Re: Применимость типологий.
В чём отличие между Соционикой и MBTI, что они попали на разные уровни?
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Соционический форум сайта TYPOLOGIES.RU → Прочие типологии → Применимость типологий.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
В чём отличие между Соционикой и MBTI, что они попали на разные уровни?
MBTI изучает поведенческую часть жизни, а соционика - перспективы развития в определённых сферах.
Просто добавлю сюда.
Проработанный Меркурий — это высший уровень ума, это интеллект, или Манас в индийской философии. Способность к связному, логичному и четкому выражению своих мыслей в таком случае развивается сама как следствие внутренних перемен личности. И она является еще одной "контрольной" чертой успешной практики. Это только косвенно связанно с начитанностью или учеными степенями, о чем часто забывают. Так, очень часто критиков уже упомянутого Кастанеды раздражает то, что в его книгах необразованный индейский маг говорит о сложных философских темах на уровне именитых европейских философов экзистенциализма и иррационализма. Из этого делается заключение, что это выдуманный персонаж. Однако забывается при этом, что этот человек провел целую жизнь в борьбе за самоизменение. Это много, это намного больше, чем нужно, чтобы проработать свой Меркурий. Таким же побочным следствием успешной проработки Меркурия является умение понимать и "читать" поступки других людей.
Сюда же относится умение учиться, которое приходит само с проработкой
Меркурия. Человек с недостаточно сильным или дисгармоничным Меркурием
испытывает трудности с самостоятельным освоением любой новой области, иногда кажущиеся ему непреодолимыми. Так, например, наше общество потакает такому уровню Меркурия, искусственно поддерживая разделение людей на "технарей" и "гуманитариев", культивируя бездумных потребителей телевизионной информации.
Безусловно, существует предрасположенность к тому или иному направлению,
заложенная в гороскопе, но эта предрасположенность не носит, как об этом иногда думают, такого фатального характера, словно речь идет о нерушимой стене в нашем внутреннем мире. Человек с сильным и гармоничным Меркурием способен одинаково хорошо обучаться чему угодно, любой области знаний или умений. Его склонности и симпатии не помешают ему освоить то, что он посчитает для себя необходимым. Хорошим примером являются ученые-энциклопедисты прошлых эпох.
В чём отличие между Соционикой и MBTI, что они попали на разные уровни?
К ответу Kain1stkainit добавлю также то, что скачок соционики на другой уровень был вызван объединением идей Юнга с понятием информационного метаболизма Кемпинского (о чем почему-то часто забывают), после чего соционика и стала заниматься вопросами стратегий "как человек воспринимает информацию", тогда как MBTI скорее сосредотачивается на том, что чаще проявлется в поведении (скажем, логика или этика).
Кстати, у самого Юнга в книге "Психологические типы" вообще рассматриваются уровни с 2 по 4 как единое целое.
Кстати, у самого Юнга в книге "Психологические типы" вообще рассматриваются уровни с 2 по 4 как единое целое.
Да, поэтому и возник вопрос. А куда исчез бывший 4 уровень?
скачок соционики на другой уровень был вызван объединением идей Юнга с понятием информационного метаболизма Кемпинского (о чем почему-то часто забывают)
Не слышал.. Надо почитать.
А верно ли, что определённые уровни пирамиды более устойчивы и менее подвержены изменениям? Какие? Думаю, что всё чётные.
+ навеяно одной темой. Глупость, но пусть, интересно, что из этого выйдет. По-сути же коммуникация и учёба относится к аспекту психософский Логики, но если речь идёт об отдельных областях, например, о языках. Думаю, что для подстраивающихся Логик, 2Л, к примеру, то что я предложу будет неактуальным, но всё же.
Если выделить 4 основных языка, с которыми приходится сталкиваться, то можно расположить их по функциям. Интересно у меня получается: Французский-Русский-Иврит-Английский.
По уровням это будет 4-5. Поэтому некоторые части типа могут переставляться, или вовсе исчезать, заменяясь другими.
Если человек не думал об этом, то тип всё равно можно выделить, например, дав ему попробовать поговорить на том или ином языке, или по речевым конструкциям выделить что-нибудь.
Что скажете?
А верно ли, что определённые уровни пирамиды более устойчивы и менее подвержены изменениям? Какие? Думаю, что всё чётные.
Скажем так: чем выше уровень пирамиды, тем больший период жизни человека нужно рассматривать, чтобы различные сиюминутные влияния не мешали адекватно его протипировать. (Кстати, хороший пример — тема DSmile, где он описывал, как потом оказалось, именно такое сиюминутное влияние одного человека, а я из-за этого сделал неправильный вывод о 4Ф.)
Минутка пророческих откровений.
Вопрос из анкеты:
Расскажите, как Вы пришли в соционику (познакомились с соционикой)?
В видеоанкете свёл ответ к шутке, сейчас скажу серьёзно.
Итак, сначала про то, какие выводы я сделал о типировании на настоящее время.
1. Существуют дихотомии (дифференциалы), совокупность которых представляет собой тип.
2. Помимо дихотомий сущетсвуют признаки типа, не выводимые из дихотомий (интегралы).
3. Дихотомии разделяются на первостепенные (юнговские) и второстепенные (признаки Рейнина). Знания первых достаточно, чтобы определить тип.
4. Есть и другие системы классификации дихотомий: заметные при типировании и незаметные и т.п.
5. Из (3) и (4) следует, что дифференциалы второго порядка некорректно использовать для определения типа и целесообразно отнести к интегралам. Отсюда вытекает вопрос: как увидеть интегралы?
6. Ответ на вопрос (5) не имеет однозначного ответа, в результате появляетя повод (один из многих) для разветления соционических школ. Вот примеры ответов:
1) Нужно рассматривать абсолютно все дифференциалы и определять тип по доминированию в процентах. //неправильное понимание пунктов (3) и (4).
2) Тип имеет искажения. Интегралы не обязательно соответствуют дифференциалам.//неправильное понимание (5).
3)Существуют подтипы. Каждому набору дифференциалов - типу - может соответствовать любой интеграл, и не один.//по-сути, это вариация первого способа ответа на вопрос с большей долей допущений.
Ставим вопрос - зачем вообще определять тип? Ведь эти расхождения в ответах выведены из (3), где показаны достаточные условия для определения типа. Делаем вывод:
7. Знание интегралов ценнее знания дифференциалов. Интегралы невозможно вывести из дифференциалов. Вопрос: как связаны интегралы с дифференциалами?
8. Ответ на вопрос (7) не имеет однозначного ответа, и появляется ещё одно разногласие между социониками.
Вот примеры ответов:
1) Интегралы и дифференциалы взаимообусловленны и для понимания одного достаточно хорошо понять другое. //противоречие (7). Отмечу здесь причину этого противоречия: часто типологии имеют схожий инструментарий (как соционика и MBTI, псикосмология, архетипы брендов и знаки зодиака). При таком ответе на вопрос (7) для единообразия подхода, типировщик решит создать взаимно однозначное соответствие между типами в разных типологиях (нечто подобное пыталась сделать Структура Хаоса).
2) Интегралы и дифференциалы лежат на разных уровнях пирамиды типологий//по-сути - противоположность предыдущего ответа. Но тоже противоречие (7). Так часто отвечают те, кто ответил на вопрос (5) сведением к существованию подтипов или "искажениям" типа каким-нибудь другим способом. Для разрешения противоречия предлагается разрешить свободное соответствие типов в типологиях разных уровней. При таком подходе тоже появляется своя особенность: не учитывается достоинтво того, что типологии имеют схожую структуру.
В первом случае недостатком является то, что на расхождения приходится закрывать глаза и притягивать многие вещи за уши. Не каждому человеку такое понравится. Были, конечно, попытки создать внеуровневую типологию, но ей не хватило конкретики.
Во втором случае мы не соответствуем первому положению (7): интеграл снова не проявляется, зато продолжается расчленение на дифференциалы, что вовсе не так ценно, и на форуме это упоминается всякий раз, как предлагается какая-то новая типология.
Есть ли способы ответа на вопросы, которые бы учитывали все положения без противоречий?
Появилась идея (не совсем новая, но в другом масштабе немного) как ответить на первый вопрос. Исходит из принципа, что все люди одинаковы и различны одновременно. Одинаковость заключается в наполнении аспектов разных типологией и их расположении, а не собственно структуре модели. Различия состоят природе корреляций между присвоенным каждому конкретному человеку типом в одной типологии и других. Прошлая идея мне напомнила рыбий пузырь, эта же напоминает принцип суперпозиции, поэтому, назову это концепцией суперпозиции.
Условия:
1. Требуется достаточное количество типологий для описания большинства поддающихся группировке различий между индивидами.
2. Необходимо исследовать в каждом типируемом помимо составных компонентов типа также и качества всех возможных наборов корреляций между разными типами и их компонентами. \\Здесь подразумевается введение нового объекта более абстрактного уровня, типа рыбьего пузыря. Но я не могу формализовать его и определить (что-то типа амальгамы что ли...). В общем, это требует отдельного рассмотрения. Если есть идеи насчёт этого - буду рад услышать.
3. Для удобства обобщений необходима чёткая и объективно-независимая внеуровневая типология.
Что даёт эта концепция:
1. Чистка терминологии от лишних сущностей типа знаков функций и подквадр - эти нюансы будут объясняться типом зависимостей между компонентами типов и затем проецироваться во внеуровневую типологию. \\Заметим, что при желании всё это можно будет спроецировать в любую типологию, заодно испытав её жизнеспособность и гибкость (хотя, думаю, что получится безумный набор бесвязных значений).
2. Возможность определить уровень развития человека путём обнаружения мешающих его эволюции блоков в "том абстрактном объекте".
3. Возможность рассчитать средний уровень корреляции между компонентами моделей для разных групп людей.
И многое другое.
Насчет внеуровневой типологии — остаюсь при мнении, что нужна не внеуровневая типология как таковая, а просто некие первоосновы, из которых произрастают аспекты каждого уровня типологий (в качестве которой использую все ту же Четверицу Хайдеггера). Насчет корреляций — на мой взгляд, достаточно просто описывать, как они сочетаются, и все. Причем в идеале не каждый частный случай, а некие общие закономерности, из которых в случае необходимости можно эти частные случаи выводить. Например, общее правило "сочетание сильного соционического аспекта с соответствующей ему 4-ой функции по психософии приводит к позиции 'могу, но не хочу' или использовании аспекта исключительно как инструмента". А дальше его можно раскрыть для случаев 4Л+БЛ или 4Э+ЧЭ в случае необходимости.
Насчет внеуровневой типологии — остаюсь при мнении, что нужна не внеуровневая типология как таковая, а просто некие первоосновы, из которых произрастают аспекты каждого уровня типологий (в качестве которой использую все ту же Четверицу Хайдеггера).
Тоже неплохо. Хотя я имел в виду не совсем аспекты... В псикосмологии их вообще нет. Зато группы можно взять (даже от 2 типов) и совокупности аспектов. Типа: попадание в CD-сектор повышает вероятность попадания в центральную квадру и наоборот. Мне интересно собственно рассчитать это значение. Проверить, если есть корреляции - то с чем.
Насчет корреляций — на мой взгляд, достаточно просто описывать, как они сочетаются, и все. Причем в идеале не каждый частный случай, а некие общие закономерности, из которых в случае необходимости можно эти частные случаи выводить. Например, общее правило "сочетание сильного соционического аспекта с соответствующей ему 4-ой функции по психософии приводит к позиции 'могу, но не хочу' или использовании аспекта исключительно как инструмента". А дальше его можно раскрыть для случаев 4Л+БЛ или 4Э+ЧЭ в случае необходимости.
Это да, но в идеале собрать все знания, чтобы каждый мог в случае чего посмотреть и увидеть примеры на каждое сочетание. И если с соционикой-психософией и психософией-темпористикой всё понятно, то с остальными - нет.
Типа: попадание в CD-сектор повышает вероятность попадания в центральную квадру и наоборот. Мне интересно собственно рассчитать это значение.
На мой взгляд вот это "повышает вероятность попадания" связано скорее с некомпетентностью типировщиков, которые проявления этого сектора засчитают за ценностную ЧС, чем с какими-то объективными показателями.
На мой взгляд вот это "повышает вероятность попадания" связано скорее с некомпетентностью типировщиков, которые проявления этого сектора засчитают за ценностную ЧС, чем с какими-то объективными показателями.
Т.е. ты уверен, что если проверить это объективно - такого не будет? Тогда так же - описать проявления Альфа\Бета\Гамма\Дельта с разными секторами.
Вообще, всё написанное в сообщении 50 как раз к тому, чтобы не вычленять какие-то параллели (ничего нового), но суть в том, что на самом деле они могут быть, просто не в том виде, в каком люди предполагают (какой-то сектор той же Четвёрицы (например, не вникал особо) окажется более загруженным, чем другие). В любом случае - это последняя задача.
Вообще даже подумал, что чем более противоречивыми будут сочетания - тем более реальным окажется портрет человека.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Соционический форум сайта TYPOLOGIES.RU → Прочие типологии → Применимость типологий.
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc
Currently installed 3 official extensions. Copyright © 2003–2009 PunBB.