Тема: О добрых делах

В книге С. и М. Дяченко "Горелая башня" (на украинском - "Згарище", что лично я бы перевела как "Пепелище", ну да ладно) есть одна любопытная фраза, которая обратила на себя моё внимание, когда я читала эту книгу.

"- А знaешь, кaк выглядел бы мир, если бы всякое тaк нaзывaемое доброе деяние получaло немедленную нaгрaду? Ну, хотя бы не нaкaзывaлось?" (с)

Вот такие вопросы всегда ведут у меня за собой длинные цепочки самых различных размышлений. Я подумала, что это интересная тема для обсуждения.
Постараюсь сформулировать несколько наводящих вопросов, чтобы тема была не такой абстрактной и чтобы было от чего отталкиваться в рассуждениях.

Для начала проясним, что для вас в принципе "доброе дело"? Это что-то обязательно бескорыстное и самоотверженное? Или суть его для вас именно в самом его факте, в том, что оно принесёт результат? И уместно ли ждать за совершение доброго дела какой-либо награды? (Тут имеется в виду не обязательно нечто материальное и не обязательно от людей, по отношению к которым это было совершено).

Понятное дело, что далеко не всегда человек, делающий добро (как оно есть в нашем понимании), получает от мира и окружающих людей такое же добро. И тут для многих - элемент несправедливости мира. Например, неблагодарность - явление достаточно распространённое. И в таких условиях люди часто понимают под "добрым делом" нечто жертвенное, изначально не нуждающееся в благодарности. Поэтому люди, которые делают добрые дела, не задумываясь о том, что они получат за это, и так ничего и не получая (ну, "ничего" - это условно, всё же, мир не настолько плох, так что будем говорить - не всегда что-то получая, какую-то благодарность), вызывают обычно особо положительные чувства. Такое поведение считается верным, правильным жизненным принципом, соответствующим гуманистическим ценностям человечества.

Что изменилось бы в мире, где человек, каждый раз совершая доброе дело, точно бы знал, что он получит за это и благодарность, и что-то ещё? Обесценились бы тогда такие дела (и намерения) в таком мире? Стали бы люди в таком мире более прагматичными, остались бы они в потенциале способны на бескорыстие, привыкнув к повсеместной благодарности?
И вообще, в таком мире количество добрых дел бы возросло, по сравнению с нынешним вариантом? Награда стала бы постоянным стимулом, победив, например, лень, жадность, недоброжелательность и т.д.?

ЭИЭ - ВЭЛФ - БВПН
<- And they have a Plan ->
~ Думаю о галактиках ~

2 (изменено: Штука, 2014-09-10 20:25:33)

Re: О добрых делах

Миэль пишет:

Для начала проясним, что для вас в принципе "доброе дело"? Это что-то обязательно бескорыстное и самоотверженное?

С детства нас приучали, что это именно так. И, мне кажется, что в идеале так и должно быть... Но где все эти идеалы? biggrin1

Миэль пишет:

Или суть его для вас именно в самом его факте, в том, что оно принесёт результат?

Вот это ближе ко мне. Если я правильно поняла суть вопроса, то мне очень важен результат, мне хочется его лицезреть (узнать о нём, понять что он есть...)

Миэль пишет:

И уместно ли ждать за совершение доброго дела какой-либо награды? (Тут имеется в виду не обязательно нечто материальное и не обязательно от людей, по отношению к которым это было совершено).

Мне хотелось бы, чтобы все добрые дела так или иначе вознаграждались. Но я и так верю, что каждое наше действо - хорошее или плохое, имеет отклик во Вселенной и потом возвращается к нам в том или ином виде. И даже если сейчас я сделала кому-то что-то доброе, а вместо благодарности получаю от человека фигу, то это доброе - потом ко мне вернётся, возможно - не скоро, возможно - в каком то неожиданном виде, но это в любом случае будет благо.
Возможно - мы не всегда сможем проследить линию вероятности и понять от чего к нам это благо снизошло (хотя при определённом опыте отслеживания линий вероятности это можно сделать). Потому ждать - вполне уместно. Даже не так - не уместно, а просто нормально, так как в этом нет никакой особой мистики - это законы природы.

Миэль пишет:

Понятное дело, что далеко не всегда человек, делающий добро (как оно есть в нашем понимании), получает от мира и окружающих людей такое же добро.

Для меня - нет. Почему - см. ответ выше. То есть мне может стать обидно, что вместо благодарности я получила фигу, но это такие... ну... бытовые, что ли обидки, сиюминутные. В любом случае - потом мне это добро вернётся, я просто это знаю - и всё. Понимаю как факт.

Миэль пишет:

И тут для многих - элемент несправедливости мира. Например, неблагодарность - явление достаточно распространённое.

Для меня неблагодарность - это продукт невежественности человека. А мир - он в любом случае справедлив, даже если нам в какой-то момент кажется по другому. Ибо - всем за всё воздастся. Не сейчас, так потом. И любое причинённое мной зло другому человеку - выльется мне или проблемами со здоровьем, или неудачей или ещё чем-то соответствующем.

Миэль пишет:

Поэтому люди, которые делают добрые дела, не задумываясь о том, что они получат за это, и так ничего и не получая (ну, "ничего" - это условно, всё же, мир не настолько плох, так что будем говорить - не всегда что-то получая, какую-то благодарность), вызывают обычно особо положительные чувства. Такое поведение считается верным, правильным жизненным принципом, соответствующим гуманистическим ценностям человечества.

