Тема: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Собственно, я думаю, суть вопроса из названия темы понятна))

Ваше мнение по поводу противостояния целей научного поиска, научного прогресса и морально-этических принципов, общечеловеческих гуманистических ценностей. Когда оправдано пожертвовать одним ради другого? Чем именно? Оправдано ли вообще?
Например, эксперименты, если они не вполне гуманны - имеют ли они право на существование, если доподлинно известно, что они принесут в будущем пользу всему человечеству?
Может ли быть оправдано наукой нарушение каких-либо моральных принципов?

Ну, и ещё, чтобы не плодить тем, тут же несколько иной ракурс вопроса. А что насчёт законов? Может ли научный поиск оправдать нарушение законов и правил?

Вообще, как вы считаете, есть ли грань, за которой научные достижения уже не оправдывают себя, какую бы пользу они человечеству ни несли? И на что вообще следует быть готовым научному исследователю, если он хочет добиться серьёзных результатов в своих исследованиях? (Допустим, имеется в виду такая научная деятельность, где этот вопрос стоит).

ЭИЭ - ВЭЛФ - БВПН
<- And they have a Plan ->
~ Думаю о галактиках ~

2

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Я считаю, что наука в любом случае должна идти вперед. Я, например, всегда была не против, чтобы эксперименты ставили на тех, кто посмертно осужден за ужасные преступления.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь одному делу, постоянно кидала его в разные концы страны.

ИЛИ/ЛИЭ, ЛЭВФ, 3678, БВНП, Тень, Исида

3

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

О, сложный вопрос... Я довольно часто им задаюсь, но найти ответ - не так просто. Если он вообще есть - такой ответ, который удовлетворил бы все стороны (что практически невозможно впринципе). С одной стороны - я считаю крайне важным чтобы наука развивалась. Но это почти невозможно без вещей, которые выходят за пределы моральных норм.
Согласна с НН, наука обязана идти вперёд. А как обойти морально-этические нормы, точнее - сделать так, чтобы в процессе исследований причинялся минимальный вред (иначе ведь - если вред перейдёт критическую черту, общество просто не даст такой науке идти дальше), это уже вопрос третий. Думаю, ради прогресса что-то можно придумать, например:

HH пишет:

Я, например, всегда была не против, чтобы эксперименты ставили на тех, кто посмертно осужден за ужасные преступления.

Я за! )))

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

4

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Устраняюсь от решения таких вопросов, так как я не ученый и не могу судить о перспективах науки и о том, что несут те или иные открытия. Что касается методов, у меня тут простое отношение, характерное для самых заурядных людей - если я кого-то люблю, то мне не хочется, чтобы на них производились опыты (например, мне даже представлять не хочется причинение вреда котикам), а если на кого-то пофиг, то совершенно безразлично, что с ними будут делать, и пусть даже общество молится на них.

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА

5 (изменено: Штука, 2014-09-06 16:39:21)

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Миэль пишет:

Когда оправдано пожертвовать одним ради другого? Чем именно? Оправдано ли вообще?

Как вариант - во время страшной эпидемии, когда есть хоть малейшая угроза вымирания человечества, вполе нормально и оправдано будет проводить испытания нового, разрабатываемого лекарства на людях.

Миэль пишет:

Ну, и ещё, чтобы не плодить тем, тут же несколько иной ракурс вопроса. А что насчёт законов? Может ли научный поиск оправдать нарушение законов и правил?

Смотря каких законов и каких правил. Если законы формальные, или те, которые не защищают человеческую жизнь, то их можно и нужно нарушать ради научного прогресса. Если нарушение какого-то закона ставит под угрозу жизнь людей - то к этому добавляется морально-этическая составляющая.
Думаю, что ради научно-технического прогресса нужно ставить опыты на животных. Понимаю, что Общество защиты животных будет против, но - а как тогда разрабатывать лекарства, например, которые призваны лечить людей от тяжёлых болезней? В любом случае - чем-то нужно жертвовать. Иначе - не будет в мире прогресса. Это неизбежный факт. А вот чем именно жертововать - это зависит от множества факторов. Скажем так - жертва оправдана - то есть благодаря смерти одного человека появляется возможность спасти тысячи. Но кто говорит, что жертвовать нужно именно первым попавшимся? Это могут быть преступники, смертельно больные... Да в конце концов - сами учёные неоднократно ставят опыты на самих себе.

Миэль пишет:

Вообще, как вы считаете, есть ли грань, за которой научные достижения уже не оправдывают себя, какую бы пользу они человечеству ни несли?

Думаю, что грань проходит там, где количество умерших и покалеченных в следствии экспериментов превышает процент "полезности" изобретения. Т. е. - кому оно нужно, если в процессе исследований этого безусловно полезного изобретения погибнет более половины населения планеты? (ну или всё население - тогда кто будет им пользоваться?) Исключение - как в примере с эпидемией, если всему человечеству и так суждено погибнуть от болезни, то если лекарство спасёт хоть 1000 человек (или другое количество, достаточное для восстановление человека, как вида), то если при испытаниях его погибнут десятки тысяч - это будет оправданно. Но это - крайний случай.
Ещё, мне кажется нельзя проводить эксперименты со временем. Это уже фантастика пошла, но с изобретением, например, машины времени, люди смогут возвращаться в прошлое, что-то менять - а это может негативно сказаться на настоящем (см. фильм "Эффект бабочки", например). Но эта область науки пока ещё не изучена и нет 100% достоверных научных подтверждений того, как выглядит вмешательство во временной процесс, и какие последствия оно принесёт. Т. е. - гипотез масса, но все они отностся к научной фантастике. ))) В реале, я думаю, все намного сложнее, а те кусочки информации об этом явлении, которые мы можем почерпнуть из худ. литературы - упрощённые примеры того, как тот или иной писатель видит проблему перемещения во времени.

Миэль пишет:

И на что вообще следует быть готовым научному исследователю, если он хочет добиться серьёзных результатов в своих исследованиях? (Допустим, имеется в виду такая научная деятельность, где этот вопрос стоит).

На всё ))) Начиная от того, что его исследования не примут коллеги, раскритикуют и "перекроют кислород" и заканчивая полной свободой действий (если например, государство сочло исследования интересными и дало учёному полную свободу действий, включая и возможность опытов над живыми людьми). В такой ситуации всё будет зависеть от самого исследователя - насколько его личная мораль позволит ему делеко зайти. Хотя - опять же - если исследование важно для дальнейшего развития (или спасения) человечества, то приоритет будет отдаваться самому исследованию, а способы - как сделать так, чтобы соблюдались хоть какие-то моральные нормы - я думаю, найдуться. Конечно - если учёный сочтёт совершенно аморальным опыты над заключёнными или смертельно больными (при условии, что опыты на людях являются обязательным - нет, даже решающим этапом его разработок) - то ему останется или эксперементировать на самом себе, или заморозить исследования. Потому я и говорю - что зависит от самого исследователя и тех моральных рамок, в которых он находится. В любом случае - наступает момент, когда эти рамки приходится отбрасывать, так как ради научного прогресса чаще всего требуется чем-то жертвовать. Так устроен наш мир!

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

6

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Миэль пишет:

Например, эксперименты, если они не вполне гуманны - имеют ли они право на существование, если доподлинно известно, что они принесут в будущем пользу всему человечеству?

Если подопытный сам лично готов на такое идти (он в здравом уме и сознании понимает на что идет), то, я думаю, вполне могут существовать такие эксперименты. Главное, чтобы это было добровольно и от человека не скрывали всех возможных последствий. Другое дело, что последствия могут быть совершенно непредсказуемыми, но жизнь никаких гарантий не дает, потому такова судьба. 
На счет опытов над животными, тут, конечно, спорный вопрос. Если животным причиняют боль и страдания, то такое, думаю, не допустимо.

Миэль пишет:

Может ли быть оправдано наукой нарушение каких-либо моральных принципов?

А о каких моральных принципах вообще идет речь? Я считаю, в науке должно быть практически все открыто и официально, чтобы подопытные понимали на что идут, чтобы видели все протекающие процессы эксперимента, чтобы во время эксперимента ученые, врачи и т.д. все создали для того, чтобы по окончанию эксперимента могли оказать самую посильную помощь любого плана... Вообще жизнь человека это большая ценность... потому я не думаю, что вообще любых желающих можно пускать на эксперименты. К примеру, зачем здоровому человеку идти на непонятно что? Есть экспериментальные больницы, где пробуют новые препараты на больных с тяжелыми и редкими болезнями.

Миэль пишет:

А что насчёт законов? Может ли научный поиск оправдать нарушение законов и правил?

Смотря о каких законах и правилах речь. Например, я считаю недопустимым насильно над кем-то проводить опыты... или еще каким-то обманным путем проводить эксперименты.

ЭСЭ (Гюго), ЛВЭФ, ВПНБ, Гэльвин, СВП: звуковой+анальный+зрительный вектора
Спасибо сказали: Viento1

7 (изменено: Штука, 2014-09-07 12:04:28)

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Прочтя ответы Зоры и Sevilia, я почувствовала себя бездушным сухарём! biggrin1
И я не могу не согласиться с такой точкой зрения, так как именно такое отношение людей к научному прогрессу - с позиции морально этических норм, в некоторых ситуация не позволяет науке заходить слишком далеко (имеется ввиду - крайние ситуации, если обобщить - когда именно человеческая мораль сдерживает прогресс от недопустимых крайностей, вроде массовой гибели населения во имя доказательства какой-то несущественной, не несущей особой пользы человечеству  научной гипотезы).
Но с точки зрения глобальности - приходится идти на жертвы, а мораль человеческая - скорее как вспомогательный "фильтр", помогающий избирательно, точнее - с умом подходить к выбору "жертвы", с точки зрения причинения наименьшего зла.
Кстати - я в своём предидущем посте сознательно не упомянула о добровольцах, ибо никто не может гарантировать добровольцу отсутсвия последствий. Причём - от просто тяжёлых, до летальных, даже при полной открытости эксперимента. И не всегда человек, отдающий себя в руки, полностью - до конца осознаёт все эти последствия. Иногда ведь идут за деньги, которые очень нужны - а на то, что будет дальше смотрят сквозь пальцы, "авось пронесёт". А если - не пронесёт? Пусть человек подписал все возможные соглашения, ограждающие учёных от уголовной ответственности в случае чего, никто не даст гарнтии, что чел полностью у себя в голове осознал суть ситуации, на которую себя "обрекает", степень ответственности. Потому я и считаю, что правильнее эксперементировать или на тех, кто тяжело болен или на зеках, в идеале - приговорённых к смертной казни, то есть - на тех, кто в любом случае уже не жилец.

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

8

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Кстати - вот сейчас например. В мире вспышка Эболы. Об вымирании человечества, конечно, речь никоим образом не идёт. Но - это самая серъёзная вспышка этого заболевания с момента его открытия. Болезнь со 100% летальным исходом - короче, штука не из приятных. Так вот - в мире быстренько разработали эксперементальную вакцину и я не знаю, проверялась ли она на животных, но - насколько мне известно, её сразу начали проверять на людях, уже больных Эболой. Вот как раз пример ситуации, где последствия действия эксперементального лекарства на организм точно не известны, но необходимы, так как больные всё равно обречены, если их не лечить. Но в данном случае - не нарушается никакая морально этическая составляющая. То есть - противостояние не всегда будет иметь место, вот как в данном случае. В процессе изыскания средства борьбы с Эболой моральные нормы нарушены не были )))
Зато - они были задеты в немного другой ситуации. Когда людей, живущих в той части Африки, откуда болезнь начала распространяться, пытались изолировать, не зависимо - больны они или нет, но - как потенциально опасных. Я видела сюжет в новостях, как народ пытается прорваться, а вооружённая охрана едва-ли не начала их расстреливать. А там были обычные люди - женщины, дети, старики. Скорее всего - здоровые. Но - если учесть заразность болезни, даже если среди них есть 1 больной на 100 здоровых, значит эти 100 здоровых могут быть уже носителями вируса, находящегося у них в процесе инкубационного периода. То есть и выпускать их опасно, но как не выпустить, например женщину, у которой дитё на руках и которая всеми силами пытается это дитё спасти от возможного заражения.
И вот тут уже у меня возник ступор! С одной стороны - я понимаю, что ну нельзя им "наружу", ради недопущения дальнейшего распространения болезни, но с другой стороны.... Вот в таких ситуациях я просто не представляю, что делать и что говорить... (( Для меня - вот такое страшно...

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

9

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Я всегда придерживался точки зрения "наука выше морали". Соответственно, настоящий ученый даже задумываться о таких вопросах просто не должен, это должно регулироваться исключительно законами общества, в котором он живет. В частности, наиболее разумным мне кажется допустить эксперименты на определенных категориях людей (преступники-рецидивисты, неизлечимо больные люди, люди с серьезными нарушениями психики, если про них достоверно известно, что они никогда не смогут больше быть полноценными членами общества) считаю вполне допустимыми.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

10 (изменено: Sevilia, 2014-09-07 17:27:11)

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Вот в таких ситуациях я просто не представляю, что делать и что говорить...

Да ничего не сделаешь и не скажешь. Если только не надеяться на то, что найдут какую-то чудодейственную вакцину, которая может всех их спасти.

ЭСЭ (Гюго), ЛВЭФ, ВПНБ, Гэльвин, СВП: звуковой+анальный+зрительный вектора

11 (изменено: HH, 2014-09-07 18:54:15)

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

4X_Pro пишет:

Я всегда придерживался точки зрения "наука выше морали". Соответственно, настоящий ученый даже задумываться о таких вопросах просто не должен, это должно регулироваться исключительно законами общества, в котором он живет. В частности, наиболее разумным мне кажется допустить эксперименты на определенных категориях людей (преступники-рецидивисты, неизлечимо больные люди, люди с серьезными нарушениями психики, если про них достоверно известно, что они никогда не смогут больше быть полноценными членами общества) считаю вполне допустимыми.

Вот-вот! у меня такая же точка зрения )


Sevilia пишет:

Если животным причиняют боль и страдания, то такое, думаю, не допустимо.

Такое сейчас происходит во всем мире. Тестируется косметика на животных, всякие лекарства и т.д.

Штука пишет:

Вот в таких ситуациях я просто не представляю, что делать и что говорить... (( Для меня - вот такое страшно...

Не выпускать. Такова уж жизнь. Эти люди могут представлять опасность для еще большего количества людей.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь одному делу, постоянно кидала его в разные концы страны.

ИЛИ/ЛИЭ, ЛЭВФ, 3678, БВНП, Тень, Исида

12

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

HH пишет:

Не выпускать. Такова уж жизнь. Эти люди могут представлять опасность для еще большего количества людей.

Вот и я о том же! Нельзя выпускать, ни в коем случае - умом это понимаю, воспринимаю как данность - но если начинать смотреть на этих людей, всмтриваться в их лица - включается жалость... Ну или какое-то чувство вроде этого...

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

13 (изменено: Штука, 2014-09-07 21:26:28)

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

HH пишет:

Такое сейчас происходит во всем мире. Тестируется косметика на животных, всякие лекарства и т.д.

Странно, НО - когда на животных испытывают новые лекарства или что-то полезное для развития человечества - меня это совершенно не трогает! Сама себе удивляюсь, почему? Просто окружающие реагируют иначе, а я воспринимаю это как необходимый этап разработок того или иного средства. Возможно - когда идёт речь о большой массе каких-то абстрактных живых существ, это не так задевает, как отдельно взятое животное, которое ты наблюдаешь, смотришь в его глаза - вот тогда эта жалость у меня включается.
Я, кстати, чувство жалости к окружающим живым существам сознательно развивала с детства, так как была то излишне агресивной, то вообще садюгой - любила изучать мелкую живность, типа насекомых всеми приходящими в голову методами. А они были ооочень разными. Родители, видя моё странноватое для маленькой девочки поведение, начали взывать к моей совести. Я сначала тупо не понимала, что от меня хотят, хотя и осознание было, что делаю что-то не то - но интерес был выше. Потом эта совесть сама по настоящему включилась, когда я случайно раздавила лягушку. Именно случайно. Мне тааак жаль её стало (это лет в 9 было), я долго переживала, до сих пор это вспоминаю! Почему-то именно эту лягушечку не могла себе долго простить. С тех пор начинаю испытывать жалость ко всем бесцельно замученным - то есть, ради забавы просто, живым существам. А когда что-то такое нечестное с людьми происходит, теми, кто за себя постоять не может - меня это коробит и вгоняет в ступор.

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Ну, у меня тут вообще нет никаких колебаний. Лично мне этический комитет всегда мешал, столько экспериментов так и остались фантазией.))) Я просто очень хорошо представляю насколько бы приумножились наши знания, сколько бы проблем решилось, если бы, например, разрешили инванзивные исследования головного мозга на здоровых испытуемый. Эх....
Я не вижу никакой этической проблемы в проведении экспериментов на заключенных ( ну, кроме, как - вдруг кто не виновен.. Гы Гы))) но это уже не мои пробоемы, а проблемы судебной системы). Никто же не предлагает отлавливать на улице прохожих и вставлять им в мозг электроды. Первыми желающими добровольцами все равно станут сами ученые.)))

Make science, not war.

15

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Миэль пишет:

Например, эксперименты, если они не вполне гуманны - имеют ли они право на существование, если доподлинно известно, что они принесут в будущем пользу всему человечеству?

Ну, если речь идет об эксперименте, то, как правило, далеко не всегда доподлинно известно, какую пользу он принесет...
Я за то, чтобы участие в экспериментах было только на добровольной основе, с предоставлением всей информации о возможных последствиях.
Что касается экспериментов на заключенных, я не понимаю, каким образом то, что они совершили преступление и приговорены к наказанию (может быть, даже к высшей мере), даёт право использовать их в качестве подопытных. Если они согласны на это добровольно - это другое дело. Но принудительно ставить на них опыты - это неправильно.
Эксперименты на животных - это печально, но, насколько я понимаю, на сегодняшний день от этого никак нельзя отказаться. Хотя, конечно, мыши ничем не хуже людей, также хотят жить и ничуть не менее достойны жизни, но когда речь идёт о каких-то жизненно важных для человечества научных исследованиях, думаю, эксперименты на животных могут быть оправданы. Опять же, некоторые опыты на животных не оправданы, на мой взгляд.     

Миэль пишет:

Может ли быть оправдано наукой нарушение каких-либо моральных принципов?

Наукой как таковой - нет. Только возможностью с помощью науки решить какие-то важные для человечества проблемы. Делаю такую оговорку, т.к. целью научных исследований не всегда является благо человечества.   

Миэль пишет:

Ну, и ещё, чтобы не плодить тем, тут же несколько иной ракурс вопроса. А что насчёт законов? Может ли научный поиск оправдать нарушение законов и правил?

Если такое нарушение не причиняет никому вреда (может быть, кроме самого исследователя) - то почему бы и нет? Если нарушение законов и правил в ходе научного поиска ущемляет чьи-то интересы - то нет.

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея

16

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Viento пишет:

Что касается экспериментов на заключенных, я не понимаю, каким образом то, что они совершили преступление и приговорены к наказанию (может быть, даже к высшей мере), даёт право использовать их в качестве подопытных. Если они согласны на это добровольно - это другое дело. Но принудительно ставить на них опыты - это неправильно.

Значит - нужно прописать в законодательстве пункт, включающий в себя научные эксперименты над заключённым, как один из видов наказания - возможно, как замена смертной казни. О_о

Viento пишет:

Наукой как таковой - нет. Только возможностью с помощью науки решить какие-то важные для человечества проблемы. Делаю такую оговорку, т.к. целью научных исследований не всегда является благо человечества.   

Да, согласна с оговоркой, так как - мне кажется, если наука не направлена на прогресс - это уже не наука, а самодурство какое-то... То есть для меня "наука", "научный поиск" как термин - равно прогресс и движение вперёд. А если кто-то эксперементирует и создаёт что-то для целей, несущих негатив и разрушение - это уже просто использование науки во зло. То есть - любой предмет и любое учение можно использовать как во зло, так и во благо. Иголкой можно (и нужно) шить - она для этого и предназначена, а можно и уколоть кого-то, причинить боль. Всё имеет две стороны медали...

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

17

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Viento пишет:

Опять же, некоторые опыты на животных не оправданы, на мой взгляд.     

Например, тестирование декоративной косметики. -_-

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь одному делу, постоянно кидала его в разные концы страны.

ИЛИ/ЛИЭ, ЛЭВФ, 3678, БВНП, Тень, Исида

18

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

HH пишет:
Viento пишет:

Опять же, некоторые опыты на животных не оправданы, на мой взгляд.     

Например, тестирование декоративной косметики. -_-

Правильно, декоративную косметику пусть на таких тестируют - им уже точно ничего не поможет!

+ открыть спойлер

http://s7.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/09/164f458a8d30242f0ddbe7d672acef0b.jpg

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Штука пишет:

Правильно, декоративную косметику пусть на таких тестируют - им уже точно ничего не поможет!

+ открыть спойлер

http://s7.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/09/164f458a8d30242f0ddbe7d672acef0b.jpg

Ахахаха)) А мне она нравится.)) Вот большинству слабо так - а ей норм.)))

Make science, not war.

20

Re: Научный поиск vs Морально-этические принципы

Штука пишет:

Да, согласна с оговоркой, так как - мне кажется, если наука не направлена на прогресс - это уже не наука, а самодурство какое-то... То есть для меня "наука", "научный поиск" как термин - равно прогресс и движение вперёд.

Для меня нет. Вообще, для меня понятие "наука" - нейтральное, не несёт положительной или отрицательной окраски. Она  только инструмент для каких-либо целей. И научные исследования в зависимости от целей могут быть полезными, бесполезными или вредными. А познание ради познания.. Да, умом я понимаю, что оно несёт прогресс, но, видимо, в силу слабых ЧИ и БИ я не особо ценю исследования, которые не имеют чёткой цели, но которые, возможно, будут полезны в будущем. Меня даже несколько раздражают такого рода эксперименты. Мне, с обывательской точки зрения, кажется, что они проводятся главным образом ради удовлетворения любопытства. Не люблю науку, не привязанную к жизни. Опять же, видимо, это из-за неценностной и маломерной ЧИ. Ну и, конечно, это взгляд обывателя, к науке не имеющего никакого отношения. Возможно, если бы я сама занималась наукой или была бы близка к научным кругам, я бы по-другому смотрела на это.

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея