Re: Пристыживание, критика
Учитель, допустим, русского языка и литературы, любит зачитывать перед всем классом сочинения немного ленивых или не особо успевающих учеников.
Вообще, для начала хотелось бы прояснить один момент. (Я дискуссию просмотрела только вскользь, но, вроде бы, никто не задал этот вопрос, а мне кажется, он важен). Когда учитель зачитывает эти сочинения, то он называет фамилию ученика, или же зачитывает анонимно? Потому что в разных случаях это несколько разный уровень педагогической ответственности, мне кажется. И даже в том случае, если стиль чисто теоретически может быть узнаваем, если это делается анонимно, то это ещё куда ни шло (хотя такое времяпровождение на уроках кажется мне, и как ученику, и как учителю, весьма бесполезным и неэффективным), потому что у ученика не возникает ощущения, что его ошибки будут общественно с ним проассоциированы, потому что в этом случае ученик не столкнётся с публичным осуждением непосредственно.
В случае, когда называется конкретная фамилия, и к ней привязываются ошибки, - вот это уже намного хуже, потому что, на мой взгляд, это уже совершенно необоснованный, публичный, причём, переход на личности.
1. Ваше отношение к таким действиям учителя.
С точки зрения эффективности учёбы от таких методов польза минимальная. Мне кажется, куда уместней проанализировать все ошибки учеников, составить из них список самых частых, или самых нелепых, или самых ещё каких-то, и потом разбирать их, без привязки к тому, чьи они, всем классом, как некие обобщённые интегральные ошибки. Это и быстрей, и практичней, и профессиональней. А если есть ещё какие-то мелкие ошибки, не столь частые, то это уже пусть каждый ученик делает работу над ними в своей тетради, иногда прибегая к помощи учителя в индивидуальном порядке. (Понимаю, что в школах, где по 35-40 человек, сделать это сложней, особенно, если класс в общем не очень сильный, но это всё равно куда эффективней). Ещё хороший метод - это когда ученики, которые уже поняли ошибки и проанализировали их, помогали бы тем, кто ещё не догнал, - и ученикам польза, и учителю разгрузка, и уровень взаимодействия в классе повышается.
Что касается моральной стороны вопроса, то тут моё мнение таково. Публичность - это вообще штука довольно скользкая, и с ней надо быть осторожным. Хорошо, если дитё поржёт вместе со всеми и забудет, а если оно получит травму самооценки? Ведь есть дети, которые боятся публичного осуждения. И что делает педагог, вместо того, чтобы помочь ребёнку с этим справиться? Топит его ещё больше, вызывая неприязнь не только к себе лично, но и к предмету, к классу, к процессу учёбы в принципе.
В гимназии, где я училась большую часть лет, у нас на стенде был написан такой преподский лозунг: "Если хвалишь - хвали личность ученика, а если критикуешь - критикуй его работу, а не личность". (Конечно, не все учителя были способны придерживаться этой установки, и тем не менее, она была заложена в репутацию школы). И я считаю, что это правильно, потому что в идеале учёба должна ассоциироваться у ребёнка с успехами и достижениями, а не с провалами и неудачами, тогда и интерес к ней будет больше. А в подростковом возрасте фактор публичности часто имеет для всех весомое значение.
Короче, я просто не вижу особой целесообразности в таком методе. Что он даёт? Времени на это уходит много, а польза-то какая?
Ещё, как мне кажется, это плохо тем, что развивает у класса уверенность в том, что публичное осуждение чьих-то ошибок - это нормально, ну, или там, ржать над слабостями другого - это нормально.
Я, кстати, считаю, что время от времени это можно делать, но уж никак не постоянно.
