Тема: Краткое изложение методики типирования по Психе-йоге
Теоретические основы
Данная статья посвящена краткому изложению методики типирования по Психе-йоге (далее – ПЙ), для которой в качестве теоретической основы была взята 16-компоненетная модель, изложенная в статье 4X_Pro «16-компонентная модель психе-йоги» (отсюда: http://typologies.ru/psycheyoga/16components.htm ).
В соответствии с этой моделью, каждый аспект в ПЙ имеет 4 компонента оценки своих проявлений:
«оценка по достижению цели/результата (G)
оценка по изменению приближения к цели/результату (s)
оценка по изменению ресурсов (у Мика это называлось градиентом по ресурсам) (m)
оценка по ресурсам ( r )
При этом каждая из функций эффективно воспринимает только два из четырех компонентов. Остальные два остаются для нее «слепым пятном», и производить оценку своего проявления по этим компонентам функция не может или делает это неадекватно. Эффективно воспринимаемые компоненты у функций распределяются следующим образом:
первая — G и m
вторая — s и R
третья — s и m
четвертая — G и R. » (см. статью «16-компонентная модель психе-йоги»)
В виде таблицы это можно представить таким образом:
Теория компонентов дает исчерпывающий список параметров, по которым можно определить положение функции в ПЙ-модели: она позволяет определить место по свойствам, которые отличают одну функцию от другой, и каждое свойство выделяется монополярно: есть/нет. При таком подходе проводить типирования может обладатель любого ПЙ-типа, потому что его собственный тип не оказывает влияния на полученные результаты (так как оценка происходит по объективным критериям, а не на уровне личных ощущений и образов).
Те параметры, которыми ранее пользовались для определения положения функции, полностью определяются 16-компонентной модель.
В частности:
- процесс – компонент s / результат – компонент G;
- доминирование – компонент m / подстройка – компонент R;
- Вы+ - компонент R / Вы- - компонент m (Я+ - высокая энергоемкость функции, Я- - низкая энергоемкость).
Кроме того, данная модель включает и те параметры, которые не были учтены в предыдущих исследованиях.
Более подробное изложение семантики аспектов:
G - область стратегических целей
- постановка внешних целей (затрагивающих при достижении внешний мир);
- оценка внешних ресурсов (тех, которые находятся в материальном мире, и не являются неотъемлемой частью самого оценивающего);
- виденье законченных внешних результатов.
s - область тактических задач
- виденье внешних процессов, тенденций к желательным или нежелательным изменениям;
- существующие возможности в данный конкретный момент времени;
- выбор между этими возможностями и восприятие краткосрочной обратной связи от сделанного выбора, в том числе и в виде восприятия оценок (критики) других людей;
- отсутствием завершенности, оценивается не столько дело в целом, сколько сиюминутное состояние, текущий момент (отличие от G).
m - область мотивации
- мотивация, побуждающая к каким-либо внешним действиям;
- чувство удовлетворения от сделанного, выработка критерия завершения деятельности;
- оценка себя относительно других людей и текущего состояния внутренних ресурсов
R - область самооценки и оценки внутренних ресурсов
- оценка собственных сил, способностей и возможностей
- наличие внутренних ресурсов в долгосрочной перспективе;
- внутренняя оценка качества сделанной работы.
Как данная семантика выделяется типировщиком в процессе анализа текста, будет описано далее.
Особенности методики
Материалом для анализа является речь типируемого, потому что в ней наиболее полно и точно выражается его восприятие. Типирование по поведению и внешности не является правильным, поскольку внешность и поведение не могут в достаточной мере отражать внутренние оценки типируемого, его восприятие. Попытки делать предположения о мотивах поступков человека, не видя ситуацию изнутри, приводят к неверному толкованию мотивов типируемого и подгонке выводов под версию.
В данной методике не используются описательные признаки и «образы типов», не имеющие шкалы измерения (характерное поведение, определенные взгляды на жизнь, вкусы и т.д.), потому что описания включают личные особенности и не имеют инструмента отделения личного опыта от модели.
Также методика не использует совмещение нескольких моделей (с соционикой, например), и в целом не прибегает к помощи других теорий для определения типа.
Процесс типирования
Где бы ни проходило типирование (на форуме, в сообществе в дневниках или социальных сетях и т.д.), алгоритм проведения типирования остается одинаковым:
- типируемый заполняет анкету и, по желанию, пишет сочинения и выкладывает в отдельной теме (источником информации для типирования могут быть и другие источники – интервью, переписка, сообщения на форумах и в блогах и т.д., но анкета в большинстве случаев дает максимум информации, необходимой для типирования); также он может по желанию предоставить фотографии (последние нужны не для типирования по ним, а для размещения в фотогалерее ПЙ-типов);
- типировщик выдвигает гипотезу типа и проверяет ее при помощи дополнительных вопросов, которые направлены на то, чтобы подтвердить наличие или отсутствие тех или иных компонентов; если гипотеза не подтверждается ответами, то типировщик проверяет следующую гипотезу (возможно и отслеживание нескольких гипотез одновременно);
- после завершения анализа типировщик выкладывает в типировочной теме протокол типирования и отвечает на вопросы типируемого по этому протоколу, если они имеются;
- в дальнейшем, если есть такая возможность и желание обеих сторон, типировщик проверяет правильность своих выводов наблюдениями за типируемым в свободном общении.
Типировочные вопросы и задания
Вопросы типировочной анкеты нацелены на обнаружение наличия/отсутствия компонентов, и составлены таким образом, чтобы при сравнительно небольшом объеме текста можно было получить максимум необходимой для типирования информации. Все вопросы (как анкетные, так и типировочные) задаются на понятном типируемому языке (без специальных терминов, жаргона и т.д.) и не должны быть двусмысленными.
Вопросы анкеты носят преимущественно обобщенный характер, давая возможность типируемому свободно рассуждать, и не подталкивая его к определенным выводам (и, тем более, ничего не подсказывая и не навязывая ему). Именно в ответах на обобщенные вопросы типируемому легче демонстрировать ход своих рассуждений и свои ценности. Более конкретные вопросы задаются в качестве дополнительных, для прояснения каких-то спорных моментов. Но какими бы ни были вопросы по степени обобщенности, они всегда нацелены на выявление определенных параметров.
Количество вопросов не ограничено, они задаются до тех пор, пока полученной информации не будет достаточно для анализа (каждый фрагмент ответа типируемого, вызывающий сомнения у типировщика, уточняется дополнительными вопросами и/или примерами, чтобы не допустить додумывания за типируемого). Но если вопросы составлены грамотно (а типируемый отвечает развернуто и с примерами, что является обязательным условием успешного типирования), то их количество не будет слишком большим. Не используются вопросы, направленные на выявление личного опыта («Умеете ли Вы…», «Как Вы поступаете, если…» и т.д.), потому что они не дают информации об особенностях восприятия типируемого, а также вопросы, в ответ на которые типируемый может выдать «общие фразы» или какие-то почерпнутые из книг знания. Не анализируются также философские представления и идеалы (потому что, если можно так выразиться, они отражают скорее «Я идеальное», чем «Я реальное»).
Важной частью ответов являются примеры, которые помогают типировщику увидеть ход мыслей типируемого «на деле», а также оценить степень честности ответов на вопросы (типируемые не всегда бывают честны даже сами перед собой).
Отдельной формой ответа является сочинение. Для сочинений существует две достаточно обобщенные темы: «О чем я мечтаю» и «Что было бы для меня самым страшным кошмаром». При написании сочинений типируемому предоставляется максимальная свобода – он сам определяет по внутренним ощущениям, что ему дает наибольшую радость, а что пугает. Сочинения помогают определить наиболее важные для типируемого сферы (обычно это сферы высоких функций либо функций, содержащих компонент m – мотивацию). А также самооценку по различным аспектам.
Анкета для типирования:
ВОЛЯ
1. Постарайтесь вспомнить те основные цели, которые Вы ставили себе в жизни, назовите их.
2. Почему Вам были важны эти цели?
3. Как Вы оценивали свои шансы на достижение успеха до начала движения к выбранной цели и в его процессе? Бывали ли ошибки в оценках?
4. Как Вы определяли, что движетесь в нужном направлении, что Ваши действия приближают Вас к результату? Какое значение в оценке результатов имело мнение других людей?
