1

Тема: Кольцо социального цикла

Содержание статьи - эксперимент, предположение.

В соответствии с принципами работы модели ПЙ-типа, между блоками, функциями, а также внутри функций происходит постоянное взаимодействие, представляющее собой передачу управления блоку, функции или компоненту, обладающему характеристиками, необходимыми для решения поставленной задачи.
То есть, в работе модели есть определенный алгоритм, стадиальность. Но тип не является изолированной системой, а является элементом системы более высокого уровня – кольца социального цикла.
Кольцо социального цикла включает в себя 24 типа, объединенные в 6 квадр, обеспечивающих эволюционное развитие социума. Социальный цикл - эволюционный период, включающий в себя 6 этапов, в течение которых происходит развитие каждого из 4 аспектов, что в итоге обеспечивает изменение социально-культурного и научно-технического уровня социума.

1 КВАДРА

Начинает социальный цикл 1 КВАДРА, включающая в себя типы с:
- результативными физикой и эмоцией;
- процессионными логикой и волей.

Это типы: ФВЛЭ (Гёте), ФЛВЭ (Аристипп), ЭЛВФ (Андерсен), ЭВЛФ (Газали).

Если рассматривать возникновение первобытного общества как исходную точку социального цикла, то у социума этого эволюционного этапа можно выделить следующие основные цели и мотивы, дающие направление развитию:
- выживание в суровых условиях, освоение окружающего пространства;
- размножение.

Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат проходят по тем аспектам, которые отвечают за соответствующие жизненные сферы.
Это:
1) Физика. Основная задача: выжить; получить материальные блага, необходимые для комфортного существования; дать потомство.
2) Эмоция. Основная задача: дать стимул для выживания в непростых, диких условиях.
Таким образом, радость от земного существования становится самоценностью, той целью, на удовлетворение которой направлена активность.
Эта квадра является первой, а, значит, полностью пересматривающей достижения предыдущего социального цикла, и во многом начинающей с нуля. Это приводит к тому, что многие социальные ограничения снимаются, и диапазон приемлемого по задающим аспектам оказывается очень широким. Поэтому как в физике, так и в эмоции, часто цели, убеждения и предпочтения достигают крайних полюсов нормы. Например, от крайней увлеченности сексуальной стороной жизни до асексуальности по физике, от полного отрицания духовной сферы до одержимости религиозно-мистическими учениями по эмоции. «Окрашенность» эмоций также достигает крайностей – от «темной», депрессивно-упаднической, до экзальтированно-возвышенной. Причем, нередко эти крайности соединяются в одном человеке.

Воля и логика у типов данной квадры являются инструментальными аспектами. Процесс по воле необходим для борьбы с враждебной окружающей средой и утверждения собственных позиций в мире, а по логике – для поиска способов выживания и решения возникающих насущных задач.
Целеполагающими эти аспекты на данном этапе не могут стать, потому что, будучи «вторичными» (то есть, возникшим в процессе эволюционного развития позже эмоции и физики), они требуют определенных наработок, которые могут возникнуть на стадии инструментального использования.

Соответственно, работа модели у типов этой квадры реализована следующим образом:
ФВЛЭ (Гете): создание комфортных условий жизни через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям.
ФЛВЭ (Аристипп): создание комфортных условий жизни через логический поиск оптимальных решений возникающих сложностей.
ЭВЛФ (Газали): создание и трансляция в мир эмоций через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям.
ЭЛВФ (Андерсен): создание и трансляция в мир эмоций через логический поиск оптимальных решений возникающих вопросов.

2 КВАДРА

Следующий этап социального цикла - 2 КВАДРА, включающая в себя типы с:
- результативными логикой и эмоцией;
- процессионными физикой и волей.

Это типы: ЛВФЭ (Лао-Цзы), ЛФВЭ (Платон), ЭВФЛ (Пастернак), ЭФВЛ (Пушкин).

В это квадре на смену результативной физике приходит результативная логика, а физика становится процессионной, инструментальной. Объясняется это новым задачами, возникающими перед обществом. Так, вопрос выживания становится не таким насущным, но вместо него появляются другие задачи – обустройство комфортабельного быта и развитие хозяйства (тактические задачи – компоненты R и s, вместо стратегических целей – компоненты m и G). А это возможно в условиях, когда логические наработки, идеи становятся самостоятельным видом деятельности и имеют не только ситуативный, краткосрочный (компоненты R и s), но продленный во времени, направленный на далекую перспективу результат (компоненты m и G).

Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат во 2-й квадре проходят по следующим аспектам:
1) Логика. Основная задача: создание научных наработок, необходимых для развития народного хозяйства.
2) Эмоция. Основная задача: дать стимул для активной деятельности в сложных условиях.

Физика и воля у типов этой квадры являются инструментальными.
Процесс по физике необходим для развития быта и хозяйства, базирующегося на достижениях пока еще только зарождающейся научной и философской мысли, а по воле – для нескончаемого совершенствования жизненных условий.
Эмоции в этой квадре преимущественно позитивно окрашенные в силу того, что эмоция находится в одном блоке с физикой, что в сочетании дает «светлое» мироощущение и связь эмоциональных переживаний с физическим аспектом реальности (трудом, физическими удовольствиями и т.д.).
При этом логические заключения и философские концепции порой допускают опровержение существующих норм и убеждений (как бы взгляд «с нуля», «изобретение велосипеда»), а также разработку новых направлений исследований.

Соответственно, работа модели у типов этой квадры реализована следующим образом:
ЛВФЭ (Лао-Цзы): внедрение достижений научной-технической мысли через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям.
ЛФВЭ (Платон): внедрение достижений научной-технической мысли через хозяйственно-бытовую деятельность.
ЭВФЛ (Пастернак): создание эмоционального фона через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям.
ЭФВЛ (Пушкин): создание эмоционального фона через хозяйственно-бытовую деятельность.

3 КВАДРА

Очередной этап социального цикла - 3 КВАДРА, включающая в себя типы с:
- результативными волей и эмоцией;
- процессионными физикой и логикой.

Это типы: ВЛФЭ (Ленин), ВФЛЭ (Наполеон), ЭЛФВ (Руссо), ЭФЛВ (Бухарин).

В этой квадре воля впервые становится доминирующей и результативной, а логика снова становится процессионной.
Чтобы какой-то аспект стал самоценностью, человек должен по нему получить результат, и понять, что это вообще такое, как это. И именно к 3-му этапу человек получает свой первый результат по воле – жизнь становится комфортной и упорядоченной. Человек понимает, что это результат его волевых усилий и труда, и начинает стремиться к новым достижениям. Впервые сам факт достижения цели, реализации желаний и утверждения своего «Я» становится самоценностью. Этот же этап знаменуется направлением научного и философского интереса на личность человека, его «Я» (зарождение гуманитарной сферы).
Благодаря определенной степени упорядоченности жизни, человек получает определенное количество свободного времени для того, чтобы обратить внимание на свое «Я», заглянуть в свой внутренний мир, понять свои желания и сделать развитие своей личности и мира основной целью.
Именно это знаменует переход воли с инструментальной позиции на задающую основную стратегию развития.
Почему логика в этой квадре снова становится процессионной?
Потому в ситуации, что когда появляется новая задающая функция (первая), логика начинает процессировать с целью постоянного, непрерывного поиска методов для достижения вновь возникающих целей. Результативная (первая) логика, которая есть в трех из шести квадр, оформляет те идеи и логические наработки, которые созданы процессионными логиками, формируя из них самостоятельную ценность.

Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 3-й квадре проходят по следующим аспектам:
1) Воля. Основная задача: постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие.
2) Эмоция. Основная задача: дать стимул для активной деятельности в новых условиях.

Физика и логика у типов этой квадры являются инструментальными.
Физика остается процессионной, потому что процесс создания материальных благ, комфорта и приемлемых условий труда еще не закончен, а логика становится инструментом для поиска способов достижения целей и задач, выдвигаемых волей.
Эмоции в этой квадре становятся более утонченными, чем в предыдущих, наполняются нюансами, формируются общественные представления об эмоциональной сфере. Эмоции становятся более приглушенными, но снова возвращается широта эмоционального диапазона.
По физике также происходит развитие в сторону больше искусности. Если во второй квадре народное хозяйство только зарождалось, то в третьей оно продолжает успешно развиваться, технологии совершенствуются и усложняются, что делает общественные представления по физике более утонченными и богатыми (это касается и сферы моды, и кулинарии, и области физических ощущений).
Волевая сфера же только начинает формироваться как самостоятельная ценность, что обусловливает возможность крайностей, таких как возведение личности в ранг культа и построение общественной системы на этом культе.

Соответственно, работа модели у типов этой квадры реализована следующим образом:
ВЛФЭ (Ленин): воздействие на окружающую реальность, преобразование ее через логический поиск оптимальных решений возникающих вопросов.
ВЛФЭ (Наполеон): воздействие на окружающую реальность, преобразование ее через хозяйственно-бытовую деятельность.
ЭЛФВ (Руссо): создание эмоционального фона через логический поиск оптимальных решений возникающих вопросов.
ЭФЛВ (Бухарин): создание эмоционального фона через хозяйственно-бытовую деятельность.

4 КВАДРА

Следующий этап социального цикла - 4 КВАДРА, включающая в себя типы с:
- результативными волей и логикой;
- процессионными физикой и эмоцией.

Это типы: ВЭФЛ (Толстой), ВФЭЛ (Твардовский), ЛЭФВ (Августин), ЛФЭВ (Бертье).

В данной квадре эмоция впервые за весь социальный цикл становится процессионной. Происходит это потому, что, с одной стороны, больше нет необходимости в бурных эмоциях, заставляющих людей на волне энтузиазма совершать действия, направленные на выживание в экстремальных условиях. А, с другой стороны, представления о нормах в сфере выражения чувств и эмоций получают свое оформление. Человек все больше всматривается в себя, изучая свое «Я» уже не только в сфере желаний и мотивов, но и в сфере чувств. Его эмоциональные реакции на мир становятся более тонкими и наполненными различными нюансами.
Логика снова становится результативной, так как жизнь к этому периоду (середина социального цикла – это своеобразный итог проделанному ранее) уже во многом стабилизирована, упорядочена и организована. Сформированы представления о государстве, народном хозяйстве, человеческой личности как субъекте, обладающем свободой воли и способном преобразовывать мир. Теперь все эти наработки общественной мысли требуют теоретического оформления, и логика становится результативной для того, чтобы дать теоретическое обоснование новому миропорядку, основанному на силе и способности человеческой личности к преобразованию и подчинению мира своей воле как в научно-технической сфере, так и в духовной.
Воля получает определенное развитие, в результате которого стираются крайности, теперь волевое воздействие становится четко направленным. Это уже не своеволие личности, а воздействие личности на мир с целью его развития и преобразования (ВЭФЛ – преобразование мира в духовной сфере, ВФЭЛ – в материально-технической).

Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 4-й квадре проходят по следующим аспектам:
1) Воля. Основная задача: постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя как часть мира и преобразование мира волевым воздействием.
2) Логика. Создание научных наработок и философских концепций, объясняющих существующий миропорядок.

Физика и эмоция у типов этой квадры являются инструментальными.
Физика остается процессионной, потому что продолжается процесс формирования народного хозяйства, а также выдвигается новая тактическая задача, соответствующая запросам времени: ремесленное творчество «эстетизируется», появляются представления о вкусе, нормах красоты, активно развиваются различные художественные направления, а все это требует непрерывного творческого процесса по физике, причем, в блоке с эмоцией (так как эстетическая составляющая этого творчества проходит и по эмоции тоже).

Соответственно, работа модели у типов этой квадры реализована следующим образом:
ВЭФЛ (Толстой): преобразование мира, окружающей действительности через эмоциональное воздействие.
ВФЭЛ (Твардовский): преобразование мира, окружающей действительности через хозяйственно-бытовую деятельность.
ЛЭФВ (Августин): внесение в мир научных и философских идей через эмоциональное воздействие.
ЛЭФВ (Бертье): внесение в мир научных и философских идей через хозяйственно-бытовую деятельность.

5 КВАДРА

Следующий этап социального цикла - 5 КВАДРА, включающая в себя типы с:
- результативными волей и физикой;
- процессионными логикой и эмоцией.

Это типы: ВЭЛФ (Ахматова), ВЛЭФ (Сократ), ФЭЛВ (Борджиа), ФЛЭВ (Эпикур).

В этой квадре физика впервые за долго время снова становится результативной. Быт уже устроен, налажены ремесла, торговля и сельское хозяйство, и теперь можно наслаждаться результатами физического труда. Теперь результаты труда, материальные блага становятся самостоятельной ценностью, источником удовольствия. Но в силу тех трансформаций, которые физика претерпела за время развития, физике 5-й квадры чужды те крайности, которые присущи физике 1-й квадры. Теперь физика более утончённая в своих предпочтениях, которые реализуются через богатую нюансами эмоциональную сферу (ФЭЛВ), а также через сферу духовных, философских идей (ФЛЭВ).
При этом воля продолжает оставаться результативной, но источником реализации волевого воздействия снова, как и в 3 квадре, становится внутренний мир, собственное «Я» (в отличие от 4 квадры, где волевое воздействие преимущественно направлено на внешний мир). Здесь воля реализуется через развитие эмоционально-духовной сферы (ВЭЛФ) и сферы философских идей (ВЛЭФ).

Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 5-й квадре проходят по следующим аспектам:
1) Воля. Основная задача: постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие.
2) Физика. Основная задача: создание комфортных, приносящих удовольствие, условий жизни.

Логика и эмоция у типов этой квадры являются инструментальными.
Логика снова становится процессионной, так как перед ней стоит новая тактическая задача: формирование научной и философской базы в соответствии с новыми реалиями («гуманитаризацией» науки в силу активного воздействия на нее философских идей, развитие философии и искусства).
Эмоция также продолжает оставаться процессионной. В этой квадре она имеет богатый диапазон и большую интенсивность в силу того, что основная ее задача – наполнить красками и нюансами физическое существование, сделать его более красочным и ярким.

Соответственно, работа модели у типов этой квадры реализована следующим образом:
ВЭЛФ (Ахматова): постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие через эмоциональное переживание и трансляцию в мир богатых нюансами эмоций.
ВЛЭФ (Сократ): постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие с помощью философско-исследовательской деятельности.
ФЭЛВ (Борджиа): создание комфортных, приносящих удовольствие, условий жизни через эмоциональное переживание и трансляцию в мир богатых нюансами эмоций.
ФЛЭВ (Эпикур): создание комфортных, приносящих удовольствие, условий жизни с помощью философско-исследовательской деятельности.

6 КВАДРА

Следующий этап социального цикла - 6 КВАДРА, включающая в себя типы с:
- результативными логикой и физикой;
- процессионными волей и эмоцией.

Это типы: ЛВЭФ (Эйнштейн), ЛЭВФ (Паскаль), ФВЭЛ (Чехов), ФЭВЛ (Дюма).

В этой квадре воля впервые за долго время снова становится процессионной. Цикл ее развития как самоценности завершен – изучены и реализованы возможности человеческой воли, создана упорядоченная общественная система, и на первый план выходят другие задачи: создание новейший научных и философских концепций, впитавших в себя достижения предыдущих квадр (особенно 5-й). Научные наработки представителей этой квадры часто кажутся новаторскими (чем похожи на достижения 2-й квадры), но на самом деле они являются не новаторскими в полном смысле слова, а скорее «переосмысливающими», переворачивающими привычные представления с ног на голову. Также по логике происходит «шлифовка» всех предыдущих научных и философских наработок, доведение их до совершенства.
Физика продолжает быть самоценностью, но теперь она становится ценностью не только для самого человека, но и для мира – происходит «трансляция» в мир своим представлений и достижений (своеобразное законодательство моды, представлений о красивой жизни и т.д.) Достигается это через волевое (ФВЭЛ) и эмоциональное (ФЭЛВ) воздействие на мир.

Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 6-й квадре проходят по следующим аспектам:
1) Логика. Основная задача: философское, научное постижение мира.
2) Физика. Основная задача: создание комфортных и красивых условий жизни.

Воля и эмоция у типов этой квадры являются инструментальными.
Эмоция продолжает оставаться процессионной, погружающейся во все большие глубины человеческого эмоционального мира. Она в этой квадре очень богата нюансами и полутонами (при этом не яркая, «камерная»), включающими в себя как «светлые», так и «темные» стороны.

Соответственно, работа модели у типов этой квадры реализована следующим образом:
ЛВЭФ (Эйнштейн): философское, научное постижение мира через активное взаимодействие с ним.
ЛЭВФ (Паскаль): философское, научное постижение мира через богатые нюансами эмоциональные переживания.
ФЭВЛ (Дюма): создание комфортных и красивых условий жизни через богатые нюансами эмоциональные переживания.
ФВЭЛ (Чехов): создание комфортных и красивых условий жизни через активное взаимодействие с миром.

Возвращение к 1 КВАДРЕ

Шестая квадра завершает социальный цикл, однако жизнь на этом не заканчивается, и на смену шестой квадре снова приходит первая.
Основное изменение, которое происходит при переходе от шестой квадры к первой – это возвращение эмоции на доминирующую результативную позицию и переход логики на процессионную позицию. Переход от шестой к первой квадре строится на определенном отрицании наработок предыдущего социального цикла. Не на переосмыслении, как у логики шестой квадры, а на начале «с нуля».
В первую очередь, богатая нюансами, утонченная, камерная эмоция шестой квадры заменяется сочной и яркой, интенсивной самоценностной эмоцией первой квадры. Происходит отрицание тех модных канонов, которые задала физика шестой квадры и замена их более простыми представлениями. Происходит возврат к ценности простых и не очень богатых нюансами удовольствий, а то и полное отрицание физического аспекта.
Логика и воля нацеливаются на разработку методов реализации новых устремлений и ценностей. Сами они также меняются – логика первой квадры нацелена не на философско-духовные поиски, а на поиски методов утверждения собственного начала в мире, на «выживание». Воля, в отличие от воли шестой квадры, нацеленной на внедрение прогрессивных достижений общества, нацелена также на утверждение «распространение» себя в мире.
Почему так происходит? Потому что при начале нового цикла так или иначе встает вопрос выживания в непростых, опасных условиях.


***

Углубляясь в анализ стадий социального цикла, мы можем отметить две важные закономерности:
- каждый аспект обладает определенным «масштабом», имеющим отличия в различных квадрах;
- каждый аспект в трех квадрах из шести занимает доминирующую результативную позицию, но при этом во всех трех квадрах имеет свои особенности, как бы проходит три фазы развития.

Масштаб

Для простоты обозначим:
- глобальный масштаб, направленность вовне, широту диапазона - буквой «А»;
- локальный масштаб, направленность внутрь себя, погружение в нюансы либо устремленность к позитиву - буквой «В».

Таким образом, получаем следующее:
1 квадра: Эмоция и Физика – А, Логика и Воля – В (все типы квадры имеют модель типа АВВА)
2 квадра: Логика и Эмоция – В, Воля и Физика – А (все типы этой квадры имеют модель типа ВААВ)
3 квадра: Воля и Эмоция – А, Физика и Логика – В (все типы этой квадры имеют модель типа АВВА)
4 квадра: Воля и Логика – А, Физика и Эмоция – В (все типы этой квадры имеют модель типа АВВА)
5 квадра: Физика и Воля – В, Эмоция и Логика – А (все типы этой квадры имеют модель типа ВААВ)
6 квадра: Физика и Логика – А, Воля и Эмоция – В (все типы этой квадры имеют модель типа АВВА)

Фазы развития

Каждый аспект в своем развитии проходит 6 фаз, но фазы процессирования являются вспомогательными, инструментальными, в которых данный аспект является инструментом развития основного, мотивационного аспекта.

Поэтому ключевых фаз, когда аспект проходит основное эволюционное развитие, всего 3.
Физика: 1 – 5 – 6 квадры;
Эмоция: 1 – 2 – 3 квадры;
Воля: 3 – 4 – 5 квадры;
Логика: 2 – 4 – 6 квадры.
Физика – АВА, Эмоция – АВА, Воля – ААВ, Логика – ВАА.

Общая схема эволюции:

1) Формирование ценности. Это начальный этап, на котором аспект начинает представлять для человека основную ценность. Но по аспекту еще отсутствуют сформировавшиеся нормы и общественные представления, поэтому область допустимого весьма широка. Интерес по аспекту обычно еще «простой» - его обладателя интересуют основы, какие-то простые радости, нет утонченности представлений.
Если в этой фазе аспект обладает масштабом «А» (Физика – 1 квадра, Эмоция – 1 квадра, Воля – 3 квадра), то наблюдается экспансия соответствующих представлений в мир. Причем, в силу отсутствия общественных ограничений, экспансия допускает использование грубых и жестких методов.
Если в этой фазе аспект обладает масштабом «В» (Логика – 2 квадра), то поиски по аспекту идут в строго определенном направлении и даже в определенной степени являются не самоценными. Так, во 2-й квадре целью научного поиска является не резюмирование накопленного опыта, как в последующих квадрах с результативной Логикой, а поиск путей развития народного хозяйства (Масштаб «А» по физике).

2) Развитие представлений, углубление. К этому этапу представления по аспекту обогащаются, расширяются и углубляются, появляются определенные общественные нормы и требования. Простые и примитивные пути удовлетворения своих желания уже не устраивают обладателей данного мотивационного аспекта в силу более утонченных представлений.
Если в этой фазе аспект обладает масштабом «А» (Воля – 4 квадра, Логика – 4 квадра), то экспансия соответствующих представлений в мир становится более осмысленной и избирательной. Так, волевое воздействие представителей 4 квадры приобретает направленность – это уже не проверка своих возможностей, а целенаправленное управление определенными сферами жизни (морально-духовной – ВЭФЛ и хозяйственной – ВФЭЛ). Логика этой квадры ставит перед собой широкую по масштабу охвата задачу – осмысление и резюмирование логических наработок предшествующих квадр и оформление в виде соответствующих систем представлений о мире.
Если в этой фазе аспект обладает масштабом «В» (Физика – 5 квадра, Эмоция – 2 квадра), то развитие и усложнение представлений и требований к жизненным реалиям происходит в неразрывной связи с тем, аспектом, который образует блок с соответствующей функцией, и обладает более широким масштабом. То есть, развитие происходит через реализацию себя в сфере более богатой по своему диапазону второй функции.

3) Переосмысление и «шлифовка» представлений. Этот этап знаменуется окончательным формированием представлений по соответствующему аспекту. Для этого этапа также характерно переосмысление предыдущего опыта и попытки посмотреть на ситуацию под новыми, альтернативными углами зрения (что отчасти дает почву для той переоценки ценностей, которая произойдет в начале следующего социального цикла).
Если в этой фазе аспект обладает масштабом «А» (Физика – 6 квадра, Эмоция – 3 квадра, Логика – 6 квадра), то представления по соответствующим аспектам, транслируемые в мир, дают начало новым тенденциям, модным течениям, направлениям науки и искусства и т.д. То есть, в мир экспансируются новые представления, но основанные на богатом накопленном опыте, и обладающие широтой и утонченностью представлений.
Если в этой фазе аспект обладает масштабом «В» (Воля – 5 квадра), то развитие направлено в первую очередь на себя, свой внутренний мир и свою жизнь - развитие эмоционально-духовной сферы (ВЭЛФ) и сферы философских идей (ВЛЭФ).

Таким образом, можно представить схему кольца социального цикла, где «А» и «В» - масштаб, а 1, 2 и 3 – фазы развития мотивационного аспекта:

http://s016.radikal.ru/i335/1101/25/a261366b6b81.png

2

Re: Кольцо социального цикла

Наконец-то ознакомился со статьей достаточно детально. Впечатления очень противоречивые.
С одной стороны -- в целом согласен с общей логикой рассуждений об этапах развития социума и важных аспектах на каждом этапе. С другой стороны, группировка в "квадры" по результативным функциям вызывает удивление. (Странно, например, видеть 4Ф в первом этапе, где главной задачей является выживание.) Гораздо логичнее было бы помещать важные аспекты данного этапа не в результативные функции, а в верхние,  так как на соответствующем этапе развития на первое место в обществе будут выходить люди, успешно справляющиеся по обоим важным в данный момент аспектам. Т.е. та же первая группа, на мой взгляд, более логично выглядела бы так: ФЭВЛ, ФЭЛВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ.

Конечно, это рушит принцип "квадра -- две диады", но с моей точки зрения, само понятие квадры в психософии искусственно и не нужно, а получившиеся группы лучше переименовать в "группы социального прогресса" или "уровни социального прогресса".

По фазам и общей схеме эволюции в целом согласен, но потом еще поразмышляю, может быть, возникнут какие-то соображения.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

3

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro пишет:

с моей точки зрения, само понятие квадры в психософии искусственно и не нужно

Я считаю это понятие не совсем искусственным. Есть отношения агапэ, при которых модели двух типов вступают во взаимодействие, дающее развитие. То есть эти два типа образуют своего рода систему. И если, к примеру, у типа ФВЛЭ взаимодействие такого характера возможно с двумя типами (ЭЛВФ и ФЛВЭ), у ЭЛВФ - с ФВЛЭ и ЭВЛФ и т.д., то можно сказать, что 4 типа, участвующие в этом взаимодействии, образуют систему. Способность к развитию и переходу к новому этапу социального цикла обеспечивает как раз взаимодействие между элементами системы. Поэтому задачи социального этапа, на мой взгляд, выполняет не какой-то тип изолированно, а квадра как система. У  каждого типа квадры есть собственные цели и задачи в этом общем процессе. Более того, они есть у каждого аспекта. Вернее, каждый аспект на каждом этапе должен быть определенным образом реализован. Поэтому на высоких позициях в каждой квадре должны присутствовать все 4 аспекта.

Если предположить, что первую группу образовали типы

4X_Pro пишет:

ФЭВЛ, ФЭЛВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ.

то возникают вопросы:
- как они могли решить задачу выживания, не имея логики и воли на высоких позициях?
- как мог происходить переход к следующему этапу развития, если внутри группы не было межфункционального взаимодействия, приводящего к трансформации мышления и поведения?

4

Re: Кольцо социального цикла

Anette пишет:

- как они могли решить задачу выживания, не имея логики и воли на высоких позициях?

Так мы придем к тому, что для любых масштабных задач нужны все 4 аспекта (что в общем-то верно) и тогда построение групп окажется бессмысленным.
Я предлагал исходить из несколько другого критерия: не из того, какие аспекты нужны для решения задач, а из того, обладатели каких сильных аспектов будут с большей вероятностью считать успешными людьми на данном этапе развития общества.

Anette пишет:

как мог происходить переход к следующему этапу развития, если внутри группы не было межфункционального взаимодействия, приводящего к трансформации мышления и поведения?

На мой взгляд, причина перехода заключается в том, что решение задач предыдущего уровня становится настолько простым, что эффективные действия по нему перестают цениться обществом. Но за счет этой простоты создается избыток ресурсов (времени, сил и т.п.), который дает возможность приступить к решению других задач. Соответственно, начинают цениться те качества, которые нужны для решения этих задач. А межфункциональное взаимодействие внутри группы с этим особо не связано.
Кстати, формально существует и еще один способ построения групп: не по агапэ (как ты предлагаешь) или квазиэросу (мой вариант), а эросу, иными словами группа образуется по доминирующим функциям. И он тоже равноправен с двумя предыдущими...

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

5 (изменено: Anette, 2011-01-22 17:34:05)

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro пишет:

Так мы придем к тому, что для любых масштабных задач нужны все 4 аспекта (что в общем-то верно) и тогда построение групп окажется бессмысленным.

Не окажется, потому что те или иные свойства аспекта проявляются в зависимости от его места в модели. И тип - это система, внутри которой взаимодействуют аспекты с определенными характеристиками. Так, к примеру, типы ЭЛФВ и ЛЭФВ отличаются не просто тем, что у одного рез. дом. Л и проц. подстр. Э, а у другого - наоборот, но и тем, как у каждого из этих типов Э взаимодействует с Ф, с В и с Л. В итоге тип ЭЛФВ как система очень отличается по своих характеристикам от типа ЛЭВФ.
Когда каждый тип как система вступает во взаимодействие с другим типом как системой, то это взаимодействие приводит к выработке определенного результата, и объединение в группы основано на том, какое взаимодействие между функциями типов дает максимальный прогресс. Это, безусловно, пары агапе, потому что именно такие отношения позволяют типу как системе развиваться таким образом, чтобы приобретать новые свойства и при этом максимально эффективно выполнять свои социальные задачи.

4X_Pro пишет:

Я предлагал исходить из несколько другого критерия: не из того, какие аспекты нужны для решения задач, а из того, обладатели каких сильных аспектов будут с большей вероятностью считать успешными людьми на данном этапе развития общества.

Степень успешности в данном случае не имеет значения, потому что это оценка "изнутри" системы, от какого-то ее звена. Наша же задача посмотреть извне. Я полагаю основным критерием принцип развития систем, а такой подход ему противоречит:

4X_Pro пишет:

На мой взгляд, причина перехода заключается в том, что решение задач предыдущего уровня становится настолько простым, что эффективные действия по нему перестают цениться обществом. Но за счет этой простоты создается избыток ресурсов (времени, сил и т.п.), который дает возможность приступить к решению других задач.

Во-первых, мир и человек рассматриваются как не связанные друг с другом единицы, а, во-вторых, 24 ПЙ-типа оказываются также не системой, а набором разрозненных единиц.
Получается, что мир просто подкидывает человеку задачи, которые он каждый раз решает с чистого листа.
Во-первых, человек также влияет на мир, и многие задачи не слепо задаются миром, а формируются самим человеком, определяющим направление развития своего мира.
Во-вторых, между этапами эволюционного развития обязательно должна быть преемственность и передача опыта.
В данном же случае получается так: была одна задача - пришли люди с подходящими типами и решили ее. Потом возникла новая задача и под нее пришли другие люди. На самом деле как задачи перетекают одна в другую, так и процесс смены групп является поступательным. Из 1-го этапа во 2-й обязательно должны перейти представления и опыт, но при этом должно сформироваться новое качество, которое поможет решать новые задачи. Это новое качество не берется из неоткуда, оно должно быть сформировано предыдущим этапом. Ведь новые задачи - это не новый мир, а новый взгляд на мир в силу перемены мышления. То есть, новые задачи задаются не окружающей средой, а теми изменениями, которые происходят в самом сознании человека. А происходят они в результате внутри- и межсистемного взаимодействия, а не просто из-за появившегося свободного времени.

4X_Pro пишет:

Кстати, формально существует и еще один способ построения групп: не по агапэ (как ты предлагаешь) или квазиэросу (мой вариант), а эросу, иными словами группа образуется по доминирующим функциям. И он тоже равноправен с двумя предыдущими...

Я считаю, что нет, потому что взаимодействие между типами, находящимися в этих отношениях, не приводит к формированию у них новых качеств.

6

Re: Кольцо социального цикла

Перечитал статью еще раз, обдумал как следует вопрос целевых и инструментальных аспектов, а так же более тщательно продумал, какие именно моменты в статье вызывают у меня сомнения, а так же где более развернуто надо пояснить свою позицию. И пришел к следующим выводам.
1. Вызывает сомнение утверждение о принципиальном отличии агапэ от других видов отношений. С моей точки зрения, агапэ -- это просто более комфортные отношения, а будет ли человек в них развиваться или нет -- в гораздо большей степени зависит от потребности в развитии самого человека. В принципе, тот, кто хочет учиться и развиваться, сможет что-то найти для себя и во всех других видах отношений (кроме разве что квазиэроса).
Исходя из этого, получаем, что можно еще две системы групп на основе отношений эроса (группа определяется парами 1-3 и 2-4) и отношений квазиэроса (группа определяется парами 1-2 и 3-4), которые математически будут равноправны с группой на основе агапэ. Тут получается полная аналогия с малыми группам Рейнина в соционике (с той лишь разницей, что они возникают в результате фиксации двух признаков, а в ПЙ -- в результате фиксации двух аспектов в определенных позициях).
2. Очевидно, что каждая из таких групп может обладать своей семантикой. Но вот действительно ли предолженная в статье семантика соответствует именно малой группе агапэ? В статье утверждается, что есть определенные цели, которые общество должно достигнуть на данном этапе развития, а затем ставится знак равенства между целями и результативными функциями. Но вот внятное обоснование такого равенства отсутствует. И если по первой функции это интуитивной понятно, то по четвертой возникает вопрос: а почему человек с четвертой Физикой (в частности, ЭЛВФ) с задачей выживания в диких условиях справится лучше, чем человек со второй Физикой (скажем, ЭФВЛ)? Внятного ответа на это в статье нет.
Лично я предлагаю несколько другой вариант. На каждом этапе развития наиболее востребованными для выполнения стоящих перед обществом задачи оказываются два каких-то аспекта из четырех. Эти два аспекта становятся "общественными ценностями", активная работа по ним поощряется обществом, и успешными считаются именно те люди, которые себя в этих областях проявляют, в то время как два других остаются маловостребованными, и люди, работающие в основном по ним, воспринимаются как чудаки и маргиналы.
На мой взгляд, группы социального прогресса имеют такой вид:
I группа: Физика, Эмоция -- выживание в дикой природе и размножение с целью увеличения численности племени. На данном этапе наиболее востребованными оказываются хорошие охотники.
II группа: Физика, Воля -- достижение определенной численности населения позволяет осуществлять экспансию, захват новых земель, в основном, военным путем. Наиболее востребованная роль -- бесстрашный воин. Кроме того, возникает потребность в вожде, который организует ведение военных действий (именно из-за этого в ценностях оказывается Воля).
III группа: Физика, Логика -- на определенном этапе экспансия перестает быть возможной, и возникает потребность перехода от экстенсивного развития к интенсивному. В результате возникает потребность в более сложных орудиях труда, возникают и развиваются различные ремесла (из-за этого в ценностях Логика).
IV группа: Воля, Логика -- технический прогресс и рост производительности труда позволяют уйти от проблемы выживания, в результате чего Физика перестает быть востребованной. Этот же прогресс дает возможность нового витка экспансии (которая может быть как достаточно мирной, например, путем открытия и освоения удаленных земель, так и военной, но война уже будет иметь явно выраженный технический характер), что снова делает актуальной Волю. Общая характеристика периода: активное целенаправленное развитие.
V группа: Эмоция, Логика -- еще один переход от направленности вовне (неважно, завоевания новых земель или приобретения новых технических возможностей) к направленности на самого человека. В этот период активно развиваются гуманитарные науки, искусство.
VI группа: Воля, Эмоция -- период кризиса. По тем или иным причинам становится ясно, что жить дальше так как прежде, не получится, возникает предчувствие скорого конца в сочетании с отсутствием рациональных решений по преодолению возникших проблем (или невозможностью реализации этих решений). Это приводит к активным духовным поискам, которые, впрочем, скорее напоминают случайные шатания и метания. В этот период активно выходят на первый план шарлатаны-предсказатели, лидеры сект и прочие сомнительные личности, а так же революционеры, стремящиеся разрушить старый мир до основания. Как правило, этот этап заканчивается серьезными потрясениями, которые снова ставят людей на грань выживания и тем самым социальный круг замыкается.

Так же важно отметить, что эти этапы имеют фрактальный характер: можно выделить их в развитии всего человечества, в развитии отдельной цивилизации или государства, в развитии отдельной области деятельности и т.д..
При этом на каждом этапе проще всего реализоваться и получить признание окажется тем людям, у которых находящиеся в данный момент в общественных ценностях функции являются высокими, так как уверенность высоких функций в этих областях и наличие мотивации у первой и в сочетании со способностью воспринимать обратную связь позволяют действовать более эффективно. Иными словами описанным выше группам социального прогресса соответствует малая группа отношений квазиэроса, а не агапэ, как это предполагалось в статье.

