1 (изменено: willowtree, 2012-01-25 13:44:10)

Тема: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

В типологиях есть какая-то заразительность: при нечастой сходимости и явной противоречивости критериев, по которым сортируют людей, из раза в раз встречаешь в жизни яркие примеры какого-либо аспекта или даже типа. (Из вчерашнего телепросмотра - Бритни Спирс, чем старше, тем более явная и жалкая ФЭВЛ, а более симпатичные мне Мишель Пффайфер или Нелли Фуртадо - однозначно с высокой Волей. Раньше я таких умными называла, теперь вот "с высокой волей". С характером smile )
К себе или знакомому однозначно и окончательно все эти бирки применить не получается – а вот к некоторым посторонним, особенно паталогическим типам – пожалуйста. Но все равно продолжаю примерять к людям и поступкам.
В эту тему предлагаю собирать из околопсихологической литературы рассуждения и примеры, которые помогли бы лучше осознать, что скрывается за столь противоречивыми и разнородными описаниями Воль у Афанасьева.


Один из обликов 3-й Воли
Думаю, с таким психотерапевтическим примером понять сущность 3-й Воли и не путать ее с другими проще.

..Получается, большинство мамаш, неумеренно опекающих своих детей, проявляют не ответственность и высокую Волю.. Но это поправимо. Нас таких много, не верится, что есть люди, не прошедшие через эти сложности, у которых сразу все гармонично.. Ниже пример совсем не о малышах, но тоже о гиперпротекции - о семьях алкоголиков и наркоманов. У родственников (не у всех, а тех, что не сбежали) деструктивных личностей развивается стремление все контролировать, брать на себя ответственность за все, но при этом полностью зависеть от поведения этого подопечного. Это описание поможет не путать этих несчастных тревожных созависимых с 1 Волей, показать их коренное отличие от лидерской 1 Воли. 3-я Воля - точка ангста, вот один из ее обликов, чуть ли не благородных, но вредных для обладателя и спасаемого.
Дальше даю наиболее показательный отрывок, а подробней можно почитать по ссылке.
Также удивило знакомое мне: неадекватная эмоциональная реакция под давлением. Это необязательно высокая Эмоция, это боль. По статье создается ощущение, что в стан созависимых наиболее часто попадают люди с 3 Волей и высокой (1-й) Эмоцией. Остальных страдания меньше привлекают..

Основные характеристики созависимости

Основные характеристики созависимости

Низкая самооценка — это основная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая особенность созависимых, как направленность вовне. Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными. Созависимые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом, это может даже усиливать у них чувство вины, но в то же время у них может портиться настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки своей самооценки, как похвала, "словесные поглаживания" по Э. Берну. В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечения.

Они говорят себе, что ничего не могут делать как следует из-за боязни сделать ошибку. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные "я должна", "ты должен", "как я должна вести себя с моим мужем?" Созависимые стыдятся пьянства мужа, но также стыдятся и самих себя.

Низкая самооценка движет ими, когда они стремятся помогать другим. Не веря, что могут быть любимыми и нужными, они пытаются заработать любовь и внимание других и стать в семье незаменимыми.

Компульсивное желание контролировать жизнь других. Созависимые жены, матери, сестры больных с зависимостью — это контролирующие близкие. Они верят, что в состоянии контролировать все. Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают по ее контролю. Думая, что могут сдерживать пьянство близкого, контролировать восприятие других через производимое впечатление, им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают. Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, как должны развиваться события и как должны себя вести другие члены. Созависимые пытаются не позволять другим быть самими собой и протекать событиям естественным путем. Для контроля над другими созависимые используют разные средства — угрозы, уговоры, принуждение, советы, подчеркивая тем самым беспомощность окружающих ("муж без меня пропадет").

Попытка взять под контроль практически неконтролируемые события часто приводит к депрессиям. Невозможность достичь цели в вопросах контроля созависимые рассматривают как собственное поражение и утрату смысла жизни. Повторяющиеся поражения усугубляют депрессию.

Другим исходом контролируемого поведения созависимых является фрустрация, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких, больных химической зависимостью. Например, жена больного алкоголизмом увольняется с работы, чтобы контролировать поведение мужа. Алкоголизм мужа продолжается, и фактически именно алкоголизм контролирует ее жизнь, распоряжается ее временем, самочувствием и пр.

Желание заботиться о других, спасать других. Кто работает в области наркологии, наверное, слышал от жен больных химической зависимостью: "Хочу спасти мужа". Созависимые любят заботиться о других, часто выбирая профессии врача, медсестры, воспитательницы, психолога, учителя. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки. Соответствующее поведение вытекает из убежденности созависимых в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие или недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей).

Спасая больного, созависимые лишь способствуют тому, что он продолжает употреблять алкоголь или наркотики. И тогда созависимые злятся на него. Попытка спасти никогда не удается. Это всего лишь деструктивная форма поведения и для зависимого, и для созависимого.

Желание спасти больного так велико, что созависимые делают и то, что в сущности не хотят делать. Они говорят "да" тогда, когда им хотелось бы сказать "нет", делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. Они удовлетворяют нужды своих близких, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы созависимые это для них делали. Созависимые больше отдают, чем получают в ситуациях, связанных с химической зависимостью близкого. Они говорят и думают за него, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет их близкий. Они решают проблемы другого, а в совместной деятельности (например, ведение домашнего хозяйства) делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.

Такая "забота" о больном предполагает некомпетентность, беспомощность и неспособность его делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает основание созависимым чувствовать себя постоянно нужными и незаменимыми.

"Спасая" химически зависимого больного, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным под названием "Драматический треугольник С. Карпмана" или "Треугольник власти".


А эти советы из той же статьи напоминают тренинг "как стать 1-й Волей" (от "должна" и "не могу" - к "хочу и делаю"):

  • Превращай все в цель. Если у тебя проблема, ты не обязана всегда знать, как ее решить. Однако пусть решение проблемы станет твоей целью. Превращай свои желания в цели. Хочешь что-то изменить в себе — ставь цель.
    Забудь все свои многочисленные "я должна...". Довольно контролировать свою жизнь на каждом шагу. Поставь перед собой цель избавиться от 75% долженствовании.
    Пиши цели на бумаге. Есть какая-то магическая сила в написании наших планов. Записанная цель фокусирует наше внимание, способствует лучшей организации. Запись как бы точно направляет энергию на цель.
    Живи свободно, не превращайся в рабыню своей цели. Пусть события протекают естественно. Не нажимай, не торопи, не тревожься каждую минуту. Не обязательно даже каждый день помнить о своей цели, достаточно время от времени ее осознавать.
    Делай, что можешь, для осуществления цели, каждый день понемногу. Не все сразу. Не упускай своего шанса. И верь, что в нужное время назначенное произойдет.
    Ставь себе цели регулярно, по мере возникновения потребности. Когда возникает проблема, то возникает и новая потребность. Тогда решение проблемы ты превращаешь в цель и добавляешь ее к старым целям. Когда чувствуешь себя очень неуверенно, можно ставить себе и такую цель — пройти через кризис.
    Веди учет целей, которых ты достигла. Вычеркни достигнутое, поздравь себя и поблагодари Бога, если Он имеет для тебя значение. Ты достигнешь уверенности в себе, станешь доверять Богу и обретешь ритм жизни.
    Будь терпеливой. Доверься Богу в том, что в нужное время твоя цель осуществиться. Не спеши вычеркивать ее из списка только потому, что цель еще не достигнута.
    Начни сегодня. Если у тебя нет цели, поставь себе цель ее сформулировать.

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

2 (изменено: willowtree, 2012-01-24 14:56:24)

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

Уровни дифференциации эмоций и интеллекта по Боуэну и Воля
Сегодня наткнулась на теорию, которая мне также напомнила типологию Воль Афанасьева. По Боуэну получается, что наиболее дифференцированный человек - более функциональный, лучше адаптирующийся к переменам и более терпимый к различиям, чем человек, склонный к слиянию, полному отождествлению себя с кем-то и чем-то. Теория Боуэна кажется более обоснованной, чем у Афанасьева, благодаря одному важному моменту: упор на интеллект. Человек, способный к дифференциации от среды, общества, семьи, в большей степени опирается на интеллект, чем эмоции (или, добавлю от себя, физиологические потребности). Таким образом получается, что высокая Логика должна идти об руку с высокой Волей, как мне всегда и казалось. Т.е. наименее противоречивые типы у Афанасьева - с противопоставлением инстинктов и волевого, к примеру, с высокими Ф и Э и низкими В и Л, или наоборот. Остальные типы выглядят менее убедительными или "смешанными": высокая Ф или Э у людей с высокой Волей функционируют не как инстинкты, "не позорно", эти люди в любом случае "думают головой", даже если у них "низкая Логика".
Напоследок хочется отметить, что психологи, в отличие от типологов, не склонны считать большинство описываемых ими характеристик врожденными/ стержневыми/ фатальными или неизменными. Психологи как раз пишут, чтобы помочь влиять на замеченные ими слабые моменты личности.
Описание 2-й Воли по Афанасьеву очень напоминает норму душевного здоровья в современной психологической литературе, 3-й - тех сложностей, с которыми сталкиваются и !!!!справляются многие люди. Т.е. возможен "переход" наверх.
Я все более склонна считать уровень Воли не врожденным и наличие проблем не показателем низкой Воли. Проблемы и сложности есть у всех и главный смысл публикаций по поппсихологии: ты можешь с этим справиться и сделать свою жизнь лучше. Не все к этому стремятся, правда... Вот где Воля зарыта))))

Итак, отрывок о степенях дифференциации личности по Боуэну:
0 - 25% - Слияние
Недифференцированная эго масса семьи (или общества)
Не отличают чувства от фактов
Полностью ориентированы на отношения
Вся энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержания отношений в гармонии
На жизненные цели энергии нет
Если одобрения не находят, то уходят в себя или борются с системой отношений. в которой их не полюбили
Жизненно важные решения принимают на основе текущего чувства
Пытаются привести систему отношений в состояние баланса, ощутить комфорт и избавиться от тревоги
Не способны поставить конкретных отдаленных целей, кроме как "хочу быть счастливым" и так далее
Зависимы от родителей, затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать
Не могут адаптироваться
Много симптомов и кризисов
Имеют проблемы со здоровьем, социальные и финансовые сложности
Проблемы носят хронический характер
Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, они удовлетворены
25 - 50% - умеренная дифференциация "я"
Начало дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем.
Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки
Если тревога низкая, функционируют как при высокой дифференциации я, если высокая - как при слабой
Ориентированы на отношения. Большая часть энергии уходит на поиск любви и одобрения.
Чувства выражают более открыто, чем на первом уровне.
Ориентированы на то, что подумают другие, стремясь завоевать друзей и одобрение.
Самооценка зависит от других.
Успех в работе зависит и достигается с помощью статуса в отношениях, а не за счет качества самой работы.
Целостное "я" плохо развито. Говорят "Я чувствую, что…" перед любым псевдо философским утверждением. Апеллируют к туманным авторитетам: "согласно правилам", "научно доказано", "испокон веков известно", выдергивают нужную информацию из контекста.
Интеллект, в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и так далее может быть хорошо развит.
Интеллект, в приложении к личным вопросам, недостаточно развит и в их личной жизни царит хаос.
Здесь находятся прилежные ученики и революционеры. Революционер восстает против существующей системы, но ему нечего предложить взамен.
Крайний вариант открытых чувств. Они хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации чувств. Они открыто эмоционально зависимы от другого, очень чувствительны, воспринимают настроение, проявления и позицию другого и отвечают открыто, прямо выражая чувства или действуя импульсивно.
Всю жизнь ищут идеальных близких отношений. Находят слияние, реагируют дистанцированием и отчуждением, что затем стимулирует следующий цикл поисков близости или депрессию и отчуждение, или поиск новых систем отношений.
Демонстрируют большое количество проблем: полный набор физических болезней, эмоциональных болезней и социальных дисфункций.
Эмоциональные расстройства включают: внутренние проблемы невротического уровня, депрессию, расстройства поведения и нарушения характера.
Склонны к алкоголизму и наркомании, чтобы снизить тревогу.
Демонстрируют импульсивное, безответственное поведение.
50 - 75% - хороший уровень дифференциации "я".
Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать бок о бок, в сотрудничестве как команда.
Интеллектуальная система достаточно автономна. Когда тревога возрастает - она не теряет автономности и не подчиняется эмоциональной системе.
Хороший уровень развития целостного "я".
В период низкой тревоги люди применяют логическое мышление. чтобы развить убеждения, взгляды и принципы, которые они затем используют в моменты высокой тревоги и паники для контроля над эмоциональной системой.
Дифференциация "я" имеет здесь тонкую градацию: от людей, которые знают, что есть лучший выход и способ действия, но их интеллект плохо сформирован, и они все равно ведут себя подобно людям на втором уровне - до людей с наиболее развитым Целостным "я", которые контролируют свою эмоциональную систему.
Свобода повышается. Эти люди больше не пленники чувственно-эмоционального мира.
Их эмоциональная жизнь удовлетворяет гораздо больше.
Они могут жить эмоциональной полноценной жизнью и разделять свои эмоции с другими, зная, что если возникнет необходимость, они легко смогут выпутаться, используя логическое мышление.
Могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать.
Менее ориентированы на отношения.
Имеют цели в жизни.
Меньше зависят от того, что думают другие.
Способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не имея необходимости нападать на убеждения других и защищать свои.
Адекватная самооценка.
Брак - функциональное партнерство.
Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных "я".
Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, без необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей.
Позволяют детям вырасти и построить собственные "я". не пытаются слепить их по своему образу и подобию.
Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя - не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим побед.
Могут успешно взаимодействовать с другими людьми и хорошо себя чувствуют, когда находятся одни.
Хорошо справляются с различными жизненными ситуациями.
Свободны от большинства проблем.
4. 75 - 100%
уровень дифференциации "я" скорее гипотетический, чем реальный.

http://www.psyonline.ru/article/public/71135/#a_71135

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

3 (изменено: willowtree, 2012-01-25 09:22:38)

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

Еще один из возможных диагнозов 3-й Воли

Психологические особенности манипулятора:

. Одной из потребностей невротика является потребность в доминировании, обладании властью. Известный психолог Карен Хорни [2] считает, что навязчивое желание доминировать порождает "неспособность человека устанавливать равные отношения. Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все выходящее за пределы его власти воспринимается им как собственное подчинение". От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки. Он считает, что "манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других".

Большинство "лидеров", типируясь, метят в 1-ю Волю и ЧС-ников, выше показана сущность такого "лидерства".

Остаюсь при мнении, что __любому человеку вследствие контактов со средой могут быть свойственны различные "диагнозы", но хроническое их течение, неизменность и неспособность изменить что-либо (только игра в лечение, например) - несомненные признаки низкой Воли. smile Или интеллекта?

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

4

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

Hello, I'm back!

Я часто читаю книги по психологии, говорят, у меня талант к психологии, и меня туда неудержимо тянет. И, как и писала в первом сообщении выше, продолжаю отмечать в различных источниках сходства с тем, что описывает Афанасьев.

Сейчас читаю невероятно интересную книгу Конрада Лоренца о происхождении агрессии и ее значении в эволюции и даже создании внутривидовых ритуалов, которые - и это важно - являются своего рода примирительными жестами, помогающими "особям" опознать друг друга и чувствовать себя защищенным в таких предсказуемых союзах. Потому что шаг влево, шаг вправо - и особям свойственно ужасно беспокоиться и злиться на нарушителя и даже расправляться с ним как с чужаком.

В 5-й главе про эти ритуалы автор приводит много чудесных примеров, которые невероятно похожи на то, что пишет Афанасьев про 3-ю Волю. Так что на языке Лоренца представитель 3-й Воли - раб ритуалов, неспособный преодолеть жутчайшее раздражение от их нарушения, он бешено склонен формировать закрытые группы и сообщества, а других считать унтерменшами. Сила сходно обусловленных масс очень помогает таким особям выжить, но не дает свободы и терпимости к другим. ОООчень жоская иерархия. Почти как у социальных животных (крысы, галки - примеры см. в той же книге).
Тогда 2-я Воля, по Лоренцу, - это человек, способный подстроиться под особенности другого, уважать его отличия.
Ну а 1-я Воля - это такой придурок, как я, который считает церемонии делом отсталым  и рассчитывает, что окружающие его предположительно прекрасные люди тоже так считают и не ждут поглаживаний - и в который раз чешет репу, почему на него вдруг массово окрысиваются.
Царь - это не крутой чувак, это нонконформист, которого очень даже могут затравить или уверенность которого в себе и своем клевом понимании действительности может подмять постоянная неконгруэнтность с окружением.

Яркий пример 3-й Воли у интеллектуалов - университетские и другие ученые сообщества "бессеребренников", которые на самом деле могут и не иметь склонности жить скромно, но гос-во им не платит и есть память об истинном интеллигенте - который якобы пренебрегает телесным ради духовного, интеллектуального. И получается, что ритуал изображения интеллигента "эмулирует" истинную терпимость к другим и благородство спокойной 2-й Воли. В таких сообществах очень не любят чужаков, окрысиваются на новаторов и очень кичатся "научными" заслугами. Чем не доказательство не 2-й Воли?

К 3-й Воле можно отнестись с пониманием, потому что терпимость, новаторство, отход от старого или явно несправедливого всегда сопровождается страхом и сомнениями. Всегда хочется опереться на традицию, не высовываться, не хочется ошибиться, не хочется стать козлом отпущения.
Однако не 3-я Воля - венец эволюции, а более высокие. Это люди, перешедшие рубеж табу, свободные и раскованные в отношении можно и нельзя. В нынешней геополитической обстановке таким людям легче: им не страшно, они легче включаются в новые начинания, переезжают и т.п., а не распускают ритуальный хвост доминирования на облюбованной ими кочке (права на нее освящены традицией и свидетельствами сородичей, уважающими чужую территорию и так же яростно защищающими свою).



ЧТобы не быть голословной (так много голых слов...) вот интересные примеры из автораhttp://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt

Значительная   часть    привычек,   определяемых   хорошими   манерами,
представляет собой ритуализованное в культуре утрирование жестов покорности,
большинство    из    которых,   вероятно,    восходит   к    филогенетически
ритуализованному поведению, имевшему тот же смысл. Местные понятия о хороших
манерах  в  различных культурных подгруппах требуют количественно различного
подчеркивания этих выразительных движений. Хорошим примером  может послужить
жест,  обозначающий  внимание  к  собеседнику,  который состоит в  том,  что
слушатель  вытягивает  шею и  одновременно поварачивает голову,  подчеркнуто
"подставляя ухо"  говорящему. Это движение  выражает  готовность внимательно
слушать  и, в случае надобности, повиноваться. В  учтивых манерах  некоторых
азиатских  культур этот жест очень сильно утрирован; в Австрии это  один  из
самых  распространенных  жестов  вежливости,  особенно  у  женщин из хороших
семей,   в  других   же  центральноевропейских  странах   он,   по-видимому,
распространен меньше. В некоторых  областях северной  Германии  он  сведен к
минимуму или вовсе  отсутствует;  в  здешней культуре считается корректным и
учтивым, чтобы слушатель  держал голову ровно и смотрел  говорящему прямо  в
лицо,  как  это требуется от солдата, получающего приказ. Когда я приехал из
Вены в Кенигсберг,  -- а между этими  городами разница, о которой идет речь,
особенно  велика, -- прошло довольно  много  времени, прежде чем я  привык к
жесту вежливого  внимания,  принятому  у восточнопрусских дам.  Я ожидал  от
женщины, с  которой разговаривал,  что она хоть  слегка  отклонит голову,  и
потому -- когда она сидела очень прямо и смотрела мне прямо в лицо -- не мог
отделаться от мысли, что говорю что-то неподобающее.
     Разумеется, значение таких жестов учтивости  определяется исключительно
соглашением между  передатчиком и приемником в одной и той же системе связи.
При общении культур, в которых  эти соглашения различны, неизбежно возникают
недоразумения.
     Если  измерять  жест  японца,  "подставляющего  ухо",  восточнопрусским
масштабом,  то  его можно расценить  как  проявление  жалкого раболепия;  на
японца же вежлиое внимание прусской дамы произведет впечатление непримиримой
враждебности.
     Даже очень небольшие различия в соглашениях  этого рода могут  вызывать
неправильное истолкование культурно-ритуализованных  выразительных движений.
Англичане  или немцы  часто  считают южан  "ненадежными"  только потому, что
истолковывают  их  утрированные  жесты дружелюбия в  соответствии  со  своим
собственным  соглашением  и ожидают от  них гораздо большего,  чем стояло за
этими  жестами в действительности. Непопулярность северных  немцев, особенно
из Пруссии, в южных странах часто бывает основана на обратном недоразумении.
В  хорошем американском  обществе я наверняка часто  казался  грубым  просто
потому, что мне  бывало  трудно  улыбаться так  часто,  как это предписывают
американские манеры.
     Несомненно, что эти  мелкие недоразумения весьма способствуют  взаимной
неприязни разных культурных групп. Человек, неправильно понявший --  как это
описано выше -- социальные  жесты представителей другой  культуры, чувствует
себя предательски обманутым и оскорбленным. Уже простая неспособность понять
выразительные жесты  и ритуалы другой культуры возбуждает  такое недоверие и
страх, что это легко может привести к открытой агрессии.
     От незначительных  особенностей языка или поведения, объединяющих самые
малые  сообщества,  идет  непрерывная  гамма  переходов  к  весьма  сложным,
сознательно  выполняемым и  воспринимаемым в  качестве  символов  социальным
нормам и ритуалам, которые связывают крупнейшие  социальные сообщества людей
-- нации, культуры,  религии или политические  идеологии. В принципе  вполне
возможно  исследовать  эти системы сравнительным методом,  иными  словами --
изучить  законы  этого  псевдовидообразования,  хотя  такая задача наверняка
оказалась бы сложнее, чем исследование возникновения видов, поскольку  часто
пришлось бы сталкиваться с взаимным  наложением разных понятий группы,  как,
например, национальное и религиозное сообщества.
     Я  уже  подчеркивал,  что  каждая  ритуализованная   норма  социального
поведения  приобретает  движущую силу за счет эмоциональной  подоплеки. Эрик
Эриксон недавно показал, что привычка к различению добра и  зла начинается в
раннем  детстве  и  продолжает  развиваться  до  самой зрелости  человека. В
принципе нет никакой разницы между упорством в соблюдении правил опрятности,
внушенных нам в раннем  детстве,  и верностью национальным  или политическим
традициям,  нормам и ритуалам,  в  соответствии  с которыми  нас формировала
дальнейшая жизнь. Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой
мы  его придерживаемся, существенны для выполнения его  необходимой функции.
Но в то же время он, как и сравнимые с ним жестко закрепленные инстинктивные
акты социального поведения,  требует  контроля  со  стороны нашей  разумной,
ответственной морали.
     Правильно и закономерно, что мы  считаем "хорошими"  те обычаи, которым
научили нас родители; что мы свято храним социальные ритуалы, переданные нам
традицией нашей культуры. Но мы должны, со  всей силой своего ответственного
разума,  подавлять  нашу  естественную  склонность относиться  к  социальным
нормам  и  ритуалам  других  культур  как  к неполноценным.  Темная  сторона
псевдовидообразования состоит в том,  что  оно подвергает  нас  опасности не
считать людьми  представителей  других псевдовидов.  Очевидно, именно это  и
происходит  у   многих  первобытных  племен,  в  языках   которых   название
собственного  племени синонимично  слову  "люди".  Когда  они съедают убитых
воинов враждебного племени, то, с их точки зрения, это вовсе не людоедство.
     Моральные выводы из  естественной истории псевдовидообразования состоят
в  том,  что  мы должны  научиться терпимости  к  другим  культурам,  должны
отбросить свою  культурную  или национальную спесь  -- и  уяснить  себе, что
социальные нормы и ритуалы других культур,  которым  их представители хранят
такую же верность, как мы своим, с тем же правом могут уважаться и считаться
священными.  Без терпимости, вытекающей из этого осознания, человеку слишком
легко увидеть воплощение зла  в том, что для  его соседа является  наивысшей
святыней. Как раз нерушимость социальных норм и ритуалов, в  которой состоит
их величайшая ценность, может привести к самой ужасной из войн, к религиозной войне. И именно она грозит нам сегодня!

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

5 (изменено: willowtree, 2012-12-14 12:49:23)

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

У меня есть догадка про людей, склонных к частым переездам, т.е. не особо раздумывающим, как их там встретят, понравятся ли.
Это могут быть представители высокой Воли, особенно во времена стабильности, но могут быть и низкие, если это принято и надо. На примере США можно сказать, что способность к перемене мест стала символом, ритуалом для этой страны и многочисленные подкорпоративные 3-и Воли, скрипя зубами, едут на очередное место ради утверждения себя в иерархии и подпитки 1-й функции. Думаю, корпоративная Америка, Uncle SAM - это ФЛВЭ, тогда как изначальный дух их лозунгов и деклараций - несомненно 1-2 В и 1-2Ф.
Так бывает, что завоевания смелых со временем становятся лишь ритуалом, собственностью жоских иерархий.

Про Россию - может быть, наш дух и ЭФВЛ, но есть и культурный символ интеллигента ЛВЭФ (тогда как "истинный образец русского интеллигента" Чехов - ФВЭЛ, но этого "им не понять", это их оскорбит). Есть идеал жоского мужика, который придет и разберется, не рассуждая, - ВФЭЛ. Мне кажется, ЛВЭФ и ВФЭЛ - это принятые у нас культурные маски, которые хочешь-не хочешь нужно как-то уважать в соответствующей (интеллектуальной или силовой) среде.
Не уверена, есть ли у нас в народе отдельный стереотип для творческой личности. Наверное, Э**В, что сродни тем каликам перехожим, которых так любили на Руси. НО, может, он сейчас и неактуален.
Массмедиа - сплошная 3В.
Еще из стереотипов, ты не можешь считаться интеллектуалом с высокой Эмоцией. Или? На фоне общей национальной ПЙ-физиономии ЭФВЛ, интеллектуалы должны отличаться именно низкой эмоцией, иначе их не будут воспринимать как таковых, они будут казаться почти своими (но хилыми, допустим), пока не проявится, к примеру, высокая Логика.
О чем пишу: что к некоторым ПЙ-типам россияне могут быть более терпимы, чем к другим - "новым" для них, "странным".
Но это так, догадки.


P.S. Совершенно не понимаю описаний Воль, как на некоторых сайтах, где Воли ранжируются по степени осознания своих желаний и готовности их претворять. У ФЛВЭ может быть масса желаний, но претворять их он будет в рамках определенного футляра, представления о своем идеальном Я, обязательно заверенного окружением.
Главным признаком 3-й Воли теперь мне кажется ужасТный страх отступить от своей маски (а это может быть и маска прекрасного человека), ожидание, что все вокруг должны жить по каким-то правилам и выказывать друг другу уважение в мелочах (как идешь, как смотришь и т.п.).
... В общем, в эпоху перемен лучше иметь высокую Волю - и не иметь в периоды стабильности и стагнации. Не зря последние десятилетия активно продвигается точка зрения Эрика Берна, что в общении наиболее успешные транзакции происходят между Взрослыми личностями (примерно 2-я Воля) и именно эту роль в себе нужно развивать. И на Западе она, если и не больше развита, то, по крайней мере, в ценностях. А в наших странах и особенно на Востоке личная ответственность, толерантность и проч. еще не так развиты, стадным инстинктам доверяют больше - та же 3-я Воля, или  (весьма упрощенно) более традиционные, унаследованные роли Родителя и Ребенка по Берну.
У 3-й Воли есть непререкаемые авторитеты (имперсонифицированные в Родителе) и модели подчинения, улещивания и беззаботности, дозволенные Ребенку. Поэтому им так важно старшинство и прочие чины: так ясно, где и с кем тебе следует командовать, а где и с кем - "кланяться".
Не проще ли развивать в себе ответственного и сильного Взрослого, который скажет: "Чуваки, давайте здесь и сейчас договоримся, так чтобы всем было хорошо"?

Заметьте, по Берну, у каждого человека есть роли Родителя, Ребенка, Взрослого, просто эффективней все больше функций передоверять Взрослому, развивать именно его.
А по Афанасьеву все слегка безнадежно: если у 3В и есть зачатки Взрослого, то такие хилые, что она вечно будет разыгрывать представление доминирования-подчинения и бояться оказаться в таком месте, где тебе самому покомандовать будет некем.
Не очень верится, что это врожденное, но, может, он и прав: есть люди с более сильной энергетикой, которые в ))))своем энтогенезе проходят стадии 4, 3 Воли - и все больше опираясь на Взрослого в себе, преобразуют жизнь вокруг.
2-я Воля сглаживает острые углы, 1-я - баламутит, но обе они опираются на некие общечеловеческие ценности и готовы потерпеть дискомфорт ради их ??утверждения, сохранения, взять на себя ответственность.


....
Хочется все это увязать еще и с  замкнутостью 1-й Воли, стеной отчуждения, которую описывает Афанасьев. Мне долго в нее не верилось, но тут авторитетные)) люди подтвердили, и хочется поискать ее причины и отличия от футляра некоторых 3В.
Возможно это непоколебимая уверенность в своей правоте или достаточной воле, чтобы ее выяснить и поступить "правильно". Недиалоговость, само собой. Но даже если бы 1В и хотел быть открытым, то он привык к различным контратакам ближних, которых невольно задевает самим своим бытием, что, в принципе, вполне может выстраивать некий фасад, соответствующий его представлению о должном и яростно загоняя внутрь и подавляя "недостойное". ОЧень похоже на 3В, отличие - кто источник ценностей. 1В - такая самонадеянная ж*па, что не прекратит эксперименты по выяснению и утверждению должного, пока не сдохнет. А футляр 3В пребывает в тесном взаимодействии))) со средой. Если оттуда не поступает достаточных сигналов, подтверждающих, что этот человек ведет себя правильно, или если он сам не соответствует той традиции, в которой он вырос, он неспособен самостоятельно создать новые правила, более адекватные новым условиям.
Как-то так.

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

6 (изменено: Maggie Burroughs, 2012-12-14 18:59:05)

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

Hello, I'm back!
Я часто читаю книги по психологии, говорят, у меня талант к психологии, и меня туда неудержимо тянет.

Привет-привет, Драйкихот.  smile
Ну ты герой - тянет в психологию!))
А меня как раз вовремя вытянуло из психологии в нейробиологию)), ибо первое на мой вкус - скука смертная! Я буквально вывла от тоски на лекциях по разным теоретическим психологическим дисциплинам)), зато отрывалась на улитках во время лабораторных. big_smile 
ну каждому свое, это понятно. smile
А собственно по теме отпишусь чуть позже... сейчас некогда. smile

Make science, not war.

7

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

Много интересного! Хотя все же кое с чем не согласен.
В первую очередь вот с этим:

willowtree пишет:

благодаря одному важному моменту: упор на интеллект. Человек, способный к дифференциации от среды, общества, семьи, в большей степени опирается на интеллект, чем эмоции (или, добавлю от себя, физиологические потребности). Таким образом получается, что высокая Логика должна идти об руку с высокой Волей, как мне всегда и казалось. Т.е. наименее противоречивые типы у Афанасьева - с противопоставлением инстинктов и волевого, к примеру, с высокими Ф и Э и низкими В и Л, или наоборот.

На мой взгляд, тут сказывается влияние общественных стереотипов о том, что "интеллект -- это хорошо". А вообще, надо сначала четко сформулировать конечную цель, то есть как мы оцениваем, что хорошо, а что плохо, что гармонично, а что дисгармонично.

willowtree пишет:

Совершенно не понимаю описаний Воль, как на некоторых сайтах, где Воли ранжируются по степени осознания своих желаний и готовности их претворять. У ФЛВЭ может быть масса желаний, но претворять их он будет в рамках определенного футляра, представления о своем идеальном Я, обязательно заверенного окружением.

Лично придерживаюсь несколько других воззрений: положение Воли -- это сила внутренней связи со своим предназначением, соотношение локальных интересов и глобальной миссии, ради которой человек и родился. У 1В эта связь настолько сильна, что если он и захочет вдруг свернуть со своего пути, его просто по жизни потащит волоком в нужном направлении, т.е. однозначный перевес глобального. У 2В есть некий внутренний баланс между локальным и глобальным, причем управляемый. У 3В есть ощущение этой глобальной миссии, но этого ощущения часто оказывается недостаточно, чтобы преодолеть влияние локального. И, наконец, у 4В большую часть времени преобладает локальное, а глобальное просыпается очень редко (но если это случается, то по целеустремленности 4В не уступит и 1В).  Соответственно, у ФЛВЭ, о котором вы писали выше, желаний может быть много, и вполне осознанных, но они будут именно локальны, не связаны с его глобальной миссией.
А на некоторых сайтах (особенно сайте 24типа) такой бред пишут иногда, что просто за голову хвататься хочется.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

willowtree, огромное спасибо, очень интересно 229661756

willowtree пишет:

Несомненно, что эти  мелкие недоразумения весьма способствуют  взаимной
неприязни разных культурных групп. Человек, неправильно понявший --  как это
описано выше -- социальные  жесты представителей другой  культуры, чувствует
себя предательски обманутым и оскорбленным. Уже простая неспособность понять
выразительные жесты  и ритуалы другой культуры возбуждает  такое недоверие и
страх, что это легко может привести к открытой агрессии.

willowtree пишет:

Правильно и закономерно, что мы  считаем "хорошими"  те обычаи, которым
научили нас родители; что мы свято храним социальные ритуалы, переданные нам
традицией нашей культуры. Но мы должны, со  всей силой своего ответственного
разума,  подавлять  нашу  естественную  склонность относиться  к  социальным
нормам  и  ритуалам  других  культур  как  к неполноценным.

То же самое, что происходит в соционике между приверженцами разных школ! big_smile
Надо почитать Лоренца %)

ЭИИ, ЭЛВФ, НБПВ

9

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

Maggie, привет!
Наука - классно. Я из страсти к учебе на сайте coursera прописалась.
А в психологию меня тянет со страшной силой всю жизь. Наверно, больную Э подлечить (хотя по Афанасьеву там самое место 3В, но он же догматик, человек предубежденный). Причем перед формальным образованием в самоизучении есть преимущество: читаю что хочу и когда хочу. но системы и руководства нет..
Сейчас читаю Энрайта про гештальт. классная штука: фактически буддийские и йоговские представления для западных чайников.


Коридор, рада, что пригодилось и тоже что-то напоминает.

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

10

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

4X_Pro, мне очень понравилось это объяснение Воль: конкретное и не оставляющее места для мистической царственности, тотальной язвы и т.п.
По этому объяснению вполне понятен ангст 3В: зависимость от окружения действительно мучительна. Понятен покой и способность подстраиваться, не теряя себя, у 2В (впрочем, как и у Лоренца).

Согласна и про влияние стереотипов в моем случае. )))Значит, таких, как я, много, раз есть стереотип. Путать Волю с умом, хе-хе. Быть "волевым" умно :Р
Ну и Афанасьев бы добавил, что там я сама охарактеризовала связку своих высоких В и Л, и низких Э и Ф.
Я правильно поняла то примечание? А то есть тенденция перескакивать на смежные темы.

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

11

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

willowtree, отвечу со своей позиции.
Проблема 3В - стремление к "свободе манёвра" + нежелание брать ответственность.
Если 4В нормально подчиняется правилам или решению лидера, то тройка часто чует, а объяснить\довести до конца не может (Я-Ты-).
Желания рулить другими особо нет, но хочется чтобы мной никто не рулил, а если рулил то мягко. Не лидер, не ведомый, а скорее индивидуал.

ЛИИ (Робеспьер), ЛЭВФ, Белый Единорог, ВБПН

12

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

a_shulga пишет:

Не лидер, не ведомый, а скорее индивидуал.

Думаю, тут уже другие типологии влияют. Например, у меня (хоть мы с вами и двойные тождики) определенное стремление есть к лидерству чисто идеологического характера, если так можно выразиться, то есть указанию того, куда идти, во имя чего и какой путь туда является достойным. Но вот к организации самого процесса движения никакого интереса нет, а кроме того, бороться за такое лидерство я никогда не буду.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

13 (изменено: willowtree, 2012-12-16 13:37:16)

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

"не хочется чтобы мной никто не рулил, а если рулил то мягко" - думаю, это про многих. тут можно глубже копать: есть ли какие-то вопросы, по которым ты не дашь порулить никому, никогда? или смысл фразы был в том, что действительно тяжело быть ответственным, проще с кем-то? а уважительное отношение все любят... (мне не очень верится в суперпокладистость 4В. я, конечно, таких людей видела, но все равно не верится.)

есть еще такая интересная вещь, как манеры 2В: мне кажется, многие из нас воспитаны с пониманием, что это правильно и хотя бы казаться таким хорошо. а вот многие индийцы, пакистанцы и другие азиаты - поразительно сырой и яркий пример 3В - которая не сознает, что самоутверждаться за счет другого неприлично, по крайней мере, не в "хорошем обществе". Они так чудовищно кичатся, а перед кем-то "важным" так чудовищно стелятся. а это всего лишь воспитание, часть культуры, наши 3В ведь не такие, да? ведь если исходить из постулата про зависимость от среды, то 3В очень старательно подмечает, что принято, и старается соответствовать. шок может быть, когда ты с таким друганом попадаешь в другую среду...
вот та же 1В. в нашей культуре про нее много хорошего сказано, в простом народе - наоборот, у ближнего это самый страшный дефект, но все равно человек растет с ощущением, что это он правильный. а вот где-нибудь в Индии и др, где "всяк сверчок знай свой шесток" - я уверена, что местный изобретатель психософии именно эту Волю назвал бы язвой. а как христиане-то по ней топчутся? смертный грех.


Еще давно хотелось сказать про этот форум, что тут нет "дедовщины" и замеров писюнов, по крайней мере, не на входе...
на одном "проф" переводческом форуме с настоящей атмосферой 3В недавно потерли мои сообщения, а до этого бескомпромиссно поливали мои взгляды, новичка, как некий смертный грех (по-видимому, ядом). Ты видишь умных людей, пытаешься заговорить с ними на равных - ан нет. Ты блин кто? Так что доминантная ВОля (и 3, и 1), имеющая реальную власть, - это капец полный. Лучше за собой такое знать и над этим работать. Тогда не все так безнадежно, наверно?
Хе, год назад было то же на ресурсах Типолога. Но с другой стороны, кто он такой? Кому он мешает заниматься соционикой по собственному усмотрению? А вот тотальная 3В в издательских кругах - это ппц. Ты просто не сможешь там работать. 1) тебя не возьмут, ты никто, 2) если вдруг тебя возьмут - цени это, ты среди избранных и за малейшее несоответствие тебя посчитают человеком с дурным вкусом, бездарностью, а за упорство в этом несоответствии вааще не поймут. Так шо неудивительно, что из нашей страны независимые куда-то линяют.

Интересно, 3В проще закрепиться в таком статусном коллективе?