Ну да, есть такое. Чем меньше ты ждёшь от мира благодарности за доброе дело, тем повышается вероятность скорой отдачи ))) То есть - совершая добро исключительно ради корыстных целей - это уже не добро, как бы. То есть чел совершает хорошее дело не ради хорошего дела, а ради получения выгоды. Так принято считать. Не знаю - мне кажется всё сложнее - в человеческой природе заложено, что если что-то сделал - хочется получить вознаграждение. А вот жертвенность - она воспитывается в себе. Иногда - трудно воспитывается. Потому, я думаю, даже если кто-то искренне верит, что делает добро бескорыстно, на самом деле он подсознательно ждёт того же в ответ. Но это не исключает случаи действительно бескорыстной жертвенности. Просто тенденция - она такая. Думаю, что ничего в этом сильно плохого нет, главное - не выходить за разумные рамки. Полная жертвенность - это благо, но когда она превращается в безрассудство и из-за этой жертвенности начинают страдать окружающие, а сам человек этого не видит и слепо следует своим идеалам - это плохо. То биш - держать балланс во всём. И людям помогать, и о себе не зыбывать. и не ждать, что за твоё доброе дело тебе отплатят тем же вот прям щас. Возможно - отплатят. Но не обязательно сейчас, не обязательно те же самые люди. В любом случае - жизнь повернётся так, что ты получишь какой-то бонус. И чаще всего люди не связывают эти "бонусы" с добром, которое делали раньше, называя их "подарками судьбы", "счастливыми случайностями" и т.д. А фигушки! smile Закон сохранения энергии - он везде одинаков. Всё в мире взаимосвязанно, так или иначе. И часто эти самые линии вероятности переплетаются таким хитровымудренным способом, что совершенно непонятно, откуда на нас свалилось то или иное событие. Но если удаётся проследить - вот тогда глаза и открываются, тогда смотришь на все эти ситуации "с высоты птичьего полёта" - и диву даёшься насколько всё сложно, и всё просто одновременно! ВотЪ!

Миэль пишет:

Что изменилось бы в мире, где человек, каждый раз совершая доброе дело, точно бы знал, что он получит за это и благодарность, и что-то ещё? Обесценились бы тогда такие дела (и намерения) в таком мире?

Я думаю, что нет - не обесценились бы как факт, просто у людей была бы совсем другая система ценностей.

Миэль пишет:

Стали бы люди в таком мире более прагматичными,

Думаю, да. Более прагматичными, более циничными. Как побочное следствие - возможно менее ориентированными на духовный рост. Так как - мне кажется истинная, бескорыстная жертвенность присуща личностям очень развитым духовно. хотя - возможно тут я ошибаюсь.

Миэль пишет:

остались бы они в потенциале способны на бескорыстие, привыкнув к повсеместной благодарности?

Та даже сейчас мало кто способен на истинное бескорыстие. Возможно - таких людей стало бы ещё меньше, так как людям бы с детства прививали другие идеалы и им было бы намного сложнее дойти до такого понятия, как жертвенность и принять его. Хм... возможно - начали бы создаваться спецефические клубы - в оппозицию прагматичному и циничному обществу, пытающиеся привить людям систему ценностей, основанную на жертвенности и бескорыстии. С вечно гонимыми духовными лидерами и прочими атрибутами оппозиционной, маргинальной структуры. Ну это я уже так - фантазирую smile

Миэль пишет:

И вообще, в таком мире количество добрых дел бы возросло, по сравнению с нынешним вариантом? Награда стала бы постоянным стимулом, победив, например, лень, жадность, недоброжелательность и т.д.?

Думаю да, только это уже не считалось бы добрыми делами в привычном нам понимании, а было бы чем-то собой разумеющимся. Кто знает - возможно, при правильной организации общества - это было бы не плохо? ))

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

3

Re: О добрых делах

Миэль пишет:

Для начала проясним, что для вас в принципе "доброе дело"? Это что-то обязательно бескорыстное и самоотверженное? Или суть его для вас именно в самом его факте, в том, что оно принесёт результат?

Безусловно, в любой  деятельности приоритетен результат, мотивы – вторичны. Точно также можно руководствоваться добрыми побуждениями, а по факту сделать невольно какую-нибудь гадость. Конечно, по факту имеет значение то, что ты в итоге сделал, а не чем ты руководствовался.

Однако для определения сути поступка мотивы его совершения тоже играют роль.  Если сделано с искренним желанием помочь другому (без каких-то корыстных мотивов), то это действительно доброе дело.

В общем, получается, для того, чтобы квалифицировать деяние как доброе, в равной степени важны и мотивы, и результат))   

Миэль пишет:

И уместно ли ждать за совершение доброго дела какой-либо награды? (Тут имеется в виду не обязательно нечто материальное и не обязательно от людей, по отношению к которым это было совершено).

Награды ждать, наверное, всё же неуместно. Кстати, я не придерживаюсь мнения, что всё совершаемое добро рано или поздно вернётся к тому, кто его делает. Да, если честно, как-то и не задумывалась никогда над этим вопросом. Меня вполне устраивает та версия, согласно которой за добрые дела не следует никакого воздаяния. Мне это кажется даже правильным. Думаю, добро должно быть бескорыстным (ну, за исключением наличия морального удовлетворения от его совершения).   