3. Вопрос о трансформации мышления на этапах переходов от этапа к этапу, от группы к группе. В статье предполагалось, что такие переходы происходят совершенно мирно и без усилий и более того, складывается впечатление, что предыдущая группа готовит условия для такого перехода чуть ли не сознательно и целенаправленно. Это так же вызывает большие сомнения.
На мой взгляд, здесь важно сделать одно существенное уточнение. Предыдущая группа готовит предпосылки и условия для осуществления перехода в плане материальных изменений окружающего мира, но не изменение собственно мышления. А изменение мышления происходит со сменой поколений. Более того, предположу, что предыдущая группа будет всячески цепляться за свои ценности и цели, и сопротивляться их изменению, иными словами, именно на стыке этапов социального развития до предела обостряется конфликт "отцов и детей".

4. Чисто терминологическое замечание. Использование терминов "квадра", "клуб" и т.п., заимствованных из соционики, категорически противоречат сложившейся системе названий в психософии. Во-первых, в психософии принято использовать наименования греческого происхождения, соответственно, тогда уж не "квадра", а "тетрада". Во-вторых, известно, что Афанасьев знал о соционике, но не стал заимствовать оттуда терминологию (в частности, названия интертипных отношений), а придумал свои. Думаю, он это сделал не зря: во-первых, в результате названия выдержаны в едином стиле, а во-вторых, нет путаницы для новичков. К сожалению, попытку переноса "квадр", "клубов" и прочего в соционику производили люди с гораздо меньшей квалифиакацией (если я не ошибаюсь, это все идет от некоего bdrfsg, которого я со своего форума в свое время забанил за непригодной к должности модератора), которые оказались просто неспособны подобрать стилистически подходящие термины и пошли самым прямым и примитивным путем -- скопировали один в один из соционики.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

7

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro, поправьте, пожалуйста, в п.2 вот этот момент:

III группа: Физика, Логика -- на определенном этапе экспансия перестает быть возможной, и возникает потребность перехода от экстенсивного развития к интенсивному. В результате возникает потребность в более сложных орудиях труда, возникают и развиваются различные ремесла (из-за этого в ценностях Воля).

Как-то не вяжется.

8

Re: Кольцо социального цикла

Поправил, спасибо.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

9

Re: Кольцо социального цикла

1. Вызывает сомнение утверждение о принципиальном отличии агапэ от других видов отношений. С моей точки зрения, агапэ -- это просто более комфортные отношения, а будет ли человек в них развиваться или нет -- в гораздо большей степени зависит от потребности в развитии самого человека. В принципе, тот, кто хочет учиться и развиваться, сможет что-то найти для себя и во всех других видах отношений (кроме разве что квазиэроса).

Отношения агапэ не обязательно являются комфортными, главная их задача – запускать механизм саморазвития. Нужно это человеку или нет, и какими путями он сам пытается себя развивать – это другой вопрос. Я говорю именно о характере взаимодействия функций. Когда на третью функцию человека, обладающую определенными параметрами, происходит воздействие извне, причем, воздействие именно определенного характера, то внутри функции происходят определенные изменения – меняются ее свойства и характер взаимодействия с другими функциями. Именно этот процесс запускают отношения агапэ. Если человек противится таким изменениям, то он просто уйдет от таких отношений.
Также подобные изменения могут быть запущены без вступления в отношения агапэ, если человек получает из окружающего мира воздействие, похожее по своему характеру на то, которое он мог бы получить в отношениях агапэ.
Если сравнить ПЙ-модель с аппаратом, то отношения агапэ запускают работу некоторых его механизмов. Каждый вид отношений запускает какие-то механизмы, но некоторые из них способствуют развитию, конструктивны, а некоторые деструктивны, также разные механизмы обладают различной интенсивностью, и именно отношения агапэ запускают наиболее интенсивные механизмы развития.

Исходя из этого, получаем, что можно еще две системы групп на основе отношений эроса (группа определяется парами 1-3 и 2-4) и отношений квазиэроса (группа определяется парами 1-2 и 3-4), которые математически будут равноправны с группой на основе агапэ. Тут получается полная аналогия с малыми группам Рейнина в соционике (с той лишь разницей, что они возникают в результате фиксации двух признаков, а в ПЙ -- в результате фиксации двух аспектов в определенных позициях).

Эти группы не образуют внутри себя систему, это просто объединение разрозненных элементов, которые не вступают друг с другом в такое взаимодействие, которое может позволить получать желаемый результат в долгосрочной перспективе.

2. Очевидно, что каждая из таких групп может обладать своей семантикой. Но вот действительно ли предолженная в статье семантика соответствует именно малой группе агапэ? В статье утверждается, что есть определенные цели, которые общество должно достигнуть на данном этапе развития, а затем ставится знак равенства между целями и результативными функциями. Но вот внятное обоснование такого равенства отсутствует. И если по первой функции это интуитивной понятно, то по четвертой возникает вопрос: а почему человек с четвертой Физикой (в частности, ЭЛВФ) с задачей выживания в диких условиях справится лучше, чем человек со второй Физикой (скажем, ЭФВЛ)? Внятного ответа на это в статье нет.

Думаю, что обоснование нужно будет добавить (честно говоря, думала, что вопросы будут к совсем другим моментам в статье, а эти считала интуитивно понятными).
Первая функция – это своего рода программа человека в мире, его основная цель (недаром эта функция обладает параметром G, отвечающим за постановку стратегических целей). И первая функция должна соответствовать основной социальной задаче периода, чтобы человек видел ее реализацию не сиюминутной потребностью, а основной, глобальной задачей своей жизни, тем аспектом, который обязательно должен быть утвержден. Это все, собственно, определяется наличием параметра G.
Есть этот параметр и в четвертой функции, пусть и не в таком ярком проявлении, как в первой. Таким образом, четвертая функция формирует вторую ценность, стратегическую цель человека. Но с той разницей, что по первой человек сам – создатель, а по четвертой – потребитель. То есть, потребностям периода должны соответствовать функции стратегического планирования и оценки ситуации. Но чтобы человек мог реализовать их, ему нужен инструмент, в качестве которого выступают аспекты, лишенные параметра G, но обладающие параметром s, необходимым для реализации тех целей, которые ставятся задающими функциями.
Таким образом, если основными ценностями первого периода являются физика и эмоция, то они должны быть задающими, то есть, представляющими собой самоценность, а не средство. Более того, у каждого из типов Ф**Э и Э**Ф и эмоция, и физика (то есть, оба аспекта сразу) являются задающими, "стратегическими".
Так, способность к выживанию у типов Э**Ф в экстремальных условиях способствует самоценность эмоции как элемента, дающего необходимый эмоционально-психологический настрой для выживания в сочетании со смелостью и непритязательностью 4Ф. Но даже не это главное, а то, что выживание может обеспечить не один человек и не разрозненная группа, а группа людей, объединенная в систему, внутри которой постоянно происходят процессы, позволяющие удержать равновесие и развиваться одновременно. И только в группе, где функциями с G-компонентой являются основные ценности периода, и где постоянно идет процесс взаимодействия по реализационным функциям, может разрабатываться достаточно адекватный и успешно работающий инструментарий для достижения поставленных целей.

Лично я предлагаю несколько другой вариант. На каждом этапе развития наиболее востребованными для выполнения стоящих перед обществом задачи оказываются два каких-то аспекта из четырех. Эти два аспекта становятся "общественными ценностями", активная работа по ним поощряется обществом, и успешными считаются именно те люди, которые себя в этих областях проявляют, в то время как два других остаются маловостребованными, и люди, работающие в основном по ним, воспринимаются как чудаки и маргиналы.

Я бы вообще не затрагивала вопрос общественного мнения и признания успешности, потому что это только оценка изнутри. А реализуется и развивается не то, что считается модным и престижным, а то, что необходимо, в чем есть реальная потребность.
Почему я не совсем согласна с твоим выделением? Ну вот, к примеру:

I группа: Физика, Эмоция -- выживание в дикой природе и размножение с целью увеличения численности племени. На данном этапе наиболее востребованными оказываются хорошие охотники.

С целью я согласна. Но какие для этого нужны средства? Охотник – это не Ф+Э, это Ф+Л и Ф+В. То есть, цель охотника – выжить и прокормиться (Ф), но эмоция – самый плохой инструмент для этого, какой только можно придумать. Чтобы успешно охотиться, нужно уметь разрабатывать тактики охоты, изготавливать орудия, выжидать, работать коллективно. А для этого нужно иметь инструментальные логику и волю.
Чтобы нести в мир эмоцию – воодушевление, радость, желание любви и жизни, тоже нужны инструменты (Л и В).
Поэтому я и выделяю как основные ценности именно те функции, которые являются задающими.

При этом на каждом этапе проще всего реализоваться и получить признание окажется тем людям, у которых находящиеся в данный момент в общественных ценностях функции являются высокими, так как уверенность высоких функций в этих областях и наличие мотивации у первой и в сочетании со способностью воспринимать обратную связь позволяют действовать более эффективно.

Думаю, что признание получают не обязательно те типы, которые дают развитие. Предполагаю, что признанной является только часть ценностей периода, именно поэтому, к примеру, часто непризнанными в свое время оказывались передовые ученые.
А обратную связь человек способен адекватно воспринимать по 2 функции, но не по 1-й.

3. Вопрос о трансформации мышления на этапах переходов от этапа к этапу, от группы к группе. В статье предполагалось, что такие переходы происходят совершенно мирно и без усилий и более того, складывается впечатление, что предыдущая группа готовит условия для такого перехода чуть ли не сознательно и целенаправленно. Это так же вызывает большие сомнения.
На мой взгляд, здесь важно сделать одно существенное уточнение. Предыдущая группа готовит предпосылки и условия для осуществления перехода в плане материальных изменений окружающего мира, но не изменение собственно мышления. А изменение мышления происходит со сменой поколений. Более того, предположу, что предыдущая группа будет всячески цепляться за свои ценности и цели, и сопротивляться их изменению, иными словами, именно на стыке этапов социального развития до предела обостряется конфликт "отцов и детей".

Ну а почему у нового поколения новое мышление? Оно подготавливается предыдущим поколением.
Происходит постоянное непрерывное развитие мышления. Но в пределах одного поколения это остается незаметным, и очень часто не отображается в новой философии, новых взглядах. Окончательное формирование, озвучивание новых мыслей осуществляет новое поколение. Предыдущее поколение может отрицать это в силу смелости, новизны и непривычности взглядов, хотя именно оно подготовило почву для их формирования посредством своих суждений, организации собственной жизни и т.д. Каждое новое поколение вносит лишь небольшую долю собственно новизны, все остальное – заимствуется.
А в том, что ты предлагаешь, получается, что каждое поколение все начинает с нуля, просто отбрасывая идеи предыдущего поколения.
Материальные изменения никогда не происходят в отрыве от изменения в мышлении, эти изменения обуславливают друг друга. Чтобы человек придумал что-то новое в материальном плане, его мышление должно измениться, "породить" какие-то новые мысли и идеи, и, в свою очередь, изменение материального мира порождает изменения в мышлении, мировосприятии и ценностях. Поэтому я изменение мышления напрямую связываю с изменениями в материальной сфере.

4. Чисто терминологическое замечание. Использование терминов "квадра", "клуб" и т.п., заимствованных из соционики, категорически противоречат сложившейся системе названий в психософии. Во-первых, в психософии принято использовать наименования греческого происхождения, соответственно, тогда уж не "квадра", а "тетрада".

Тут согласна. Собственная не-соционическая терминология помогла бы хотя бы частично избежать попыток сравнения соционики и ПЙ. Правда, слово "тетрада" мне режет слух (ассоциируется с названием порока сердца "тетрада Фалло"), но сама идея изменить названия мне нравится. Я подумаю над тем, каким термином можно было бы заменить название "квадра". Если ничего не придумаю (или кто-то другой не придумает), то можно остановиться на слове "тетрада".

10

Re: Кольцо социального цикла

Anette пишет:

Эти группы не образуют внутри себя систему, это просто объединение разрозненных элементов, которые не вступают друг с другом в такое взаимодействие, которое может позволить получать желаемый результат в долгосрочной перспективе.

Собственно говоря, все мои сомнения и связаны с тем, что я не уверен, насколько оправдано в данном случае говорить о возникновении качественно новой системы...

Anette пишет:

Есть этот параметр и в четвертой функции, пусть и не в таком ярком проявлении, как в первой. Таким образом, четвертая функция формирует вторую ценность, стратегическую цель человека. Но с той разницей, что по первой человек сам – создатель, а по четвертой – потребитель. То есть, потребностям периода должны соответствовать функции стратегического планирования и оценки ситуации. Но чтобы человек мог реализовать их, ему нужен инструмент, в качестве которого выступают аспекты, лишенные параметра G, но обладающие параметром s, необходимым для реализации тех целей, которые ставятся задающими функциями.

Теоретические рассуждения теперь более-менее поняты, но пока не очень вижу, как это на практике будет проявляться. По-моему, у четвертой функции G-аспект работает только на то, чтобы по этой функции ничего не отвлекало от работы связки вышестоящих и все. Хотя согласен, что в достижении этой цели аспект действительно работает стратегически, а не тактически. (Например, у меня это поиск возможности жить не работая на пассивные доходы в долгосрочноый перспективе.)

Я бы вообще не затрагивала вопрос общественного мнения и признания успешности, потому что это только оценка изнутри. А реализуется и развивается не то, что считается модным и престижным, а то, что необходимо, в чем есть реальная потребность.

Согласен насчет потребностей, но такие люди (те же ученые, обогнавшие свое время) в обществе будут выглядеть маргиналами, не соответствующими общественным ценностям.

Происходит постоянное непрерывное развитие мышления. Но в пределах одного поколения это остается незаметным, и очень часто не отображается в новой философии, новых взглядах. Окончательное формирование, озвучивание новых мыслей осуществляет новое поколение. Предыдущее поколение может отрицать это в силу смелости, новизны и непривычности взглядов, хотя именно оно подготовило почву для их формирования посредством своих суждений, организации собственной жизни и т.д. Каждое новое поколение вносит лишь небольшую долю собственно новизны, все остальное – заимствуется.
А в том, что ты предлагаешь, получается, что каждое поколение все начинает с нуля, просто отбрасывая идеи предыдущего поколения.

Думаю, что все же истина где-нибудь посередине... Т.е. достижения предыдущих поколений не отбрасываются, а подвергаются критическому пересмотру.

Тут согласна. Собственная не-соционическая терминология помогла бы хотя бы частично избежать попыток сравнения соционики и ПЙ. Правда, слово "тетрада" мне режет слух (ассоциируется с названием порока сердца "тетрада Фалло"), но сама идея изменить названия мне нравится. Я подумаю над тем, каким термином можно было бы заменить название "квадра". Если ничего не придумаю (или кто-то другой не придумает), то можно остановиться на слове "тетрада".

Насчет "тетрады Фалло" -- думаю, люди от медицины далекие, этого термина не знают... А вообще, могу предложить еще один вариант -- группы социального прогресса (ГСП). Правда, звучит длинновато.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

11

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro пишет:

Собственно говоря, все мои сомнения и связаны с тем, что я не уверен, насколько оправдано в данном случае говорить о возникновении качественно новой системы...

Ну так ПЙ изначально представлена Афанасьевым как система. И те виды отношений, которые он описал, тоже представляют собой систему. И думаю, что это верно.
В ПЙ есть иерархия систем:
- аспект как система, включающая в себя два компонента;
- блок, внутри которого происходит взаимодействие аспектов (точнее, компонентов аспектов);
- тип;
- квадра/тетрада - система, в которой между аспектами определенных типов происходит взаимодействие определенного вида;
- социон.

4X_Pro пишет:

Теоретические рассуждения теперь более-менее поняты, но пока не очень вижу, как это на практике будет проявляться. По-моему, у четвертой функции G-аспект работает только на то, чтобы по этой функции ничего не отвлекало от работы связки вышестоящих и все.

Вот это надо наблюдать, согласна. Пока это только теория.

4X_Pro пишет:

Думаю, что все же истина где-нибудь посередине... Т.е. достижения предыдущих поколений не отбрасываются, а подвергаются критическому пересмотру.

Согласна. Но считаю, что сама способность к переосмыслению, подготавливается предыдущим поколением. То есть, развитие мысли скорее эволюционно, чем революционно.

4X_Pro пишет:

А вообще, могу предложить еще один вариант -- группы социального прогресса (ГСП). Правда, звучит длинновато.

По-моему, очень удачное название. Спасибо

12

Re: Кольцо социального цикла

Anette пишет:

Ну так ПЙ изначально представлена Афанасьевым как система. И те виды отношений, которые он описал, тоже представляют собой систему. И думаю, что это верно.
В ПЙ есть иерархия систем:
- аспект как система, включающая в себя два компонента;
- блок, внутри которого происходит взаимодействие аспектов (точнее, компонентов аспектов);
- тип;
- квадра/тетрада - система, в которой между аспектами определенных типов происходит взаимодействие определенного вида;
- социон.

В целом логика рассуждений теперь понятна. Правда, на мой взгляд, на предпоследней ступени должны стоять все же все малые группы, а не только группы соц. прогресса/тетрады. Просто семантику других групп мы до конца не знаем.
А по остальному мы наконец-то вроде бы пришли к пониманию.
Ну и еще надо подумать, какой термин следует использовать в ПЙ вместо "социон".

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

13

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro пишет:

Правда, на мой взгляд, на предпоследней ступени должны стоять все же все малые группы, а не только группы соц. прогресса/тетрады. Просто семантику других групп мы до конца не знаем.

В таком случае для начала все малые группы должны быть хотя бы описаны. У меня твое деление вызывает определенные возражения, но чтобы обсудить спорные моменты, должна быть статья об этих группах с описанием механизма смены предыдущей группы новой группой.

4X_Pro пишет:

А по остальному мы наконец-то вроде бы пришли к пониманию.

Думаю, что да.

4X_Pro пишет:

Ну и еще надо подумать, какой термин следует использовать в ПЙ вместо "социон".

Да. В греческом языке есть какие-то аналоги этого термина?

14

Re: Кольцо социального цикла

Anette пишет:

В греческом языке есть какие-то аналоги этого термина?

Так сходу не скажу. Нужно четко понять разницу (по-русски для начала) чем термин "социон" отличается от "социум". Тогда и греческий аналог можно будет искать пытаться...

Anette пишет:

В таком случае для начала все малые группы должны быть хотя бы описаны. У меня твое деление вызывает определенные возражения, но чтобы обсудить спорные моменты, должна быть статья об этих группах с описанием механизма смены предыдущей группы новой группой.

На мой взгляд, тут ситуация аналогичная малым группам Рейнина. Т.е. в принципе, можно признать факт их существования, но не факт, что быстро определим семантику для всех трех групп (в соционике для некоторых малых групп Рейнина семантики нет до сих пор).

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

15 (изменено: Anette, 2011-03-25 11:57:47)

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro пишет:

Так сходу не скажу. Нужно четко понять разницу (по-русски для начала) чем термин "социон" отличается от "социум". Тогда и греческий аналог можно будет искать пытаться...

Социум - это человеческая общность, а социон - это система из 16 ТИМов. То есть, "социон" - это специфический термин соционики. И в древнегреческом языке нужно найти какое-то слово, которое обозначало бы общество как определенную систему, а не просто общность людей.

4X_Pro пишет:

На мой взгляд, тут ситуация аналогичная малым группам Рейнина.

Проблема в том, что я скептически отношусь к этим группам. То есть, я и в соционике считаю их надуманными...
Возможно, их можно было бы адекватно применить в ПЙ, но пока не вижу, как это сделать так, чтобы у меня получившийся результат не вызывал сомнения.

16

Re: Кольцо социального цикла

Возникла еще такая мысль: для ранних групп социального прогресса (до третьей или четвертой) крайне важно их ближнее окружение, они как бы воспринимают это окружение как часть себя, а для поздних -- нет, тут скорее ближе восприятие каждый сам по себе, "атомизация общества".

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro пишет:

Возникла еще такая мысль: для ранних групп социального прогресса (до третьей или четвертой) крайне важно их ближнее окружение, они как бы воспринимают это окружение как часть себя, а для поздних -- нет, тут скорее ближе восприятие каждый сам по себе, "атомизация общества".

А кстати да!!!

Make science, not war.

18

Re: Кольцо социального цикла

4X_Pro пишет:

Возникла еще такая мысль: для ранних групп социального прогресса (до третьей или четвертой) крайне важно их ближнее окружение, они как бы воспринимают это окружение как часть себя, а для поздних -- нет, тут скорее ближе восприятие каждый сам по себе, "атомизация общества".

Почему?

19

Re: Кольцо социального цикла

Очень просто: ранние группы бывают "в силе" в те периоды, когда выживание возможно только лишь коллективными усилиями. А когда приходит время последних групп, в коллективных усилиях нет необходимости (так как уже построены относительно безопасные города, еда доступна по цене, и вообще легко удовлетворить все низшие потребности по пирамиде Маслоу, зато есть жестокая конкуренция на ее социальном уровне -- идет борьба за признание, а главной ценностью становится человеческое внимание).

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

20

Re: Кольцо социального цикла

Ага, поняла.
Попробовала примерить это на себя: для меня важно только очень близкое окружение, а если конкретнее, то всего 3 человека. Но их воспринимаю как часть себя, да.