такое положение, когда окружающая обстановка меня раздражает – будь то дизайн помещения, внешний вид окружающих людей и т.д.
Бывает, что окружающие ждут от меня критики по БС и обижаются на ее отсутствие – типа у них есть ляпы по БС, а я не помогаю от этих ляпов избавиться. Но я могу спокойно закрывать глаза на ляпы, и даже иногда себе их позволяю сознательно, но тут важно знать меру – небольшие ляпы (например, туфли теплого оттенка к «холодному» наряду, если наряд сдержанный и не является инструментом для привлечения внимания; штаны классического кроя, но из трикотажа к нейтральному стилю для офиса – хотя последнее скорее не ляп, а балансирование на грани допустимого) вполне допустимы, потому что в целом не вызывают ощущения режущего глаз диссонанса. При этом я и к явным ляпам достаточно терпима. Почему-то само собой получается понять, как видит себя тот, кто одет с явными ляпами и не замечает этого. А понимание не дает мне быть достаточно критичной.
Кстати, хочется заметить, что красота, вызывающая отклик, в большинстве случаев не идеальна, в ней есть мелкие дефекты, которые не вызывают отторжения, но при этом создают индивидуальность.
Поэтому у меня вызывают удивление известные люди, которые стремятся к идеальным лицу и фигуре с помощью пластики. Многие из них в процессе трансформации теряют индивидуальность и способность эмоционально цеплять. Просто смотреть как на картинку на них может быть приятно, также они могут вызывать сексуальное желание, но не эстетический восторг, если можно так выразиться.
2. Как Вы думаете, есть ли общий для всех шаблон понимания красоты? Можно ли сказать, что есть классическая красота?
Шаблонов красоты очень много. Если вывести некий единый шаблон для всех времен и народов, то он будет включать в себя только общие принципы – правила сочетаемости цветов, правила композиции и т.д. (и то, допускаю, что могут существовать народы, у которых они могут отличаться).
Если говорить о более конкретных вещах, то для каждого социума шаблон свой, и соответствует жизненным реалиям и восприятию своих носителей. Понятное дело, что эти шаблоны различны в разные эпохи и у разных народов, но даже у одного народа в одном временном срезе есть несколько различных шаблонов – он свой для каждого стиля, возраста, социального слоя и т.д. И каждый человек находится как бы на пересечении всех этих шаблонов и формирует свой собственный шаблон, который позволяет как выразить свою индивидуальность, так и быть адекватным существующим социальным нормам.
Классической красотой называют некие устоявшиеся представления, которые актуальны на протяжении длительного времени. Чаще всего понятие классики применяют к женскому и мужскому костюмам и канонам древней Греции и Ренессанса. Но также в последнее время используется для обозначения чего-то устоявшегося, привычного, узнаваемого даже в том, что не соответствует каким-то «стандартным представлениям». Например, сочетание длинного черного платья, черной кожаной куртки и макияжа в темных тонах я бы назвала классикой рок-стиля.
4. Как Вы выбираете одежду? Следуете ли Вы моде? Почему?
Обычно я знаю в общих чертах, что мне нужно, например, - зимняя юбка до колена. Иду на рынок и выбираю что-то из имеющегося ассортимента. Или по интернету заказываю. Я никогда заранее не продумываю во всех деталях будущую покупку – и не интересно, и понимаю, что то, что я могу придумать на основании прошлогодней моды, может быть уже не актуально. Вообще мне интересно именно видеть что-то новое, изменения в моде, и выбирать вещь в соответствии с ними, я не консерватор, мне нравится не регулировать этот поток, а вливаться в него, отслеживать тенденции. Хотя я с таким же успехом могу на все это забить и ходить в чем попало, но все равно интересны наблюдения. Причем, мне нравится наблюдать не за так называемой высокой модой или пристрастиями гламурных кисо, а за тем, что носят люди вокруг. Когда вижу какую-то вещь, то практически сразу могу сказать, модная ли она в массах, и если да, то сколько еще продержится в моде.
Моде в основном следую, мне это нравится. Я не гонюсь за ней специально, но если у меня есть необходимость приобрести вещь, то, конечно же, выберу модную, а не ту, которая потеряла актуальность. Да и без необходимости могу купить что-то модное, если оно мне понравилось. Так, я этим летом хотела длинную юбку-сарафан, очень практичная вещь, но не было денег, так что пришлось обойтись.
Могу и отступить от моды. Это, наверное, потому, что я, в принципе, без комплексов, поэтому если решу, что мне в определенной ситуации комфортнее пойти куда-то в маминой «бабской» кофте, чем в своем модном пальто, то я спокойно одену мамину кофту.
Как Вы понимаете, что нужно одевать при определенной фигуре?
Есть правила типа «темное худит», «горизонтальные полоски полнят, а вертикальные – худят», диспропорции фигуры скрываются правильно подобранной комбинацией «верха» и «низа» и т.д. Но честно скажу, я не все эти нормы знаю, наверное потому, что в моей семье этой не уделялось никакого внимания и самым просвещенным в вопросах красоты человеком в нашем доме являюсь я. Но я эти нормы чувствую инстинктивно. Если я вижу конкретного человека, то могу указать, что и как следует подправить, вернее, я даже как-то на автомате в своей голове подправляю недостатки его внешнего вида. К примеру, я могу смотреть на девушку в джинсах, но мысленно заменять джинсы на классические брюки. Обычно я этому не уделяю специально внимания, но если задаю себе вопрос «Почему мне хочется это сделать?», то прихожу к пониманию, что у девушки на бедрах так называемые «ушки», которые джинсы очень некрасиво подчеркивают, а классические брюки скрыли бы. После такого осмысления я могу вывести правило: «некрасивые полные бедра не стоит подчеркивать обтягивающими джинсами», но я не испытываю в этом никакой потребности, я же не преподаватель по дизайну, чтобы рассказывать об этих вещах.