Вот, например, было дело, однажды наша учительница по укр. языку и литературе зачитывала нам некоторые сочинения (не называя фамилий, естественно), и не ошибки, а именно какие-то совсем смешные опечатки или курьёзы. Никакой особой злорадности в этом не было, думаю, ей просто хотелось немного разрядить обстановку (я думаю, что она ЛСИ, и ей было приятно, когда у неё получалось как-то установить в классе эмоциональную атмосферу - то есть, видно было, что ей это приятно, хотя она чётко знала меру). Так вот, мы немного посмеялись, повеселились, никому не было обидно, все как-то даже настроились на энтузиазм, и потом она раздала тетради, и все в весёлом настроении приступили к работе над ошибками. Прямо все ошибки она не зачитывала. Я помню, я тогда даже немного пожалела, что у меня в сочинениях никогда не было смешных курьёзов, я бы тоже могла поучаствовать в весельи. Ну, вот это было только один раз, и это пошло на пользу атмосфере класса.
А вот я помню другой случай. Он меня тогда настолько поразил, что я его до сих пор помню.
Была у нас одна училка - она вела англ. язык. (Какое счастье, что она у нас вела недолго. Она казалась мне неприятным человеком). У неё был такой метод - если кто-то не сделал домашнее задание, то она ставила этих учеников перед всем классом, и они стояли так весь урок! Вообще, мне такое не грозило, потому что я почти всегда всё делала, но мне было очень жалко других учеников! Мне это вообще казалось дикостью и мерзостью. Ну поставь ты им двойку, а зачем эта стена позора?? А однажды под эту экзекуцию подпал мой брат (он учился на класс младше меня), и когда я об это узнала, я эту училку просто возненавидела. (У меня брат - болевой ЧЭ с 3Э (конечно, тогда я этого не знала, но я просто чувствовала, что при его глубокой интроверсии ему от этого реально очень плохо), я мысленно прямо убить её хотела за эту мерзость! Думала даже о том, не рассказать ли маме. Но, к счастью, такое больше не повторилось, а потом брат перешёл в другую школу, а эту училку сняли с нашего класса. Но когда я сама, помню, сидела на уроке (я сидела за первой партой), и передо мной стояли мои одноклассники, перед всем классом, я вообще не могла думать об уроке, я думала о том, как это вообще неправильно.
И какой в этом смысл? Они только возненавидят этот предмет, и это их ничему не научит. Только тому, что школа может быть сопряжена с унижением. Фу так делать. Яркий пример самой что ни на есть антипедагогичности.
2. Ваша реакция, если так поступают по отношению к вам.
Вообще как-то не могу представить свою реакцию на такое. Дело в том, что я тот странный случай, когда человек при безразличии к оценкам и учёбе, учится хорошо - и не придерёшься. У меня таких случаев просто не могло быть, я вообще была отличницей. Скорее всего, было бы пофиг. Я просто никогда не ассоциировала себя с оценками, или с мнением учителя или класса (хотя у меня со всеми были хорошие отношения). Думаю, было бы весело написать что-то такое ржачное, чтобы все пожрали, но как-то я до такого просто не додумывалась. А случайно я сочинения плохо не писала. Меня вообще критиковали крайне редко, и несмотря на то, что в основном по делу, у меня это как-то даже особо не отложилось в памяти. Я всегда считала школу только переходным периодом на пути к настоящей свободной жизни, где я всё буду решать сама - что делать, а чего не делать, и поэтому просто ждала, пока она закончится. Когда мне что-то очень не нравилось, например, была неприятная атмосфера, я просто абстрагировалась и думала о своём. Так, если бы учитель читал какие-то мои ошибки, то одно из двух - либо мне было бы пофиг, я бы думала о своём в этом время, а ошибки бы потом исправила, либо, если это какие-то ржаки, то посмеялась бы со всеми. У меня вообще как-то с детства фактор стыда никак не был связан с учёбой, то есть критика по ней мне была как-то не особо важна. Ну налажала, так налажала. Короче, я не думаю что меня бы это как-то тронуло. Я-то точно знала, что смогу абстрагироваться, а вот других мне в этом плане было жальче. Я обычно выслушивала от учителей только поправки к своим работам по делу, по факту, а остальное просто пропускала мимо ушей, мне это было неинтересно. Думаю, в случае чтения моих ошибок перед классом было бы то же самое.
<- And they have a Plan ->
~ Думаю о галактиках ~