Миэль пишет:Когда оправдано пожертвовать одним ради другого? Чем именно? Оправдано ли вообще?
Как вариант - во время страшной эпидемии, когда есть хоть малейшая угроза вымирания человечества, вполе нормально и оправдано будет проводить испытания нового, разрабатываемого лекарства на людях.
Миэль пишет:Ну, и ещё, чтобы не плодить тем, тут же несколько иной ракурс вопроса. А что насчёт законов? Может ли научный поиск оправдать нарушение законов и правил?
Смотря каких законов и каких правил. Если законы формальные, или те, которые не защищают человеческую жизнь, то их можно и нужно нарушать ради научного прогресса. Если нарушение какого-то закона ставит под угрозу жизнь людей - то к этому добавляется морально-этическая составляющая.
Думаю, что ради научно-технического прогресса нужно ставить опыты на животных. Понимаю, что Общество защиты животных будет против, но - а как тогда разрабатывать лекарства, например, которые призваны лечить людей от тяжёлых болезней? В любом случае - чем-то нужно жертвовать. Иначе - не будет в мире прогресса. Это неизбежный факт. А вот чем именно жертововать - это зависит от множества факторов. Скажем так - жертва оправдана - то есть благодаря смерти одного человека появляется возможность спасти тысячи. Но кто говорит, что жертвовать нужно именно первым попавшимся? Это могут быть преступники, смертельно больные... Да в конце концов - сами учёные неоднократно ставят опыты на самих себе.
Миэль пишет:Вообще, как вы считаете, есть ли грань, за которой научные достижения уже не оправдывают себя, какую бы пользу они человечеству ни несли?
Думаю, что грань проходит там, где количество умерших и покалеченных в следствии экспериментов превышает процент "полезности" изобретения. Т. е. - кому оно нужно, если в процессе исследований этого безусловно полезного изобретения погибнет более половины населения планеты? (ну или всё население - тогда кто будет им пользоваться?) Исключение - как в примере с эпидемией, если всему человечеству и так суждено погибнуть от болезни, то если лекарство спасёт хоть 1000 человек (или другое количество, достаточное для восстановление человека, как вида), то если при испытаниях его погибнут десятки тысяч - это будет оправданно. Но это - крайний случай.
Ещё, мне кажется нельзя проводить эксперименты со временем. Это уже фантастика пошла, но с изобретением, например, машины времени, люди смогут возвращаться в прошлое, что-то менять - а это может негативно сказаться на настоящем (см. фильм "Эффект бабочки", например). Но эта область науки пока ещё не изучена и нет 100% достоверных научных подтверждений того, как выглядит вмешательство во временной процесс, и какие последствия оно принесёт. Т. е. - гипотез масса, но все они отностся к научной фантастике. ))) В реале, я думаю, все намного сложнее, а те кусочки информации об этом явлении, которые мы можем почерпнуть из худ. литературы - упрощённые примеры того, как тот или иной писатель видит проблему перемещения во времени.
Миэль пишет:И на что вообще следует быть готовым научному исследователю, если он хочет добиться серьёзных результатов в своих исследованиях? (Допустим, имеется в виду такая научная деятельность, где этот вопрос стоит).
На всё ))) Начиная от того, что его исследования не примут коллеги, раскритикуют и "перекроют кислород" и заканчивая полной свободой действий (если например, государство сочло исследования интересными и дало учёному полную свободу действий, включая и возможность опытов над живыми людьми). В такой ситуации всё будет зависеть от самого исследователя - насколько его личная мораль позволит ему делеко зайти. Хотя - опять же - если исследование важно для дальнейшего развития (или спасения) человечества, то приоритет будет отдаваться самому исследованию, а способы - как сделать так, чтобы соблюдались хоть какие-то моральные нормы - я думаю, найдуться. Конечно - если учёный сочтёт совершенно аморальным опыты над заключёнными или смертельно больными (при условии, что опыты на людях являются обязательным - нет, даже решающим этапом его разработок) - то ему останется или эксперементировать на самом себе, или заморозить исследования. Потому я и говорю - что зависит от самого исследователя и тех моральных рамок, в которых он находится. В любом случае - наступает момент, когда эти рамки приходится отбрасывать, так как ради научного прогресса чаще всего требуется чем-то жертвовать. Так устроен наш мир!
ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю