Тема: Размышления об образовании
О, в том же дневе нашла свои размышления пятилетней давности о подходе к образованию
Количество существующих профессий постоянно меняется, меняются и рамки каждой профессии, включая в себя новые знания, умения и навыки, и исключая те, которые потеряли актуальность.
По моим личным наблюдениям, в "высокотехнологических" профессиях, а также профессиях, требующих научного поиска, происходит все большее сужение специализации, а в так называемых рабочих и "офисных" профессиях – расширение. Так, к примеру, раньше была профессия "секретарь", достаточно узкоспециализированная, включающая только три основных направления деятельности – машинный набор, ведение документации и телефонные переговоры, сейчас же в частных фирмах соответствующая должность заменена новой, более обширной – "офис-менеджер", с более широким кругом обязанностей и более высокими требованиями к квалификации. Вообще сейчас происходит интеллектуализация труда.
На мой взгляд, нужно было бы пересматривать существующую систему образования в соответствии с требованиями времени. Я бы предложила следующее:
1) сделать рабочие и офисные профессии более универсальными, охватывающими широкий спектр видов деятельности. Такая мысль у меня возникла после того, как я решила проанализировать, почему люди не идут в ПТУ, а также на некоторые "узкие" вузовские специальности. Объяснение весьма прагматическое – люди предпочитают выбирать профессию более широкого профиля, чтобы было больше возможностей при трудоустройстве. При этом человек вполне способен на охват широкого круга знаний, умений и навыков, поскольку отсутствует необходимость вникать в какие-то специфические нюансы, в которые вникают специалисты по различного рода научно-техническим разработкам.
Существующее у нас образование рассчитано на:
- "тупарей", грубо говоря. Это о ПТУ-ном образовании, когда человека обучали работе на 2-3 модификациях одного станка и всё, по окончании учебы он мог работать ТОЛЬКО на таких станках. Сейчас, когда все стремительно меняется, с такой профессией есть большой шанс остаться вообще без работы. Кроме того, и общий уровень обучаемости повысился, средний человек способен к восприятию более сложной информации, чем его предшественник;
- будущих научных сотрудников – это наше высшее образование. Из человека, поступившего в ВУЗ, готовят ученого, а не человека, который будет заниматься практической деятельностью. В итоге выпускник знает массу не нужной ему информации научного характера, но не может справиться с элементарной производственной задачей.
Я бы предложила, во-первых, сделать низкоквалифицированные профессии более универсальными, т.е., к примеру, строительный рабочий – он и каменщик, и бетонщик, и кровельщик, и плиточник и т.д., специалист по внешности – он и парикмахер, и маникюрщик/педикюрщик, и визажист. Во-вторых, некоторые "вузовские" и "ПТУ-шные" профессии я бы объединила, чтобы выпускник мог работать впоследствии в любом звене данного производства, т.е., знал, к примеру, и работу начальника литейного цеха (обладал соответствующими знаниями), и работу литейщика (обладал соответствующими навыками).
2) выделить в отдельный "уровень" науку и разработку высоких технологий. Т.е., было бы базовое высшее образование, достаточное для выполнения определенных профессиональных обязанностей, типовых задач, и дополнительное обучение для тех, у кого есть научный интерес. Это обучение могло бы идти и не каким-то отдельным курсом, а в рамках базового высшего образования, но факультативами, отдельной работой с научным руководителем, а также в составе исследовательских групп и т.д.