5. Что являлось для Вас достаточной мотивацией для движения вперед?
6. Какие из достигнутых успехов доставляли Вам наибольшее удовольствие и почему?
7. Какие неудачи, разочарования доставляли наибольшие страдания, более всего запомнились? Почему именно они?
ФИЗИКА
1. Что Вы считаете комфортом и телесным удовольствием? Важны ли они для Вас? Может ли физический труд быть удовольствием? Если да, то какой именно?
2. Насколько для Вас важен достаток (и что вы считаете достатком)? Что он мог бы дать Вам?
3. Есть ли у Вас определенная мера достатка и физического удовольствия (то есть, есть ли такой уровень, который вы считаете достаточным)? Если да, то какая она?
4. Как Вы создаете себе достаточные, на ваш взгляд, жизненные условия? Есть ли у Вас стремления эти условия совершенствовать? Если да, то как вы это делаете?
5. Что может Вас мотивировать увеличивать свой достаток?
6. Насколько важно для Вас, чтобы окружающим людям было комфортно и приятно? Что Вы делаете для того, чтобы обеспечить им такие условия?
ЛОГИКА
1. Нравится ли Вам участвовать в различных дискуссиях, обсуждениях? Почему?
2. Какие вопросы Вам интереснее всего обсуждать? Над какими интересней размышлять в одиночестве? Почему?
3. Что Вам более свойственно - приходить к определенным умозаключениям в процессе диалога с другими людьми или в процессе размышлений? Приведите примеры того и другого.
4. Что в Вашем случае является наибольшим мотивом для занятий интеллектуальной деятельностью? Интересны ли интеллектуальные занятия сами по себе? Почему?
5. Какова Ваша внутренняя реакция, когда обстоятельства или люди показывают Вам возможную ошибочность тех или иных Ваших представлений? Что Вы предпринимаете в таком случае?
6. Склонны ли Вы к импровизации (поиску ответов в процессе разговора, без подготовки) во время диалогов - обсуждений тех или иных вопросов? Легко ли это Вам дается? Интересно ли? Часто ли вступаете в такого рода разговоры?
7. Хочется ли вам делиться с окружающими своими научными изысканиями, взглядами, идеями, размышлениями на различные темы? Почему? Бывает ли такое, что Вам страшно высказать свое мнение или ответить перед аудиторией? Если да, то почему?
8. Как Вы воспринимаете ситуацию, когда Ваши взгляды, представления поддаются критике? Как реагируете? Насколько Вам комфортно общаться с людьми, чьи взгляды не совпадают с Вашими?
ЭМОЦИЯ
1. Расскажите, чем для Вас, Вашей жизни является мир эмоций и чувств, насколько он важен и почему.
2. Насколько Вам интересны эмоции, чувства других людей? Почему?
3. Как Вы понимаете фразу "эмоциональное взаимодействие"? Насколько Вам свойственно это? Часто ли возникает потребность в эмоциональном взаимодействии? В каких ситуациях?
4. Насколько легко для Вас оказывать эмоциональную поддержку другим людям (желателен пример) и нуждаетесь ли Вы сами в ней?
5. Считаете ли Вы, что Ваш внутренний мир богат эмоциями? Почему? Насколько естественно для Вас нести эти внутренние эмоции во внешний мир, выражать? Бывают ли сложности в этом?
6. Насколько Вам свойственно эмоционально реагировать на происходящее вокруг? Как выражаются эти реакции? Какие жизненные явления вызывают у Вас наиболее сильные эмоции?
7. Какая эмоциональная атмосфера для Вас является наиболее комфортной и почему? Насколько она важна для Вас?
Индикаторы
В процессе анализа типировщик выделяет в текстах типируемого смысловые речевые признаки, которые указывают на наличие/отсутствие того или иного компонента. Для обозначения таких признаков используется слово «индикатор», которое в аналогичном значении используется в соционике.
Индикатор – это указатель, позволяющий идентифицировать функцию в модели типа.
В результате анализа материалов был составлен приведенный ниже список индикаторов.
Следует понимать, что при анализе текста нужно избегать механического подсчета фраз, нужно помнить, что многие индикаторы не однозначны и выбор правильного значения зависит от сопоставления многих выявленных индикаторов, необходимо видеть картину в целом.