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

14

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

4X_Pro, видимо есть ещё лидерство логическое. Как там у Пелевина - кто рулит дискурсом?
А так - уже разность линеечных стратегий. Там где Рациональный Гарпий поймёт как правильно, сформулирует и может быть расскажет другим, то Единороги скорее будут "учить примером". Я делаю так и получаю хороший результат, посмотри - может быть тебе тоже понравится.

ЛИИ (Робеспьер), ЛЭВФ, Белый Единорог, ВБПН

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

willowtree пишет:

Я из страсти к учебе на сайте coursera прописалась.

Ахаха))) Я тоже!  lol
Только домашку редко успеваю делать, но на лекции хожу.)))
Кстати,  а ты не знаешь - если еще подобные сайты? А то мне хотелось бы какие-нибудь другие курсы еще... roll

willowtree пишет:

А в психологию меня тянет со страшной силой всю жизь. Наверно, больную Э подлечить (хотя по Афанасьеву там самое место 3В, но он же догматик, человек предубежденный). Причем перед формальным образованием в самоизучении есть преимущество: читаю что хочу и когда хочу. но системы и руководства нет...

Ну, я вот тоже сначала потянуло.. скорее всего из-за 3В - типа в себе такой сложной и противоречивой разобраться)), потом мне казалось, что мне нравится копаться в людях и вообщи люди)). Оказалось, что все это фигня.)) От 3В знание психологии не вылечит, а люди мне интересны только на уровне нейронных процессов. lol

willowtree пишет:

Сейчас читаю Энрайта про гештальт. классная штука: фактически буддийские и йоговские представления для западных чайников.

Гештальт да, ничего так. А главное - просто. big_smile

Make science, not war.

16

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

я тут еще всей мордой лица ударилась об ограничение любой философии и психологии: это всего лишь гребаная версия, а не окончательная правда. можно через себя пропускать ее сколько угодно, выстраивать свою жизнь по ней - а как-то проснуться и понять, тчо ж***-то у тебя и голая, надо прикрыть - другой версией. и по новой.

я радуюсь, когда нахожу сходимость в несмежных дисциплинах так сказать (как следует из этой темы). это как будто говорит, что это истина. как будто.
а несходимость ваще бесит.

а какие курсы ты проходила? я ModPo прошла, как отличница, с сертификатом даже. а больше нет времени. и идет Астрономия и Think Again без меня.... :'(
надо бросить подработку.
точно 2Л - вечный студент.
других таких сайтов пока не знаю.

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

я тут еще всей мордой лица ударилась об ограничение любой философии и психологии: это всего лишь гребаная версия, а не окончательная правда. можно через себя пропускать ее сколько угодно, выстраивать свою жизнь по ней - а как-то проснуться и понять, тчо ж***-то у тебя и голая, надо прикрыть - другой версией. и по новой.

Именно! Поэтому я считаю, что выстривать свою жизнь, ориентируясь на какую-то одну такую версию не стоит. Это ужасно неправильно ограничени себя. Ну имхо, конечно.  smile

а какие курсы ты проходила?

с сертификатом и тоже типа отличница у меня мат.статистика)) было жутко интересно, как эту муть американцы преподают - оказалось, что на удивление доступнее)) врочем, не особо и удивительно. big_smile 

Еще drugs and the brain, bioelectricity, experimental genome science, на инженераные курсы еще подкючилась - короче, все по моим специальностям, в основном.  smile

надо бросить подработку.

Блин, да... У меня основная работа, подработка, потому что на основной работе мало платят)), официальная учебы плюс еще эти курсы... lol

точно 2Л - вечный студент.

Вот-вот! Надо мной уже все ржут)), а я на счет 3-й вышки подумываю.)) lol

Make science, not war.

18

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

willowtree пишет:

наши 3В ведь не такие, да

Сложный вопрос. Внешне -- может и не такие, но происходит это как раз из-за того, что принятое в нашей культуре общение предполагает сдержанность, и крайности вызывают неодобрение. Если бы это было иначе, то 3В и там и там ничем бы не отличались, так как внутренние мотивы одинаковы.

willowtree пишет:

Интересно, 3В проще закрепиться в таком статусном коллективе?

Думаю,  то, насколько легко закрепиться, зависит больше от соционической этики (и отчасти интуиции), чем от положения Воли. От Воли больше будет зависеть, насколько человеку важно войти в этот коллектив, и чего он хочет от этого вхождения.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

19

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

Maggie Burroughs пишет:

Кстати,  а ты не знаешь - если еще подобные сайты? А то мне хотелось бы какие-нибудь другие курсы еще...

Еще есть INTUIT.RU, но он более специализированный: в основном, разные компьютерные курсы и немного математики.
P.S. Завидую вашей потребности учиться! У меня в последнее время как-то не хватает внутренней собранности для того, чтобы делать это более-менее систематизировано.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

20

Re: Примеры различных типов Воль в психологической литературе

oh, Maggie, как же ты все успеваешь?)))
думаю, это отличный шанс - получить доп. инфо по тем же курсам, что проходишь в универе. мне наше преподавание литературы показалось более глубоким - но и более кастовым, зашоренным. было очень интересно познакомиться с тем, что "там" считают поэзией и насколько демократично позволяют новичкам понимать это.

в точных науках -  наверное, в систему лучше увязано или упражнения по типу drilling? (не ннаю)

похоже, не быть мне психологом... ведь правда нужно верить, что ты что-то понимаешь лучше "больного", а у меня больше вопросов... я даже сравнила различные психологические школы с офиц. религиями и сектами (ты должна верить в эту версию).
а как же жить без психологии? меня ребенок взбесил - я сразу за книжку. и т.д.
это. наверно, счастье - жить без рефлексии. даже бомжом.

Драйзер, ВЛЭФ или ЭЛФВ
или таки Гамлет-ВЛФЭ...