Тема: Особенности функционирования модели в психе-йоге. Свойства функций
Предлагаю к обсуждению статью.
Особенности функционирования модели в психе-йоге. Свойства функций
Как известно, модель ПЙ-типа состоит из 4-х функций, расположенных в определенном порядке и обладающих следующими свойствами:
- процессионность/результативность;
- доминирование/подстройка (1).
Также функции условно подразделяются на «сильные» (1 и 2) и «слабые» (3 и 4), что объясняется разной степенью их ресурсоемкости.
Каждая функция обладает определенной комбинацией вышеуказанных свойств, дающих ей соответствующую функциональную установку:
1-я функция: рез.+дом. – Я+ Вы-
2-я функция: проц.+подстр. – Я+ Вы+
3-я функция: проц.+дом. – Я- Вы-
4-я функция: рез.+подстр. – Я- Вы+
где Я+/- и Вы+/- - это выражение принятия или непринятия себя и окружающих в различных аспектах бытия (по Э. Берну) (2).
Но вопрос взаимодействия функций внутри модели еще недостаточно изучен. Мы знаем из работы А. Афанасьева лишь о том, что избыточность первой функции увеличивается прямопропорциально увеличению "язвы" по третьей функции, а 4-я функция в сложных ситуациях склонна "отключаться".
Также нам известно, что при гармоничном развитии человека крайности сглаживаются, и все функции типа приобретают свойства, характерные для 2-й функции (процессионность+подстройка).
Попытка изучить характеристики функций была предпринята 4X_Pro в работе "16-компонентная модель психе-йоги" (3). Автором были выделены 4 области (компоненты) проявления функции:
G -- область стратегических целей. Отвечает за умение ставить внешние цели (т.е. затрагивающие при достижении внешний мир), умение оценивать внешние ресурсы (т.е. те, которые находятся в материальном мире, и не являются неотъемлемой частью самого оценивающего) и видеть законченные внешние результаты.
s -- область тактических задач. Отвечает за способность видеть внешние процессы, тенденции к желательным или нежелательным изменениям, а также существующие возможности в данный конкретный момент времени, делать выбор между этими возможностями и воспринимать краткосрочную обратную связь от сделанного выбора, в том числе и в виде восприятия оценок (критики) других людей. От G отличается отсутствием завершенности, оценивается не столько дело в целом, сколько сиюминутное состояние, текущий момент.
m -- область мотивации. Отвечает за мотивацию, побуждающую к каким-либо внешним действиям, чувство удовлетворения от сделанного, тем самым выработку критерия завершения деятельности. Также через m идет оценка себя относительно других людей и текущего состояния внутренних ресурсов.
R -- область самооценки и оценки внутренних ресурсов. Позволяет оценивать собственные силы, способности и возможности, наличие внутренних ресурсов в долгосрочной перспективе. Также отвечает за внутреннюю оценку качества сделанной работы.
<...>
При этом каждая из функций эффективно воспринимает только два из четырех компонентов. Остальные два остаются для нее "слепым пятном", и производить оценку своего проявления по этим компонентам функция не может или делает это неадекватно. Эффективно воспринимаемые компоненты у функций распределяются следующим образом:
первая -- G и m
вторая -- s и R
третья -- s и m
четвертая -- G и R.
В соответствии с вышеуказанным, функции обладают следующими свойствами:
1. Умение загораться желанием (m) на достижение конкретного законченного результата (G) при плохом восприятии чужих оценок (отсутствие компонента s) и сложностях с эффективным оцениванием своих способностей (отсутствие R).
2. Умение сочетать восприятие внешних оценок своей деятельности (компонент s) и внутренних оценок собственных возможностей (компонент R) при отсутствии самопроизвольно возникающих желаний (отсутствие m) и отсутствии ориентированности на конечный результат (отсутствие G).
3. Постоянное желание проявить себя (компонент m) при опоре на внешние оценки своей деятельности (компонент s), отсутствии ориентации на конечный результат (отсутствие компонента G) и неспособности дать адекватную оценку своим способностям (отсутствие компонента R).
4. Умение достигать поставленных целей (компонент G) и реально оценивать свои возможности (компонент R), при отсутствии мотивации – (неспособности воспринимать собственные желания - отсутствие компонента m), и невосприимчивости к внешним оценкам (отсутствие s).
Исходя из всех вышеуказанных характеристик функций и особенностей их работы, можно сделать следующие выводы:
1. Функции образуют 2 блока:
1 и 2 функции образуют блок, задающий цели и направление деятельности человека. 1 функция – это функция стратегических целей и задач, в ней присутствует "направленность в будущее" (параметр времени), но при этом отсутствуют те характеристики, которые позволили бы самостоятельно решать поставленные задачи (адекватная самооценка, умение действовать тактически верно, настроенность на процесс), а 2-я функция – инструмент реализации задач, поставленных 1-й функцией. Для этого 2-я функция обладает соответствующими характеристиками: гибкостью, настроенностью на постоянный процесс, умением адекватно оценивать себя и воспринимать критику, а также выбирать тактически наиболее верную схему действий. При этом 2-я функция характеризуется отсутствием собственных самостоятельных целей.
3 и 4 функций также образуют блок, но взаимодействие функций внутри него оказывается ослабленным в силу специфики функционирования каждой из функций и их слабой "ресурсоемкости".
3-я функция в силу своей процессионности и сверхмотивированности (постоянное желание проявить, "усилить" себя) более всех других функций включена во взаимодействие с внешним миром, так как нуждается в постоянной обратной связи. Оценка со стороны внешнего мира – это ее единственная опора, так как нет адекватного инструмента самооценки и нацеленности на конкретный конечный результат. 4-я функция могла бы стать хорошим инструментом реализации задач, поставленных 3-й функцией, так как обладает необходимыми для этого качествами – умением ставить цели и достигать их, а также адекватно оценивать свои возможности. Но 4-я функция обладает крайне низкой "энергоемкостью" при отсутствии внутренней мотивации. Это вызывает минимальную включенность 4-й функции в работу.
2. Внутри модели происходит "передача управления":
Перенапряжение 3-й функции приводит к формированию страхов и комплексов, а также к неспособности решать поставленные задачи, что приводит к "переводу" поиска решения на 1-ую функцию.
Сверхмотивированность 3-й функции (желание самоутверждения) трансформируется в постановку таких целей по 1-й функции, которые в случае успешной реализации могли бы дать 3-й функции иллюзорное ощущение собственной реализованности.
1-я же функция после постановки задач передает управление 2-й, реализационной функции. Таким образом, формируется "круг управления":
3 –> 1 –> 2
4-я функция оказывается исключенной из этого процесса, что ощущается как ее "отключение" в стрессовых ситуациях.
3. Существует способ частичной корректировки работы модели:
Согласно Афанасьеву, дисгармоничность работы модели можно откорректировать путем развития 3-й функции. Как мы понимаем, для этого у нее необходимо развить способности ставить конечные цели, а также адекватно себя оценивать. Наработка компонентов G и R должна снизить потребность в переводе поиска решений на 1-й функцию, а также активизировать деятельность 4-й функции, что в итоге должно привести к некоторому "сглаживанию" дисгармоничной работы модели, ее гармонизации.
Как мы понимаем, свойства, присущие функциям, являются неизменными и не нарабатываемыми в полной мере, поэтому абсолютная корректировка работы модели невозможна, но возможен некоторый сознательный контроль над ее работой, приводящий к снижению интенсивности переводов на 1-ю функцию.
4. Существует взаимодействие компонентов внутри самой функции:
Как уже известно, каждая функция активно воспринимает только 2 компонента из 4, но и эти компоненты неравнозначны, один из них является «активным», а другой – «пассивным» (3). Активный компонент вызывает необходимость применения другого компонента (пассивного), дает ему импульс.
Активные компоненты, согласно автору статьи, распределены следующим образом:
1-ая функция: активный компонент m (мотивация) инициирует G (стратегическая оценка ситуации, постановка цели на достижение определенных внешних результатов)
2-ая функция: активный компонент R (оценка своих способностей и ресурсов, в частности, способности повлиять на ситуацию по данной функции так, чтобы стало комфортно как обладателю функции, так и окружающим) инициирует s (тактическую оценку ситуации и возможностей влияния на ситуацию "здесь и сейчас")
3-я функция: s (внешее воздействие, оценка от окружающих) инициирует m (мотивацию на выполнение каких-либо действий).
4-ая функция: G (стратегическая оценка внешней ситуации) требует реакции в виде проявлений R (оценки своих способностей справиться с ситуацией).
В итоге мы можем схематически изобразить работу модели ПЙ-типа следующим образом:
Использованная литература:
1. Соленый А. Основы психософии
2. Василенко А. Э., Иванов П. А., Посаженникова С. В. Функциональные установки в психе-йоге
3. 4X_Pro 16-компонентная модель психе-йоги