Тема: Покер по Берну
Небольшая типология от той же knjazna, которая придумала "кроме людей". Рабочий уровень типологии -- третий (стратегии/способности), есть влияние на второй. Интертипных отношений нет, типология динамическая, всего уровней -- четыре.
Суть типологии состоит в следующем: существуют четыре стратегии, по которым человек что-то делает и по которым он ожидает и оценивает результат, каждая из которых соответствует определенному сочетанию позиции Я и Ты (т.е. Я+Ты+, Я-Ты-, Я+Ты- или Я-Ты+) по Берну. Эти четыре стратегии knjazna проассоциировала с карточными мастями:
Трефы -- Жертва (Я-Ты+). Такой игрок не рассчитывает на собственные ресурсы, а ожидает того, чтобы его пожалели, поддержали, помогли, посочувствовали.
Пики -- Злодей (Я+Ты-). Позиция: "все плохо, но я знаю, как делать правильно, и заставлю вас это сделать, а если не получится, жестоко отомщу". Иными словами, важно, чтобы с ним посчитались, его мнение учли.
Бубны -- Борец (Я-Ты-). Эту стратегию можно охарактеризовать так: в целом все плохо, но если приложить определенные усилия, то можно выбить из мира хоть что-то хорошее. Т.е. основная задача -- отвоевать что-то у мира.
Черви -- Победитель (Я+Ты+). Даже если ситуация не совсем устраивает, все равно в ней есть что-то хорошее, от чего можно получать удовольствие.
Подробнее почитать можно тут:
http://knjazna.livejournal.com/295977.html
http://knjazna.livejournal.com/296617.html
http://knjazna.livejournal.com/297113.html
Как правило, у каждого человека в разной степени развито умение использовать каждую из стратегий, иными словами, играть каждой из мастей (отсюда и название типологии). Кроме того, в любой деятельности удовлетворение человек испытает только тогда, когда получит из окружающего мира именно тот результат, на который он рассчитывал. Т.е. Жертва удовлетворится только тогда, когда получит трефовый результат, т.е. для него сделает что-то кто-то внешний, а собственные достижения, какими бы замечательными они ни были, для него не важны. Злодей будет доволен только тогда, когда заставил кого-то считаться или действовать в соответствии с его указаниями (и не важно, был ли в этих действия какой-то реальный смысл или нет). Борец не сможет оценить то, что далось ему без усилий. Победитель в этом плане более универсален. Если же давать человеку ту масть, которой он играть не умеет, то он просто будет игнорировать предлагаемое, не воспринимая его как что-то ценное или важное.
От себя добавлю, что разные стратегии по-разному оцениваются обществом. В частности, наиболее негативно оценивается Жертва (часто приводится в качестве примера типичного неудачника, и существует масса [s]макулатуры/s] психологической литературы, направленной на борьбу с этой стратегией), а наиболее позитивно -- Борец (которого часто приводят в качестве образца успешного человека). А Победителя общество просто не понимает, точнее, рассматривает это состояние только как некую недостижимую цель, к которой должен стремиться борец.
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!