Итак, обещанный материал по информионике:
Модель психики, с которой работает информионика, представлена на следующем рисунке:
Стрелки на диаграмме — это информационные потоки или воздействия. Кратко работу этой модели можно описать следующим образом. Информация о внешнем мире, полученная от органов чувств, проходит блок первичной Фильтрации, где происходит узнавание знакомых объектов и выделение незнакомых. Первичная Фильтрация во многом происходит бессознательно, кроме того, в этом блоке «спрятаны» входные кодировки по Фельдману (они же репрезентативные системы в НЛП) и иррациональные аспекты соционики.
На основании полученной информации происходит выделение текущей жизненной задачи, то есть осознание того, что в окружающем мире есть некая ситуация, требующая от индивида принятия какого-либо решения на сознательном уровне. Далее происходит поиск решения, при котором задействовано два блока: бессознательное творческое начало и блок вторичной Фильтрации. Бессознательное творческое начало — это часть психики, которая занимается тем, что постоянно комбинирует случайным образом все известные человеку объекты. Большая часть этих комбинаций отсеивается бессознательно (причем комбинация и отсеивание идут не последовательно, а в виде множества параллельных процессов) еще в блоке первичной Фильтрации, но часть доходит до сознания и может рассматриваться как варианты решения той или иной жизненной задачи.
Далее сформированная жизненная задача и возможные идеи для ее решения обрабатываются в блоке вторичной Фильтрации. Этот блок занимается тем, что выявляет и строит «дороги» на «карте реальности» (сами «объекты», которые соединяются «дорогами», на карту наносит блок первичной Фильтрации), то есть взаимосвязи между объектами. Главные вопросы этого блока можно сформулировать так: «что влияет на ситуацию, а что нет?», «какие объекты с какими связаны?», «на что нужно повлиять, чтобы получить желаемое изменение?». На основе этого вторичный блок Фильтрации вырабатывает некоторое решение, алгоритм, который передается блокам Оценки и Действия.
Задача блока Оценки — это проверка того, что в НЛП называют экологичностью. То есть того, насколько выработанное решение жизненной задачи согласовано с общими жизненными установками индивидуума в целом, ее моральными правилами, а также интересами тех, кого данный индивидуум считает для себя в данной ситуации значимыми людьми. Основные вопросы данного блока «устраивает ли меня это?», «доволен ли я принятым решением?», «соответствует ли оно моим представлениям о достойных поступках?», «как отнесутся значимые для меня люди?» и т. п. Причем важно отметить, что Оценка идет на основе имеющихся в «карте» представлений о других людях, которые могут не совпадать с реальностью. Также оценка может идти с позиций людей, которые к жизненной задаче прямого отношения не имеют (например, оценки в духе «мой прадед мог бы гордиться мной»).
Оценку также можно разделить на первичную и вторичную: первичная выполняется перед тем, как осуществить Действие, вторичная же — после его выполнения.
Собственно к блоку Действия можно отнести все то, что необходимо сделать для того, чтобы внести в мир («местность») те изменения, которые были намечены в «карте» при решении жизненной задачи. Основной вопрос этого блока «как?». Блок Действия является единственным, который влияет не на «карту», а на «местность».
Последним блоком является Сверка. Задача этого блока — поддержание согласованности между «картой» и «местностью», а также контроль за окружающей ситуацией и результатами Действия. Вопросы, которыми задается блок Сверки, выглядят примерно следующим образом «соответствует ли то, что есть, тому что ожидалось? Если нет, в чем различие, где ошибка? Не появилось ли вокруг чего-то непредвиденного, на что нужно срочно реагировать? Как себя чувствует мое тело после выполнения этих действий?» (при этом поиски и объяснение причин этого различия — это задача блока Фильтрации). Здесь также следует отметить, что информация о местности
Таким образом, отработка любой ситуации в информионике сводится к этапу постановки задачи, выбора решения, этапу действий и двум петлям обратной связи: субъективной (Оценке) и объективной (Сверке). При этом из схемы вполне очевидно, что для решения задачи необходима совместная работа всех четырех функций.
Информионический тип проявляется в полной мере в жизненных задачах, для которых нет готовых решений и требуется их поиск. При этом можно выделить «триггер запуска», который в той или иной ситуации заставляет воспринимать задачу как новую и начинать искать решение, «триггер останова», по которому поиск прекращается. Кроме того, задачи могут иметь фрактальный характер, то есть возможно рассмотреть жизненную задачу как совокупность решения сходных, но более простых жизненных задач.
О свойствах функций в информионике
1. Первая функция является целевой, то есть именно по ней идет оценка, является ли задача решённой, или же нужно продолжать работу. Выражаясь языком НЛП, первая функция — это триггер остановки, позволяющий считать задачу решённой, гештальт, связанный с ней, закрытым, и перейти либо к решению другой задачи, либо к отдыху. Характерные установки для различных аспектов:
1 Оценка — эмоциональное удовлетворение: я и все значимые для меня в этой ситуации люди довольны полученным результатом на эмоциональном уровне.
1 Фильтрация — предсказуемость: я сумел построить модель, которая объясняет ситуацию, то есть делает ее для меня понятной и прогнозируемой, я знаю, чего ждать дальше.
1 Сверка — единство «карты» и «местности», причем оно может достигаться как за счет перестройки «карты», так и за счет установления контроля над частью «местности» и приведения ее в надлежащий вид.
1 Действие — «мне удалось изменить ситуацию, которая меня не устраивала» (при этом, в отличие от 1С, далеко не всегда важно, куда и каким образом, важна сама возможность создавать или регулировать динамику, изменения)
2. Вторая функция — инструментальная. Она и определяет основное средство, которое будет использоваться для решения задач:
2О — влиять на людей, участвующих в ситуации, пытаясь изменить их мировосприятие,
2Ф — придумывать новые системы и теории, объясняющие происходящее,
2С — перепроверять свои представления о мире, искать возможные ошибки
2Д — «нужно больше вкалывать»
Как правило, нерешенность задачи приводит к все большей и большей интенсивности работы второй функции. Кроме того, при достижении определеного уровня интенсивности возможно, что функция выступает в роли негативного запускающего триггера, то есть признанию задачи нерешаемой. Также функция может выступать в роли альтруистического запускающего триггера, когда возникает желание помочь другому решить его жизненную задачу.
3. Третья функция — запускающий триггер. Именно она занимается проверкой пригодности уже существующих решений и принимает решение о необходимости поиска нового. Как и психософская третья, обладает двойственностью: с одной стороны, признает важность и необходимость соответствующего блока, с другой — данный блок является слабым местом, уязвимость которого заключается в том, что его работа может привести к обесцениванию результатов работы первой и второй, что порождает желание отгородиться от этой функции, отмахнуться от ее проявлений.
4. Четвёртая функция — «ленивая», вступает в работу только по мере необходимости и выключается как можно быстрее, "просто так" человек вопросами блока, попавшего в четвертую функцию, не задается. На данный момент предполагается, что главная ее роль — своего рода «предохранитель», регулирующий скорость работы психики в целом и защищающий от зацикливания и нервного истощения.
ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!