Миэль пишет:

И в таких условиях люди часто понимают под "добрым делом" нечто жертвенное, изначально не нуждающееся в благодарности. Поэтому люди, которые делают добрые дела, не задумываясь о том, что они получат за это, и так ничего и не получая (ну, "ничего" - это условно, всё же, мир не настолько плох, так что будем говорить - не всегда что-то получая, какую-то благодарность), вызывают обычно особо положительные чувства. Такое поведение считается верным, правильным жизненным принципом, соответствующим гуманистическим ценностям человечества.

Я очень не люблю понятие «жертвенность» в отношениях, в повседневной жизни. Мне в нём чудится делание добра «через силу», через «не хочу», в сильный ущерб себе. Такое поведение для меня противоестественно, я сразу подозреваю в нём какие-то скрытые мотивы (подсознательное желание самоутверждения, ожидание особой благодарности, и т.д.). Поэтому жертвенность в повседневной жизни воспринимается мной как что-то нечестное, манипулятивное, имеющее скрытую подоплёку. Да так часто и бывает на самом деле.

Есть, конечно, другая жертвенность – помощь другим в ущерб себе в каких-то экстремальных ситуациях (война, голод и т.д.). Думаю, такие ситуации, с одной стороны, обнажают все человеческие качества, а с другой, никогда не знаешь, как поведешь себя тогда, когда остро стоит необходимость выбора между жизнью и смертью, между собой и кем-то другим. Это отдельная категория жертвенности, про которую я речь сейчас не веду.   

Бескорыстная помощь в повседневной жизни, не в экстремальных ситуациях для меня не ассоциируется с жертвенностью, с полным отказом от своих интересов. Каждый раз, принимая решение помочь кому-то, человек понимает, на что он идет, готов ли он, какой уровень неудобств, вызванных помощью, для него приемлем. Если помощь влечет за собой ущемление интересов помогающего настолько, что он не готов с этим смириться, то честнее будет отказаться помогать… И для каждого человека эта степень ущемления его интересов, которую он может себе позволить без каких-то моральных неудобств, индивидуальна. Кто-то вообще не готов поступиться своим временем, вниманием, энергией, деньгами, удобствами. Кто-то может поступиться чем-то из этого списка. Кто-то – всем, при определенных условиях и до определенного предела. И всё это без усилий над собой, с лёгкостью и без ожидания каких-то «бонусов», ни от одаряемого, ни от Вселенной. В общем, вот так, наверное, для меня и выглядят «добрые дела»)

Если обобщить, я считаю так: хочешь - помогай, но не жди особой благодарности; если считаешь свои усилия очень затратными и заслуживающими какой-то особой благодарности или аналогичного одолжения, то лучше не помогай. Поэтому с недоумением воспринимаю всякие сетования на неблагодарность, на: "я для него/неё..., а он/она...".

Тем не менее, слово "спасибо" всё же в большинстве случаев хочется услышать от адресата помощи (если помощь оказана непосредственно и если адресат меня знает, конечно же).

Миэль пишет:

Что изменилось бы в мире, где человек, каждый раз совершая доброе дело, точно бы знал, что он получит за это и благодарность, и что-то ещё? Обесценились бы тогда такие дела (и намерения) в таком мире? Стали бы люди в таком мире более прагматичными, остались бы они в потенциале способны на бескорыстие, привыкнув к повсеместной благодарности?

Думаю, что в какой-то мере, безусловно, обесценились бы. Да, и более прагматичными люди стали бы.
Но способность к бескорыстию, думаю, всё равно бы осталась, ведь наличие награды не исключает бескорыстных мотивов. Т.е. остались бы люди, делающие добро не из-за награды, а по велению души.

Миэль пишет:

И вообще, в таком мире количество добрых дел бы возросло, по сравнению с нынешним вариантом? Награда стала бы постоянным стимулом, победив, например, лень, жадность, недоброжелательность и т.д.?

Не думаю, что сильно бы возросло… Нет, лень, жадность, недоброжелательность остались бы. Вообще не понимаю, каким образом какая-то награда за добро их может победить. Это ведь внутренние чувства, качества.  Т.е., даже делая «добро» за награду, люди, которым эти качества присущи, продолжали бы ими обладать.

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея

4 (изменено: Штука, 2014-09-11 14:07:55)

Re: О добрых делах

Viento пишет:

Если сделано с искренним желанием помочь другому (без каких-то корыстных мотивов), то это действительно доброе дело.

Кстати - я часто сталкивалась с тем, что обычную искреннюю помощь люди склонны воспринимать через призму "собственной испорченности" - смотрят на это с подозрением, начинают думать "А почему он оказал мне эту помощь? Чего он ждёт в ответ? Аааа, это всё не просто так - за его помощью стоит тонкий рассчёт...", начинают искать подвох, двойное дно. Копнув глубже - понимаешь, что люди из "этой категории" сами склонны поступать подобным образом (по крайней мере - лично я с такими сталкивалась). Ничего не делают просто так, часто обижаются - если нет какой-то материальной, сиюминутной отдачи, потому и от окружающих ждут именно такого поведения (просто не понимают, что может быть по другому, это не укладывается в их картину мира) и часто смотрят с подозрением.

Viento пишет:

Кстати, я не придерживаюсь мнения, что всё совершаемое добро рано или поздно вернётся к тому, кто его делает.

Ну... скажем так - это не просто мнение - это многолетние наблюдение с такой же многолетней практикой вечного поиска причинно-следственных связей. И не я это придумала - в большинстве книг, относящихся к духовной литературе об этом говориться. ))

Viento пишет:

Меня вполне устраивает та версия, согласно которой за добрые дела не следует никакого воздаяния. Мне это кажется даже правильным. Думаю, добро должно быть бескорыстным (ну, за исключением наличия морального удовлетворения от его совершения).   

Ждать воздаяния от людей - это одно, это то, что я называю получением профита, которое уже обесценивает само понятие "доброе дело", то есть - бескорыстие. А получение воздаяния от мира - это немного другое. Это просто знание, понимание этого факта, что так есть - как законы физики, "ничто не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда".

Viento пишет:

Я очень не люблю понятие «жертвенность» в отношениях, в повседневной жизни. Мне в нём чудится делание добра «через силу», через «не хочу», в сильный ущерб себе.

О, мне кажется, что суть понятия "жертвенность", как раз и заключается в том, чтобы совершать эту "жертву" НЕ через силу - а по собственному желанию, собственной доброй воле. Иначе - это действительно не жертвенность никакая, а рассчётливость. Потому я и писАла, что жертвенность и бескорыстие - воспитывается самим человеком, и совсем не так просто её в себе воспитать. Есть, конечно, уникальные личности, которые уже родились такими - но их, как мне кажется, единицы, и даже если представить, что все дети при рождении обладают такой чертой, как бескорыстие - наше общество рано или поздно способно задавить эту черту, привив на её место совсем другие ценности.

Viento пишет:

Поэтому жертвенность в повседневной жизни воспринимается мной как что-то нечестное, манипулятивное, имеющее скрытую подоплёку. Да так часто и бывает на самом деле.

Да, согласна - чаще всего так и бывает. Но такое поведение не имеет вообще никакого отношения к жертвенности и бескорыстию.

Viento пишет:

Поэтому с недоумением воспринимаю всякие сетования на неблагодарность, на: "я для него/неё..., а он/она...".

Я тоже такого не люблю (хотя сама раньше этим грешила, но сейчас стараюсь отучаться). Есть в таких сетованиях что-то эгоистичное.

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

5

Re: О добрых делах

Штука пишет:

Кстати - я часто сталкивалась с тем, что обычную искреннюю помощь люди склонны воспринимать через призму "собственной испорченности" - смотрят на это с подозрением, начинают думать "А почему он оказал мне эту помощь? Чего он ждёт в ответ? Аааа, это всё не просто так - за его помощью стоит тонкий рассчёт...", начинают искать подвох, двойное дно. Копнув глубже - понимаешь, что люди из "этой категории" сами склонны поступать подобным образом (по крайней мере - лично я с такими сталкивалась). Ничего не делают просто так, часто обижаются - если нет какой-то материальной, сиюминутной отдачи, потому и от окружающих ждут именно такого поведения (просто не понимают, что может быть по другому, это не укладывается в их картину мира) и часто смотрят с подозрением.

Может быть. Но я никогда не сталкивалась с тем, чтобы так реагировали люди, которым я помогала. Были подобные реакции от людей, которые наблюдали мою помощь со стороны. Но меня как-то не волнует их мнение, и что они обо мне и моих мотивах думают.

Штука пишет:

Ну... скажем так - это не просто мнение - это многолетние наблюдение с такой же многолетней практикой вечного поиска причинно-следственных связей. И не я это придумала - в большинстве книг, относящихся к духовной литературе об этом говориться. ))

Я не говорила, что ты это придумала) Но то, что об этом написано не в одной книге, для меня не является основанием считать это не более чем мнением. По сути, это и есть мнение. Мнение может быть подкреплено наблюдениями, доказательствами, и т.д., но не перестает быть мнением. Я лично тоже склонна придерживаться того, что закон кармы существует. Но я не могу его проверить, и в своей жизни я его не наблюдала явно. И, думаю, даже если и существует, действует не на том уровне, на котором мы его могли бы воспринять. И понятий "добра", "зла" в этом законе нет.
   

Штука пишет:

О, мне кажется, что суть понятия "жертвенность", как раз и заключается в том, чтобы совершать эту "жертву" НЕ через силу - а по собственному желанию, собственной доброй воле. Иначе - это действительно не жертвенность никакая, а рассчётливость.

Видимо, моя неприязнь к понятию "жертвенность" вызвана тем, что оно производно от слова "жертва". Я считаю, что бескорыстная помощь не может оказываться жертвой, человеком, страдающим от того, что лишает себя чего-то. Даже если помогающий чего-то себя лишает, он делает это сознательно, и его удовлетворение от того, что кто-то что-то приобретает от его помощи, перекрывает дискомфорт от своих неудобств. А если человек ощущает себя жертвой, то тут речь о добровольности и, часто, бескорыстии уже не идёт.

Поэтому и не могу воспринимать положительно понятие "жертвенность", поэтому оно для меня не является синонимом бескорыстия.   

Штука пишет:

Потому я и писАла, что жертвенность и бескорыстие - воспитывается самим человеком, и совсем не так просто её в себе воспитать. Есть, конечно, уникальные личности, которые уже родились такими - но их, как мне кажется, единицы, и даже если представить, что все дети при рождении обладают такой чертой, как бескорыстие - наше общество рано или поздно способно задавить эту черту, привив на её место совсем другие ценности.

