Тема: Связь и разграничение типологий, внеуровневая типология
Тема для обсуждения того, как типологии связаны между собой, и как их следует разграничить.
Для этой цели я ввел такое понятие, как пирамида типологий (на TYPOLOGIES.RU есть статья про нее), где разложил типологии по логическим уровням Дилтса.
Несколько месяцев назад я доработал пирамиду типологий до пространства типологий, рассказал про него на встрече в январе, но пока не могу собраться, чтобы оформить ее в виде статьи (хотя Shell написала небольшую статью со своей точкой зрения, но в ней отражено далеко не все), и поэтому решил создать сначала тему тут.
Идея пространства типологий заключается в следующем: есть Индивидуальность -- некий центр личности, который представляет собой саму суть личности, его истинное Я, а также предназначение, ради которого именно этот человек и пришел в мир. Индивидуальность уникальна и не поддается типологизации в принципе. А типологии представляют собой кольца (причем ненулевой толщины), располагающиеся вокруг нее. Причем чем более глобальным является влияние типологии на жизнь человека (или, иными словами, чем выше она стоит в пирамиде типологий), тем ближе она находится к Индивидуальности. Причем эти кольца разбиты на сектора, каждый из которых соответствует одному из типов в данной типологии.
В результате получаем пространство со сферической системой координат, где вместо дискретного логического уровня будет непрерывный "радиус типологии", а тип в этой типологии определяется углом. Если взять за ноль центр Индивидуальности, а за единичный радиус -- границу между человеком и миром, можно разбить этот радиус на семь отрезков, первый из них будет соответствовать Индивидуальности, а остальные -- шести логическим уровням пирамиды типологий. Однако если в условиях дискретности уровней типологии одного уровня считались равноправными (например, психософия и темпористика), теперь можно определить, что одна из них обладает меньшим радиусом, чем другая (так, например, темпористика лежит внутри психософии, так как затрагивает более глобальные стороны жизни человека). Также возможно частичное наложение типологий друг на друга. Но есть одна оговорка: подобный подход более-менее работает только для статических типологий, где типы не меняются (но могут дорабатываться).
Каждое кольцо можно представить собой так: сектор с тем типом (а точнее, признаками типа, например, уровнем ТУАИ, вектором СВП или мерностью соционической функции, компонентом психософской функции), который у челвевка наработан -- это широко открытые ворота, а с теми признаками, которые у человека отсутствуют или проявлены слабо -- наоборот, полностью закрытые, отгораживающая человека от мира.
Shell также предложила так делить это пространство: внешние слои (1 и 2 уровень пирамиды) -- это то, как человек проявляет себя в мир, далее идет слой интерфейса (3 уровень, на котором лежат ТУАИ и соционика), который определяет, какая часть внешнего мира "проходит" в сознание, психику человека, далее идут ценности, далее -- вопросы, связанные с миссией (в широком понимании этого слова).
Важным нововведением является то, что пространство типологий, в отличие от пирамиды, позволяет ввести понятие "область осознания": та часть пространства, которую человек ассоциирует с самим собой, видимая ему часть пространства типологий. При нормальных условиях по мере развития личности человека идет все большее и большее смещение этой области осознания к центру. Причем сама область осознания тоже может быть неоднородна: у нее есть центр, некий фокус, который указывает на тот тип, который у человека выражен ярче всего, с которым он максимально себя ассоциирует. Если вспомнить уровни развития личности А. Подводного, то получаем следующее: на первом уровне фокус лежит где-то на самой границы личности (около единичного радиуса), на втором смещается куда-то в район интерфейса, на третьем -- на в район ценностей и впервые на периферийную часть области осознания попадает Идентичность, а к пятому Идентичность становится центром этой самой области осознания. Отчасти это пересекается с уровнями проработки соционического типа, про которые писала Shell у себя на сайте.
В отдельных случаях возможно скачкообразное смещение области осознания (похоже, такое было у Экхарта Толле), но это явление весьма редкое.
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!