Viento пишет:Погуглила, что такое "хроматические переходы", всё равно до конца не уяснила.. Поясни, плиз)
Если объяснять это вербально, то хроматизмы - это полутона, которые не являются частью стандартной гармонии, выбиваются из неё. В рамках одной тональности есть только два полутона, которые принадлежат к ней, а потому звучат гармонично, привычно. Незапланированный же полутон аудиально создаёт в мелодии эдакий "слом, излом", звучащий непривычно и неожиданно. Поэтому наличие таких звуков в мелодии, как правило, придаёт ей некоторую загадочность, потустороннесть, тревожность. (Например, в восточных мелодиях много хроматизмов, поэтому они кажутся нашему уху "экзотическими", непривычными).
Думаю, проще всего будет объяснить это на примерах, что я, собственно, сейчас и сделаю. Примеры возьмём совсем-совсем простые, потому что так будет понятней.
Например, вот обычная минорная гамма, так она звучит - http://pleer.com/tracks/12074848jjm3
А вот хроматическая гамма - http://pleer.com/tracks/12074982c736
Кажется, что она звучит странно и непривычно и вообще похожа на странный набор звуков, потому что здесь нет привычных нам расстояний между нотами стандартной гармонии. В хроматической гамме все расстояния - полутона.
Возьмём самую простую и незамысловатую коротенькую минорную мелодию - http://pleer.com/tracks/120750029MYG
А теперь я сыграю её же ещё два раза, но в первом случае сделаю хроматизм на верхней ноте, а во втором - на нижней в конце. То есть, проще говоря, каждую из названных нот я просто смещу на полутон. Мелодия приобретает неожиданный, непривычный"слом" в тех местах, где звучат эти полутона, - http://pleer.com/tracks/12075012kupE
Но когда мы слушаем музыку, то чаще всего это не просто одна монофоничная мелодия - это комплексная полифония. То есть, мелодия всегда сопровождается аккомпанементом в той тональности, к которой она принадлежит. Я буду называть его аккордами, так как у меня в примерах это именно аккорды.
Так вот, звуки мелодии всегда ведут за собой сопровождающие аккорды в определённой тональности. Аккорды в рамках одной тональности слышатся как привычные и гармоничные.
Вот, например, та же мелодия, только уже с аккордами в одной тональности - http://pleer.com/tracks/12075210WvFJ
Но так как хроматизм, как правило, не принадлежит к тональности, в которой звучит мелодия, то сам он ведёт за собой такой же аккорд - из другой тональности. (Это происходит автоматически, по естественным музыкальным законам, потому что если сыграть ноту из чужой тональности с аккордом из привычной тональности, получится попросту фальшиво). Таким образом, у нас получается, что вся мелодия, вместе с аккомпанементом, разом сменяет тональность. Такая смена тональности посреди музыкальной композиции называется модуляцией.
Вот, например, наша коротенькая мелодия с аккордами, и последний звук, непривычный полутон в конце привлёк сюда и непривычный аккорд, который как бы "сломил" мелодию в другую сторону звучания, - http://pleer.com/tracks/12075020uneX
Модуляция - это очень клёвая и красивая штука, на самом деле. Она всегда здорово украшает любую музыкальную композицию. Модуляция проявляется в том, что мелодия, которая звучала в одной тональности, делает "слом" в другую тональность и звучит уже в ней. Это всегда очень обогащает любую музыку, потому что делает мелодию как бы многогранней, "расслаивает" её настроение на разные оттенки. Из-за смены высоты звука мелодия кажется уже немного другой, хотя на деле остаётся той же самой. (Это похоже на то, как если ты смотришь на один и тот же пейзаж сквозь стёкла разного цвета).
Вот, например, смодулированная в верхнюю тональность мелодия - http://pleer.com/tracks/12075026AI6e
Собственно, почему хроматизмы посреди мелодии так красивы? Потому что они заставляют мелодию "смодулироваться", добавляя ей разных граней. (Не все хроматизмы ведут за собой модуляцию, но многие). Вот те, которые ведут, - звучат всегда впечатляюще.
Конечно, модуляция далеко не всегда может происходить на полтона. Расстояние между сменившимися тональностями может быть и больше. Но смена именно на полутон, как правило, - самая красивая и естественная. Она очень часто используется в самой разной музыке.
Модуляция может происходить как вверх, так и вниз. Верхняя - более частое явление. Она резко добавляет мелодии драматичности и эффектности. Нижняя встречается реже. Она делает мелодию тревожней и загадочней, как бы "скрытней".
В общем, это очень обобщённое и, скажем так, "огрублённое" объяснение, так как там есть ещё масса разных нюансов, но это так - чтобы в самых общих чертах понять сам принцип.
* * *
Вот, например, из DM очень классная "хроматическая" песня - http://pleer.com/tracks/5078241zJcf (Shake the disease). Мне она очень нравится! Уже до дыр заслушала))
А вот в Sweetest perfection - в проигрыше и после него как раз там идёт игра с нижними модуляциями, из-за чего мелодия аудиально как бы "углубляется", делается "тяжелей", что добавляет ей особой "сенсорной страстности"))
Кстати, хочу признаться, что я реально влюбилась в эту песню)) Постоянно тянет её слушать, раз за разом)
А вот недавно НН посоветовала мне ещё одну интересную группу - Deine Lakaien (кстати, по стилю что-то есть от DM очень сильно, только вот голос слишком "гамлетовский"))). И вот, например, тоже очень "хроматическая" песня, там прямо хорошо, чётко слышно эти хроматизмы - http://pleer.com/tracks/162465Sh7X
ЭИЭ - ВЭЛФ - БВПН
<- And they have a Plan ->
~ Думаю о галактиках ~