Не знаю, мне кажется, бескорыстие - вполне естественное человеческое качество. Меня, скорее, удивляют люди, которые его начисто лишены)

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея

6

Re: О добрых делах

Viento пишет:

Но я никогда не сталкивалась с тем, чтобы так реагировали люди, которым я помогала.

Не, я как раз сталкивалась лично - это крайне непрятно. И трудно убедить человека, что за моими действиями ничего такого не стоит. Обычно даже переубеждать не хочется, а хочется просто как можно меньше иметь с ним общих дел. От греха подальше! )))

Viento пишет:

Я не говорила, что ты это придумала) Но то, что об этом написано не в одной книге, для меня не является основанием считать это не более чем мнением. По сути, это и есть мнение. Мнение может быть подкреплено наблюдениями, доказательствами, и т.д., но не перестает быть мнением.

Понятно!

Viento пишет:

И понятий "добра", "зла" в этом законе нет.

Согласна, напрямую - да, там такого нет. (Та, добро и зло вообще относительные понятия и в чистом виде встречаются редко, возможно - только в кино и литературе) Просто я верю в закон причинно-следственных связей и в то, что всё в мире взаимосвязано, любое наше действие имеет и отклик в окружающем мире и является звеном "цепочки", которая тянется из прошлого и уходит в будущее, также и определяя, каким это будущее будет, переплетаясь с другими "цепочками" и т.д. И, как следствие - то, что происходит с нами сейчас - тоже результат наших действий в прошлом. А добро и зло, просто как одни из многочисленных проявлений этого "переплетения связей", ну - как причина и следствие, как определённый энергетический посыл, сделанный сейчас, на той линии вероятности, с которой он связан, определяет таким образом энергетический "окрас" событий (и сам ход событий тоже), которые предполагает эта самая линия вероятности на всей своей протяжённости или на определённом отрезке. Или тот же закон Кармы - чем чище у человека эта карма, тем проще ему двигаться вперёд на Пути, а чем грязнее - тем больше встречается трудностей.
Ну, ты ж понимаешь - это просто моё личное, субъективное восприятие окружающего мира и оно не как не претендует на какой-то Абсолют или объективность! smile Не знаю, мне иногда даже кажется, что я кожей почти чувствую эти энергетические посылы и следующие за ними вероятности, особенно - когда сама эти "посылы" создаю. Но это всё моё восприятие такое, я его не навязываю никому! ))) Понимаю, что у всех оно разное! (неее, однажды уже донавязывалась - так со мной общаться не хотели, считали ненормальной. Но это тот редкий случай, когда я считаю, что это их проблемы! Оно такое, какое есть и я низачто не променяю его на какое-то другое, даже если кому-то что-то не нравится! smile)

Viento пишет:

Видимо, моя неприязнь к понятию "жертвенность" вызвана тем, что оно производно от слова "жертва".

Да, понимаю. Я считаю, что это не самое удачное название для такого явления. Хотя допускаю, что для кого-то оно наиболее приемлемо для понимания. Мне кажется, что слово "бескорыстие" точнее описывает явление и не несёт неприятного семантического окраса, вполне точно отражая суть явления. Просто "жертвенность " сейчас как-то чаще употребляется, лучше прижилось в лексике современного человека.

Viento пишет:

Не знаю, мне кажется, бескорыстие - вполне естественное человеческое качество. Меня, скорее, удивляют люди, которые его начисто лишены)

Мне тоже очень-бы хотелось, чтобы вокруг было больше бескорыстных, честных людей. Внутри меня живёт наивная вера в то, что в идеале так и должно быть, не смотря на то, что жизнь часто пытается мне доказать, что всё не так радужно. Думаю, дело в том, что мы с тобой родились в стране, где детям старались прививать по большей части гуманистические идеалы, которые заложились в нас крепко и прочно. Я общалась с людьми, которые родились в 90-е, у многих из них сооовсем другие идеалы, другая база. Они росли в другом времени с ценностями, которые отличаются от тех, которые были в моём детстве. И яне говорю, что они все какие-то не такие, корыстные - я не в коем случае не имею это в виду, это прекрасные люди и хорошие друзья, но они с каким-то таким скепсисом смотрят на те идеалы, которые для меня, например, являются основой, искренне считая их наивными и смешными. Ну - различия поколений на лицо, в общем! )))

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю

7

Re: О добрых делах

Штука пишет:

Не, я как раз сталкивалась лично - это крайне непрятно. И трудно убедить человека, что за моими действиями ничего такого не стоит. Обычно даже переубеждать не хочется, а хочется просто как можно меньше иметь с ним общих дел. От греха подальше! )))

Понимаю и согласна с тобой)

Штука пишет:

Просто я верю в закон причинно-следственных связей и в то, что всё в мире взаимосвязано, любое наше действие имеет и отклик в окружающем мире и является звеном "цепочки", которая тянется из прошлого и уходит в будущее, также и определяя, каким это будущее будет, переплетаясь с другими "цепочками" и т.д. И, как следствие - то, что происходит с нами сейчас - тоже результат наших действий в прошлом. А добро и зло, просто как одни из многочисленных проявлений этого "переплетения связей", ну - как причина и следствие, как определённый энергетический посыл, сделанный сейчас, на той линии вероятности, с которой он связан, определяет таким образом энергетический "окрас" событий (и сам ход событий тоже), которые предполагает эта самая линия вероятности на всей своей протяжённости или на определённом отрезке. Или тот же закон Кармы - чем чище у человека эта карма, тем проще ему двигаться вперёд на Пути, а чем грязнее - тем больше встречается трудностей.

