Миэль пишет:Для начала проясним, что для вас в принципе "доброе дело"? Это что-то обязательно бескорыстное и самоотверженное? Или суть его для вас именно в самом его факте, в том, что оно принесёт результат?
Безусловно, в любой деятельности приоритетен результат, мотивы – вторичны. Точно также можно руководствоваться добрыми побуждениями, а по факту сделать невольно какую-нибудь гадость. Конечно, по факту имеет значение то, что ты в итоге сделал, а не чем ты руководствовался.
Однако для определения сути поступка мотивы его совершения тоже играют роль. Если сделано с искренним желанием помочь другому (без каких-то корыстных мотивов), то это действительно доброе дело.
В общем, получается, для того, чтобы квалифицировать деяние как доброе, в равной степени важны и мотивы, и результат))
Миэль пишет:И уместно ли ждать за совершение доброго дела какой-либо награды? (Тут имеется в виду не обязательно нечто материальное и не обязательно от людей, по отношению к которым это было совершено).
Награды ждать, наверное, всё же неуместно. Кстати, я не придерживаюсь мнения, что всё совершаемое добро рано или поздно вернётся к тому, кто его делает. Да, если честно, как-то и не задумывалась никогда над этим вопросом. Меня вполне устраивает та версия, согласно которой за добрые дела не следует никакого воздаяния. Мне это кажется даже правильным. Думаю, добро должно быть бескорыстным (ну, за исключением наличия морального удовлетворения от его совершения).
Миэль пишет:И в таких условиях люди часто понимают под "добрым делом" нечто жертвенное, изначально не нуждающееся в благодарности. Поэтому люди, которые делают добрые дела, не задумываясь о том, что они получат за это, и так ничего и не получая (ну, "ничего" - это условно, всё же, мир не настолько плох, так что будем говорить - не всегда что-то получая, какую-то благодарность), вызывают обычно особо положительные чувства. Такое поведение считается верным, правильным жизненным принципом, соответствующим гуманистическим ценностям человечества.
Я очень не люблю понятие «жертвенность» в отношениях, в повседневной жизни. Мне в нём чудится делание добра «через силу», через «не хочу», в сильный ущерб себе. Такое поведение для меня противоестественно, я сразу подозреваю в нём какие-то скрытые мотивы (подсознательное желание самоутверждения, ожидание особой благодарности, и т.д.). Поэтому жертвенность в повседневной жизни воспринимается мной как что-то нечестное, манипулятивное, имеющее скрытую подоплёку. Да так часто и бывает на самом деле.
Есть, конечно, другая жертвенность – помощь другим в ущерб себе в каких-то экстремальных ситуациях (война, голод и т.д.). Думаю, такие ситуации, с одной стороны, обнажают все человеческие качества, а с другой, никогда не знаешь, как поведешь себя тогда, когда остро стоит необходимость выбора между жизнью и смертью, между собой и кем-то другим. Это отдельная категория жертвенности, про которую я речь сейчас не веду.
Бескорыстная помощь в повседневной жизни, не в экстремальных ситуациях для меня не ассоциируется с жертвенностью, с полным отказом от своих интересов. Каждый раз, принимая решение помочь кому-то, человек понимает, на что он идет, готов ли он, какой уровень неудобств, вызванных помощью, для него приемлем. Если помощь влечет за собой ущемление интересов помогающего настолько, что он не готов с этим смириться, то честнее будет отказаться помогать… И для каждого человека эта степень ущемления его интересов, которую он может себе позволить без каких-то моральных неудобств, индивидуальна. Кто-то вообще не готов поступиться своим временем, вниманием, энергией, деньгами, удобствами. Кто-то может поступиться чем-то из этого списка. Кто-то – всем, при определенных условиях и до определенного предела. И всё это без усилий над собой, с лёгкостью и без ожидания каких-то «бонусов», ни от одаряемого, ни от Вселенной. В общем, вот так, наверное, для меня и выглядят «добрые дела»)
Если обобщить, я считаю так: хочешь - помогай, но не жди особой благодарности; если считаешь свои усилия очень затратными и заслуживающими какой-то особой благодарности или аналогичного одолжения, то лучше не помогай. Поэтому с недоумением воспринимаю всякие сетования на неблагодарность, на: "я для него/неё..., а он/она...".
Тем не менее, слово "спасибо" всё же в большинстве случаев хочется услышать от адресата помощи (если помощь оказана непосредственно и если адресат меня знает, конечно же).
Миэль пишет:Что изменилось бы в мире, где человек, каждый раз совершая доброе дело, точно бы знал, что он получит за это и благодарность, и что-то ещё? Обесценились бы тогда такие дела (и намерения) в таком мире? Стали бы люди в таком мире более прагматичными, остались бы они в потенциале способны на бескорыстие, привыкнув к повсеместной благодарности?
Думаю, что в какой-то мере, безусловно, обесценились бы. Да, и более прагматичными люди стали бы.
Но способность к бескорыстию, думаю, всё равно бы осталась, ведь наличие награды не исключает бескорыстных мотивов. Т.е. остались бы люди, делающие добро не из-за награды, а по велению души.
Миэль пишет:И вообще, в таком мире количество добрых дел бы возросло, по сравнению с нынешним вариантом? Награда стала бы постоянным стимулом, победив, например, лень, жадность, недоброжелательность и т.д.?
Не думаю, что сильно бы возросло… Нет, лень, жадность, недоброжелательность остались бы. Вообще не понимаю, каким образом какая-то награда за добро их может победить. Это ведь внутренние чувства, качества. Т.е., даже делая «добро» за награду, люди, которым эти качества присущи, продолжали бы ими обладать.
ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея