Тема: Оригинальность или китч?
Оригинальность или китч?
Довольно редко удается встретить по-настоящему оригинального человека. Часто бывает так, что за внешней претензией на оригинальность, необычность и внутреннюю глубину скрывается банальность. Как же отличить настоящую оригинальность от претензии на нее? Попробуем разобраться.
Истинная оригинальность
Действительно оригинальными можно назвать людей, чье отличие от других является глубинным, внутренним. Оно может выражаться в каких-либо талантах, особом взгляде на мир, способности к глубокому пониманию людей и т.д. Лица, обладающие этими способностями, условно делятся на два подтипа: те, кто осознает собственную оригинальность, и те, кто считает себя не отличающимся от остальных людей.
Неосознанная оригинальность
К этому подтипу принадлежат люди, которые либо не замечают своей оригинальности и непохожести на других, либо знают о ней, но не считают ее чем-то особенным. К примеру, встречаются писатели или ученые, которые не оценивают свои знания и способности как что-то необычное и выдающееся. Чаще всего такие люди на первый взгляд кажутся совершенно обычными, а их отличия от остальных открываются только в процессе общения.
Подчеркнутая оригинальность
К этой группе относятся люди, которые осознают свои таланты и непохожесть на других, и всячески это подчеркивают. При этом они хорошо чувствуют грань между оригинальностью и безвкусием, и подчеркивание собственной необычности получается у них строго дозированным.
К данному типу принадлежат многие эпатажные звезды, а также харизматичные руководители общественных движений, компаний и т.д. Подчеркнутая оригинальность в деятельности компании реализуется через проведение необычных акций, разработку оригинальных схем работы с клиентами и т.д.
Претензия на оригинальность
Претензия на оригинальность встречается гораздо чаще, чем собственно оригинальность. Но это и не удивительно, ведь каждый человек хочет быть непохожим на других, но далеко не у всех есть этот дар. В этом типе также есть два подтипа.
Оригинальность через идею
К этому подтипу принадлежат люди, которые отличаются умением видеть разницу между оригинальностью и китчем, и ищут какую-то идею, благодаря которой они могли бы выделиться на фоне окружающих. К данной группе относятся представители различных субкультур (эмо, готы и т.д.), хипстеры, завсегдатаи творческих «тусовок», участники различных духовных практик, члены оппозиционных партий (в некоторых случаях) и т.д.
При первом знакомстве они могут производить впечатление ярких и необычных, интересующихся чем-то «глубоким», но при дальнейшем общении становится очевидным, что они транслируют окружающим людям готовые, «шаблонные» мысли и идеи. Кроме того, у таких людей часто взгляды, соответствующие идеям поддерживаемых течений, соседствуют с банальными, бытовыми представлениями и потребностями. К примеру, стремление обрести нирвану сосуществует со страстью к шопингу и т.д.
Такая шаблонность и искусственность взглядов и представлений объясняется тем, что идея, поддерживаемая человеком, заимствуется в готовом виде без творческого переосмысления. Представитель этого типа выглядит оригинальным только на фоне остальных людей, не принадлежащих к его течению или субкультуре. То есть, гот оригинален только в сравнении с не-готами, на фоне же остальных готов он выглядит обычным.
Дешевый китч
К этой категории относятся люди, не способные отличить оригинальность от дешевой подделки. Зачастую в данную группу попадают лица недостаточно образованные и лишенные тонкого эстетического вкуса. Если человек не способен адекватно оценить степень оригинальности того или иного объекта или идеи, то он начинает считать, что чем ярче, чем лучше. Претензия на оригинальность у таких людей выражается двумя основными способами:
- посредством внешнего вида. Именно к этому типу относятся ярко, но безвкусно одетые женщины и мужчины;
- через поведение. У таких людей может наблюдаться склонность к эпатажным поступкам, причем, в некоторых случаях поступки могут быть асоциальными (аморальные действия, подчеркнуто хамская манера общения и даже преступления с целью выделиться и обратить на себя внимание).