Я предполагаю, что так всё и есть. Но именно предполагаю, то есть определенный элемент сомнения всё равно остаётся)

Штука пишет:

Не знаю, мне иногда даже кажется, что я кожей почти чувствую эти энергетические посылы и следующие за ними вероятности, особенно - когда сама эти "посылы" создаю.

Да ? А я вот не чувствую ничего такого..) А можешь привести пример ?

Штука пишет:

Да, понимаю. Я считаю, что это не самое удачное название для такого явления. Хотя допускаю, что для кого-то оно наиболее приемлемо для понимания. Мне кажется, что слово "бескорыстие" точнее описывает явление и не несёт неприятного семантического окраса, вполне точно отражая суть явления.

Согласна)

Штука пишет:

Мне тоже очень-бы хотелось, чтобы вокруг было больше бескорыстных, честных людей. Внутри меня живёт наивная вера в то, что в идеале так и должно быть, не смотря на то, что жизнь часто пытается мне доказать, что всё не так радужно. Думаю, дело в том, что мы с тобой родились в стране, где детям старались прививать по большей части гуманистические идеалы, которые заложились в нас крепко и прочно. Я общалась с людьми, которые родились в 90-е, у многих из них сооовсем другие идеалы, другая база. Они росли в другом времени с ценностями, которые отличаются от тех, которые были в моём детстве. И я не говорю, что они все какие-то не такие, корыстные - я не в коем случае не имею это в виду, это прекрасные люди и хорошие друзья, но они с каким-то таким скепсисом смотрят на те идеалы, которые для меня, например, являются основой, искренне считая их наивными и смешными. Ну - различия поколений на лицо, в общем! )))

Не знаю, не думала об этом никогда... Скорее, я считаю, что большая или меньшая склонность к бескорыстию заложена по большей части от рождения. Воспитание может, конечно, в определенной степени повлиять, но это по большей части наносное влияние. То есть человек понимает, что это социально одобряемое поведение, что это как бы "хорошо", но внутренней потребности совершать бескорыстные поступки может и не ощущать. Но это опять же, только моё мнение)

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея

8 (изменено: Штука, 2014-09-11 17:15:24)

Re: О добрых делах

Viento пишет:

Да ? А я вот не чувствую ничего такого..) А можешь привести пример ?

Сложно обьяснить - это такой широкий комплекс внутренних переживаний и "бурлений" (неудачное слово, но ёмкое), тесно связанный с происходящим вокруг, включающий в себя всё то, что происходило до и может произойти потом.... Что-то вроде того, когда постоянно ловишь какие-то незаметные, неявные сигналы и комплексы сигналов извне (некоторые из них основаны на объективных данных, а некоторые - совсем нет, то есть ну совершенно "непроявленные в реальность" и переменчивые величины), которые уже внутри меня синтезируются в некое подобие энергетического кокона, от которого уходят многочисленные нити вперёд и назад по оси времени, имеют проятяжённость во всех направлениях, что ли... Наверное, их я и называю линиями вероятности. И - на основе всех полученных данных, обработанных энерго-коконом, он как-бы выставляет на всех этих линиях-нитях что-то вроде точек-маячков, которые я вижу, осознаю как уже существующие, не смотря на то, они просто вероятны. Какие-то из них более, какие-то менее. И, прослеживая каждую из этих линий, уходящих вперёд, просто начинаешь чувствовать, какая вероятность наиболее вероятна, что к чему приведёт и тд.
Щьёрт! Я понимаю, что всё вышеописанное мной - достаточно путанное, но не могу пока объяснить это иначе. Просто это моё обычное восприятие в обычном режиме. А по сути твоего вопроса - бывает по разному. Каждый энергетический всплеск (произведённый мной или кем-то, чем-то) - а каждое действие, протекающее в мире имеет для меня определённый энергетич. посыл - я не знаю, как описать это словами, я просто это чувствую - и при воприятии мной каждого такого всплеска-посыла - он отправляет меня, точнее фокусирует моё внимание на своей линии вероятности, которая становится проявленной ярче, чем все остальные. Сразу начинаешь чувствовать, что за этим всплеском может последовать - ощущаешь и вектор его направленности, и его энергетический заряд, и его соотношения с остальными линиями вероятностей, но каким-то образом просто видишь, куда он направлен, к чему он приведёт. Иногда - если не хватает объективных данных - просто чувствуешь общее поле события, к которому ведёт этот всплеск, а если данных хватает - анализируешь ещё и их и тогда бывает совсем чётко видишь - то есть конкретно, что может случиться, со всеми вытекающими последствиями...
А ещё бывает, что чувствую приближение какого-то "грозного" поля - словно ощущаю вероятность приближающейся тучи. У меня такое часто бывает - если грядёт какое-то негативное событие в моей жизни - будь то болезнь моя или близкого родственника или любое другое негативное событие. Далеко не всегда я знаю, что именно может произойти - просто вот чувствую, что "грядёт" и всё! ))) Никогда не ошибалась! По поводу позитивных событий - тоже самое, но реже и как-то глобальнее. Если я таким образом улавливаю любой самый малый негатив, то позитив - только в глобальном, то есть - если на меня надвигаются какие-то очень масштабные перемены к лучшему. иногда бывало, что такие позитивные перемены начинались с негатива. Но я понимала - чуяла, что как бы оно не начиналось, всё равно перемены будут в хорошую сторону - и не переживала.
Ох, не знаю, смогла ли я ответить на твой вопрос! О_о Это всё какая-то такая область восприятия, которую так сходу и не вербализируешь - будет или ооочень многобукофф, или путаница ))))

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю
Спасибо сказали: Viento, Zora2

9

Re: О добрых делах

Очень интересная тема!

Viento пишет:

Не знаю, мне кажется, бескорыстие - вполне естественное человеческое качество. Меня, скорее, удивляют люди, которые его начисто лишены)

А я придерживаюсь почти полностью противоположной точки зрения, исходя из того, что полностью бескорыстных поступков не бывает, но бывают те, у которых мотив или выгодна нематериальны (и зачастую не осознаются окружающими, а то и самим совершающим). В частности, можно выделить такие варианты скрытой выгоды:
1) желание сделать мир вокруг себя гармоничнее, а людей счастливее, потому что в таком мире просто приятнее жить;
2) желание получить определенные эмоции, например, увидеть восхищение в чужих глазах или же почувствовать себя сильным и значимым;
3) ожидание последующей поддержки со стороны людей, которым помог;
4) психологические игры по Берну, в частности, взятие на себя роли "Спасителя", чтобы установить контроль над "Жертвой".

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!
Спасибо сказали: Zora1

10

Re: О добрых делах

Штука пишет:

Я понимаю, что всё вышеописанное мной - достаточно путанное, но не могу пока объяснить это иначе.

Ты очень хорошо всё объяснила. Я поняла и даже представила в общих чертах)

Штука пишет:

А ещё бывает, что чувствую приближение какого-то "грозного" поля - словно ощущаю вероятность приближающейся тучи. У меня такое часто бывает - если грядёт какое-то негативное событие в моей жизни - будь то болезнь моя или близкого родственника или любое другое негативное событие. Далеко не всегда я знаю, что именно может произойти - просто вот чувствую, что "грядёт" и всё! ))) Никогда не ошибалась! По поводу позитивных событий - тоже самое, но реже и как-то глобальнее. Если я таким образом улавливаю любой самый малый негатив, то позитив - только в глобальном, то есть - если на меня надвигаются какие-то очень масштабные перемены к лучшему. иногда бывало, что такие позитивные перемены начинались с негатива. Но я понимала - чуяла, что как бы оно не начиналось, всё равно перемены будут в хорошую сторону - и не переживала.

Везёт тебе)) По-хорошему завидую. А я вот как слепой котёнок, живу, не чувствуя, что будет, и будет ли вообще..
А такая способность была у тебя всегда или ты ее в себе как-то развивала ? И независимо от твоего ответа, может, посоветуешь, как в себе это можно развить? Может, помогут какие-то тренировки?)

Штука пишет:

Ох, не знаю, смогла ли я ответить на твой вопрос! О_о Это всё какая-то такая область восприятия, которую так сходу и не вербализируешь - будет или ооочень многобукофф, или путаница ))))

Нет-нет, ты всё очень хорошо объяснила! Спасибо smile

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея

11

Re: О добрых делах

Viento пишет:

Везёт тебе)) По-хорошему завидую.

Нееее, не надо завидовать! ))) Мне это, честно говоря, иногда доставляет неудобство - в основном связанное с донесением улавливаемой информации окружающим. Просто окружающий люд не сильно любит слушать такие вещи, с подозрением относится, иногда со скепсисом. Вот у моей свекрови - тоже самое. Её из-за этого в молодости называли Кассандрой и даже боялись (она выросла в селе, где к таким вещам относились с подозрением и даже страхом).

Viento пишет:

А такая способность была у тебя всегда или ты ее в себе как-то развивала ?

Насколько помню - всегда такое было. Я её специально не развивала, просто старалась отслеживать, наблюдать. Я, скорее, развивала не саму способность, а то, как лучше говорить о таких вещах окружающим, чтобы не вызвать негативной реакции. То есть - или думать, как аккуратно говорить, или вообще промолчать, оставить при себе - если понимаю, что человек, с которым в данный момент общаюсь вообще это всё не воспримет. Сейчас очень осторожно о таком говорю - то есть не в стиле "Я знаю, что это плохо закончится, я это чувствую и тд", а "У меня есть ощущение, что нужно обратить внимание на те или иные моменты, так как предполагаю, что в связи с тем-то и тем-то у тебя может не получится". Людям же обычно нужна аргументация - почему я так считаю, а просто сказать "Я чувствую, что всё плохо закончится" - это, обычно, воспринимается как пустая болтовня (и это абсолютно нормальная реакция - с какой стати человек обязан мне верить, особенно если плохо меня знает).

Viento пишет:

И независимо от твоего ответа, может, посоветуешь, как в себе это можно развить? Может, помогут какие-то тренировки?)

Ээээ, даже не знаю! О_о Может быть - как-то прислушиваться к себе, ну - ловить тенденции в окружающем мире, пытаться понять - откуда они к нам "притекли" и чисто логически просчитывать - к чему это может привести? Проводить параллели с событиями, которые уже произошли, искать взаимосвязи между тем, что происходит сейчас и тем, что происходило ранее... Я, например, часто погружаюсь в воспоминания и, таким образом, прослеживаю (пытаюсь проследить) всё и вся, что было и что есть и (возможно) что будет - ну, мне просто это нравится! Часто обращаю внимание на какие-то "знаки". Но как работает этот самый энерго-кокон, о котором я выше писала - я не могу обьяснить. Можно провести аналогию с компьютером, где этот кокон - как центральный процесор, который принимает разнообразную информацию, синтезирует её в себе и выдаёт результат в виде различных уже готовых алгоритмов и кодов, которыми можно просто брать и пользоваться. Мне кажется - это можно в себе развить, например, с позиции той же логики.

ЭИЭ, ЭВЛФ
У меня есть мысль... и я её думаю
Спасибо сказали: Viento1

12 (изменено: 4X_Pro, 2014-10-06 17:27:17)

Re: О добрых делах

тема действительно интересная..продолжая дискуссию ,  мне симпатично  объяснение  "природы добрых дел", которое предлагает  автор статей рассылки:
    [moderated]
несколько цитат из статей:

"..В общепринятом понимании " Добро " - это хорошее  дело  или поступок.
Зло - противоположность  добра .
Так почему же появилась пословица "от  добра  -  добра  не ищут"?

Все дело в особенностях работы подсознания.

Добро  может быть бескорыстным и корыстным.

Делая любое  доброе   дело  бескорыстно вы получаете удовольствие и радость в момент его совершения. Ни на какую обратную реакцию вы не рассчитываете. Вы просто доставляете себе радость и ничего больше. У вас не возникает и мысли, что за это  доброе   дело  вам воздастся и ваша щедрость вернется вам  добром .
Более того, вы и не осознаете, что делаете  добро . Вы делаете себе приятное, не ущемляя интересы других.
При таком развитии событий,  добро  действительно возвращается и этому есть физиологическое объяснение.
Радость от содеянного возбуждает те же области мозга, что и употребление любимых деликатесов, ощущение любимых запахов и др.
В данном случае содеянное активизирует "зону радости" в подсознании и по закону обратной связи подсознание "платит той же монетой", материализуя, неожиданным для вас образом, благоприятные для вас ситуации в жизни.
Вы не ждете  добра  и оно вам возвращается помимо вашего желания. ..

Совершенно другая картина в том случае, если вы делаете " Добро " осознавая это и рассчитывая когда-либо на соответствующую реакцию со стороны тех, для кого вы это делаете.
Вы помогаете человеку надеясь, что в трудном случае и он вам поможет.
Вы опекаете целый коллектив, предполагая, что трудную минуту он встанет на вашу защиту.
Вы опекаете детей и родственников, ожидая, что они будут благодарными в последующем.
В реальности - получается полная противоположность предвкушаемым результатам.

Это не превратности судьбы, а результат работы вашего собственного мозга.
Осознанно делая  добро  и рассчитывая на ответный отклик в том случае, если и у вас в последующем возникнут трудные ситуации, вы закладываете в подсознание мощный эмоциональный раздражитель, который рано или поздно сработает.
Ожидая ответной реакции вы закладываете в подсознание идею о том, что вам будет сложно.
В такой ситуации вы начинаете уповать на моральные обязательства тех людей, для которых сделали  добро .
Они не спешат делать вам  добро , поскольку с радостью для них это не связано. В результате, очень часто, родственники и лучшие друзья становятся злейшими врагами. Подсознание не воспринимает категории морали, они не являются для него раздражителем для материализации желаемых событий.

13 (изменено: Zora, 2014-10-06 16:39:06)

Re: О добрых делах

Очень интересная тема! Мне кажется, немедленная награда за добро вряд ли бы что-то немедленно изменила. Уже столько лет существует учение о карме и христианские заповеди, а люди все поголовно добрыми не становятся. Более того, для некоторых очевидно, что воздаяние уже существует, но тем не менее, среди людей много как нейтральных (не вмешивающихся в жизнь других людей), так и злых.

Для меня доброе дело - это нечто созидательное и целесообразное, но все зависит от контекста. Воспринимает ли другая сторона (получатель доброго деяния) то, что мы для нее делаем, как добро, или ей нужно что-то другое? Собственно, эта несимметричность смущает и в концепции немедленной награды. Если дать человеку взамен что-то ненужное, а паче того, обременительное, будет ли это стимулом вмешиваться в чужую жизнь, даже с добрыми целями?

Еще считаю, что неважно, что существует на самом деле и что знает человек - для общей массы важнее, во что человек ВЕРИТ и как он воспитан. Ибо знание - категория ценная не для всех, и далеко не все могут связать происходящее в четкую причинно-следственную цепочку. Главное ограничение и главный стимул должны идти изнутри. В жизни же мы наблюдаем, что люди будто бы живут в разной реальности.

Бескорыстие для меня довольно абстрактная категория, я тоже считаю, что пусть не выгода, но смысл в добром поступке тоже есть. Сделал добро и тем самым поднял себе настроение или избавил от мук совести - чем не мотивация? Жертвенность - грустная реальность нашей жизни, от которой хороших людей хотелось бы избавить. По закону подлости, больше всего добра делают именно те, кому оно сложнее всего дается. Хотя это тоже большой вопрос, почему обделенные люди его делают - по велению души или из-за страха, что их положение может стать еще хуже?

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА