Решила ответить на вопросы подробно. Интересно было бы сравнить результаты, получившиеся по тесту, с результатами по подробной анкете. Правда, для этого нужен кто-то, кто мог бы проанализировать написанное, потому что сама в ТУАИ плаваю.
1. в мире нет абсолютного добра или зла, все относительно?
Да, потому что оценка эта субъективна, и очень часто сложно бывает оценить какое-то явление как абсолютное зло или абсолютное добро, потому что очень многое зависит от контекста ситуации, от тех последствий, к которым она приведет. Очень часто и сами последствия бывают двойственными.
К пониманию этого я пришла не сразу, в детстве я была склонна многое делить на черное и белое, причем, не в результате собственного анализа, а потому что так было принято считать, и я просто заимствовала чужое мнение. Уже будучи взрослой, я узнала об относительности этих категорий, но не в результате собственных размышлений, а из литературы и от других людей. Обдумала услышанное и согласилась. Возможно, такая некритичность у меня идет от того, что я никогда особо не интересовалась вопросами добра и зла, потому что даже имея шаблонные представления о них, я часто считала вполне себе допустимым то, что является злом. Вернее, теоретически не считала, но просто многие негативные вещи внутренне принимала как вполне допустимое. Видимо, у меня сочетались сознательно усвоенные жесткие представления о добре и зле с внутренним, изначально присущим мне гибким отношением к ним.
2. характерно ли для вас утверждение "за своих порву, даже если они неправы"?
Я вообще не делю людей на своих и чужих, а защищать неправоту - это для меня нонсенс, подобное вызывает у меня активное внутреннее сопротивление. Я могу защищать человека, даже если он не совсем прав, если того требует ситуация (к примеру, он за свои пусть и не совсем верные взгляды подвергся насмешкам и издевательствам и т.д.), но дело не в отношении к нему.
Вообще меня убивает ситуация, когда, к примеру, родственники преступника начинают его выгораживать, выставляя виноватыми жертву, систему и т.д., а не того, кто действительно виноват. Всегда возникают вопросы: "Неужели у них вообще нет представлений о справедливости?", "Почему они считают, что у их "своего" больше прав, чем у других?", "А что бы они чувствовали на месте жертв?" и т.д.
3. нравится ли вам собирать коллекцию чего-либо?
Да. У меня в этом плане есть определенная тяга к правильности и завершенности. К примеру, если я начинаю покупать какой-то журнал, то у меня должны быть все выпуски, иначе будет ощущение неполноты, отсутствия важных звеньев цепи, незавершенности. Это касается коллекционирования любых предметов.
4. важно ли вам чувствовать себя частью коллектива, чувство принадлежности к какой-то общности?
Нет, я индивидуалист и с самого детства не испытываю особой потребности в людях. Подход примерно такой: они есть вокруг - хорошо, нет - ну и ладно. Поэтому я не испытываю необходимости быть частью общности, а, соответственно, как-то "урезать", ущемлять себя, подстраиваясь под нее. Просто не понимаю, зачем это может быть нужно мне.
При этом я практически постоянно нахожусь в окружении большого количества людей. Видимо, так получается из-за того, что я постоянно чем-то интересуюсь, и невольно втягиваю в это окружающих. Часто я сама удивляюсь, как это происходит - я просто делаю то, что мне нравится, а потом обнаруживаю вокруг себя большое количество людей. Это,безусловно, хорошо, но я могу без этого прожить.
Хотя... может я и испытываю потребность в людях, просто не ощущаю ее остро из-за того, что практически не остаюсь в полном одиночестве.
5. часто ли вы делаете что-то по за компанию, только для того, чтобы не отрываться от коллектива?
Нет, я не понимаю, зачем мне это. Возможно, я бы так поступала, если бы мне очень нужно было влиться в какой-то коллектив, но нет такой необходимости.
Да у меня, собственно, и нет какого-то постоянного единого коллектива.
6. согласны ли вы, что почти все религии на самом деле описывают одно и то же, просто разными словами и с разных точек зрения?
Да, суть у всех религий одна - есть высшая сила, которая создала мир и управляет ним, а задача человека - служить этой силе, выполнять ее волю. Это нужно для того, чтобы высшая сила делала жизнь человека наполненной смыслом, давала ему определенную цель, к которой нужно двигаться (рай, перевоплощение в более совершенное существо и т.д.).
Еще вспоминается фраза "Религия - опиум для народа", тоже в определенной степени согласна: религия дает иллюзию возможного счастья, а также делает человека некритичным к собственным постулатам и невосприимчивым к критике этих постулатов со стороны других людей.
7. согласны ли вы с утверждением "любой человек -- это целая Вселенная, достойная такого же изучения, как и мир вокруг нас"?
Да, согласна, правда не знаю, как пояснить свое виденье. Внутренний мир каждого человека богат, он внутри как бы разворачивается, это своего рода "городок в табакерке", каждый человек благодаря этому внутреннему богатству так или иначе привносит в мир что-то новое. Насчет изучения внутреннего мира человека - то он, пожалуй, хранит больше тайн, чем отдаленные участки вселенной. По сути, психика человека очень мало изучена.
Но к этому пониманию я пришла не сразу, в детстве я была уверена, что все люди внутри абсолютно одинаковые. Сначала я заметила, что есть какие-то отличия, и решила, что мне нужно понять их природу, потому что они создавали мне проблемы в коммуникации. Тогда я обратилась к психологии, к каким-то ее основам, которые могут понять даже дети, и ситуация начала для меня немного проясняться. После этого мне просто стало интересно изучать людей.
8. часто ли бывает, что чужую боль вы чувствуете как свою?
Да, мне почему-то это легко дается. Возможно, даже не боль, а состояние в целом. Главное, чтобы я понимала это состояние (то есть, чтобы у меня об этом состоянии было достаточно информации), и я вполне могу его почувствовать.
Правда, регулировать чувствование я тоже могу, поэтому чужая боль меня не засасывает, я могу отключиться от "чувствования", когда это необходимо.
9. можете ли вы в случае конфликта поставить себя на место любого из участников и понять или почувствовать его точку зрения?
Могу, но для этого мне нужно быть в спокойном состоянии, потому что когда начинают кипеть эмоции, я это понимание как бы отодвигаю на второй план. Оно не исчезает, но становится не существенным, позиция примерно такая: "Ну и что, что я все понимаю? Мне от этого не легче".
Но когда я спокойна, мне не сложно поставить себя на место каждого участника конфликта, даже если его позиция мне и не по душе. Но тут, опять-таки, я могу понять и почувствовать состояние человека, но если его позиция резко идет в разрез с моими представлениями, я свою эмпатию отодвигаю на задний план. К примеру, я могу понять и почувствовать состояние убийцы, но при этом я все равно не буду считать убийство положительным явлением. То есть, все равно у меня не происходит такого слияния с другим человеком, чтобы я утрачивала свое "Я", какие-то собственные представления.
Бывают такие моменты, когда я ловлю себя на мысли, что понимаю другого человека, но все равно продолжаю осуждать, если его позиция каким-то образом меня задевает, идет в разрез с моими принципами. Но, в принципе, я все равно постепенно избавляюсь от категоричных оценок. Хотя я учусь этому только в последние годы, но задатки такой способности к пониманию и принятию у меня были всегда.
10. близко ли вам выражение “Женщину не нужно понимать, ее нужно любить”?
Нет, не близко. Я не понимаю, как можно кого-то любить, не понимая его. Что ты тогда в человеке любишь? Его тело? Свои иллюзии о нем? Чтобы любить человека, его нужно понимать, иначе на чем держится любовь?
(видимо, это у меня блок ЧИ+БЭ говорит)
11. можно ли сказать, что вы радуетесь как ребенок, покупке новой вещи?
Да, я вообще "вещист", если можно так сказать. Мне нравится приобретать новые вещи, это дает радость, удовлетворение. Причем, часто бывает, что приобретенные вещи я очень мало ношу, но нравится сам факт обладания ними.
12. вы часто храните какие-то ненужные вещи из соображения “а вдруг пригодится”?
Да, я вообще редко что-то выкидываю, если оно еще в рабочем состоянии. И, что самое интересное, оно часто и правда пригождается. У меня есть тяга (да и умение), делать что-то нужное из старого хлама, поэтому я и храню все. Что касается одежды, то мода имеет свойство возвращаться, поэтому вышедшие из моды вещи я также сохраняю до их возвращения в моду.
Как-то я слышала выражение, что если ты три года не одевал какую-то вещь, то ее можно выбрасывать, потому что уже и не наденешь, но это точно не про меня. Иногда вообще бывает, что нахожу где-нибудь в закромах вещь десятилетней давности и понимаю, что хочу ее носить
13. часто ли бывает так, что занимаясь чем-то, вы перестаете замечать все вокруг?
Да, это особенность моего восприятия. Я могу одновременно сосредотачиваться только на одном объекте/процессе, поэтому мне сложно выполнять работу, требующую постоянного переключения, или удержания во внимании нескольких объектов/процессов. Когда я чем-то занята, то настолько погружаюсь в это занятие, что вообще перестаю замечать происходящее вокруг.
14. вам легко расставаться со старыми вещами, которыми вы пользовались много лет?
Нет, я к ним привыкаю и кажется, что они еще могут понадобиться, что новая вещь не будет настолько хорошо выполнять свои функции. Правда, как только избавлюсь от вещи, через некоторое время забываю о ней (чаще всего).
16. любите ли вы рисковать?
Нет, очень не люблю риск, он меня пугает. Я вообще боюсь неизвестности, и для меня лучше синица в руках, чем журавль в небе. За счет этого я многим людям кажусь тяжелой на подъем и не любящей перемены, но мне так легче, риск для меня - страшный стресс, не представляю, как люди от него могут получать удовольствие.
17. согласны ли с фразой "правила существуют для того, чтобы их нарушать"?
Нет, правила существуют, чтобы облегчать жизнь людям, а не чтобы ставить им палки в колеса. Нарушать правила можно только если это не принесет вреда или даже будет полезным, но это скорее исключения, подтверждающие правила. Зачастую нарушение правил воспевают те, кто не понимает их предназначения, или же те, то таким образом хочет выразить "протест против системы". Но вторые зачастую знают грань, за которую не нужно переходить, чтобы свобода не прекратилась в анархию.
18. близки ли вам высказывания "каждый должен знать свое место в жизни", "всяк сверчок знай свой шесток", "не садись в чужие сани"?
Нет, не близки. Такое чувство, будто человек должен сидеть на каком-то месте, которое ему досталось случайным образом, и не сметь двигаться. Но это не так. Хотя, пожалуй, с первой фразой отчасти согласна, но только если понимать "свое место в жизни" как знание себя и своих возможностей, а также как добровольный выбор подходящего места для себя. То есть, если понимать фразу как "каждый человек должен найти себя", то тогда она становится мне близкой (но и то отчасти, в подобных вопросах не может быть долженствования). С последующими фразами не согласна, потому что они как бы обрезают возможности человека, изначально определяют его как слабого и не достойного чего-то большего. Если будешь тихонько сидеть на своем шестке, то никогда ничего не добьешься. Чтобы расти над собой как в моральном, так и в материальном плане, нужно не бояться ставить себе планку повыше, а также не бояться влезать на "чужую территорию".
19. близко ли вам высказывание "где родился, там и пригодился?"
Ну, кому-то это подходит, кому-то - нет. Тут главное - насколько то место, где человек родился, подходит ему, насколько они с этим местом "резонируют", если можно так выразиться.
С одной стороны, я допускаю, что если человек рождается в определенном месте, то это не случайно, он нужен этому месту, там есть задачи специально для него, именно там он может реализовать свой творческий потенциал. Но, с другой стороны, допускаю, что место и время рождения определяются случайным образом, и человеку то место, где он родился, может быть не близким по многим причинам.
Помню, задавалась этим вопросом в подростковом периоде. Причиной стало понимание того, что я живу в стране абсурда. Мне казалось очевидным, каким должно быть отношение к работе и к экономике в целом, чтобы страна жила богато, но люди почему-то этого не видели. В стране процветали и процветают лень и воровство. Я постоянно задавалась вопросом: "Как люди могут не понимать, что воруя, они получают небольшую прибыль, но в целом разваливают экономику и сами же в итоге и страдают?" И я мечтала жить в Германии, понимала, что отношение немцев к работе сделало их богатыми, а их товары - качественными и долговечными (не зря есть понятие "немецкое качество"). В общем-то такое отношение не только у немцев, а у большинства европейских народов, но у нас дома были два именно немецкие чуда техники - почти вековая, но исправно работающая швейная машинка Zinger (мы только недавно ее кому-то отдали, все еще в рабочем состоянии), а также очень острые, несмотря на на полувековой срок использования маникюрные ножницы.
Но поскольку сбежать из нищенствующей на тот момент Украины не было никакой возможности, я начала искать причины, почему я родилась именно здесь, в стране дураков, которые постоянно рубят сук, на котором сидят. Я тогда подумала: "А может я нужна здесь для того, чтобы что-то менять в этом абсурде?" В принципе, я и сейчас не исключаю это. По крайней мере, знаю, что где-нибудь в другой стране я точно не узнала бы о соционике и ПЙ ))))
Со временем я свыклась с мыслью, что все вокруг идиоты, и как-то спокойно стала смотреть на это. Впрочем, в 10 или 11 классе сделала открытие, которое ошеломило меня еще больше. Я думала, что абсурд - результат советской эпохи, когда не было частной собственности. А ведь большинство людей четко делят объекты на свои и чужие, и для них коллективная собственность = чужая собственность, и отношение соответствующее - потребительское. Но в 10 или 11 классе я прочитала "Мертвые души" Гоголя (мы этот роман проходили по программе), и каково же было мое изумление, когда оказалось, что и 200 лет назад все было точно так же. Тогда я поняла, что причины нынешней ситуации лежат гораздо глубже, и изменить национальный менталитет вряд ли возможно.
20. согласны ли вы с утверждением, что ситуация, в которой находится человек сейчас, целиком и полностью зависит от него самого?
Нет, не согласна, есть еще объективные обстоятельства, многим из которых человек не в силах противостоять даже при всем желании. Ситуация - всегда результат взаимодействия свободной воли человека и окружающего мира.
21. "если долго мучиться, что-нибудь получится" -- это про вас?
Нет, я могу долго делать то, что не получается, только если сам процесс доставляет удовольствие (как у меня было с пением в хоре), но если мне важен результат, то я могу достаточно легко определить, насколько мне по зубам то или иное дело, и вовремя остановиться.
22. характерен ли для вас подход "победа любой ценой", "победителей не судят" и т.п.?
Нет, не характерен. Далеко не любая победа мне доставит радость. Если победа достигнута каким-то грязным способом, то может доставить разочарование и пустоту вместо радости. К примеру, мне странно, в чем радость от победы в конкурсе, если она достигнута нечестным путем? Я имею в виду ситуацию, когда за победу не полагается большого материального вознаграждения.
Вообще мне не особо приятна победа, достигнутая нечестным путем или ценой боли других людей, если, конечно, это не вопрос жизни и смерти, потому что в таком случае я поставлю свои нужды на первое место. Хотя… даже не всегда жизни и смерти, иногда достаточно и просто того, чтобы вопрос был для меня принципиальным. Вот небольшой пример: в соционической и ПЙ среде я часто говорю людям правду об их ТИМах и ПЙ-типах, даже если понимаю, что самообман для них спасителен. Я понимаю, что причиняю им боль, но если они своими высказываниями от имени ТИМа, к которому не принадлежат, вредят соционике как науке, мое сочувствие к этим людям отодвигается на задний план.
Вообще ради того, что я считаю правильным, я могу пойти на многое, наверное… Грань, которую я не смогу переступить определяется ситуацией, ее нельзя определить абстрактно. Но даже в этом случае мне важна не победа ради победы, а победа ради утверждения чего-то, что я считаю правильным.
Насчет «победителей не судят» - это почти всегда стратегически не верно. Если чья-то победа вызывает желание ее осудить, то рано или поздно это осуждение придет и может принести за собой печальные последствия (вплоть до кровавого бунта). То есть, такой человек будет в роли победителя только пока способен эту победу активно удерживать, но стоит дать малейшую слабину, и он тут же поплатится за свою победу. Хотя иногда бывает и наоборот – правила меняются под методы действия победителей.
23. легко ли вас втянуть в соревнование или уговорить сделать что-то на спор?
Нет. Правда, была одна периодически повторяющаяся ситуация, когда меня задевало слово «слабачка», и хотелось доказать, что это не так. Это было в ситуациях, когда меня, по мнению бабушки, использовали другие люди, а я в ответ не могла делать то же самое или как-то грубо и по-хамски с ними поступать. Для нее является признаком сильного и умеющего постоять за себя человека умение нахамить и грубо высказать свои претензии тем людям, с которыми она общается. Определённое время меня задевали ее язвительные замечания, хотелось, чтобы она перестала так думать, но в то же время я не могла так поступать, как она считает правильным. Со временем я поняла, что она не права и нет никакого смысла завоевывать ее хорошее мнение обо мне в этой области.
Также я могу втягиваться в долгие и бессмысленные споры (особенно на форумах) из-за желания во что бы то ни стало добиться понимания собеседника, доказать ему правильность своей позиции. Иногда этим пользовались тролли, которые специально начинали со мной спорить, чтобы втянуть в спор, но со временем я также начала лучше понимать ситуацию и не спорить, если заведомо понятно, что собеседник не воспримет мои аргументы.
В общем, то «слабо», на которое меня можно взять – это потребность в понимании, а во всем остальном – нет.
24. часто ли бывает, что азарт захватывает вас полностью?
Нет, я не азартный человек. Ну, разве что могу увлечься компьютерной игрой, но я думаю, что здесь имеется в виду не это. Я понимаю, и всегда как-то инстинктивно чувствовала, что азарт – это ловушка, которая затягивает, но приносит в итоге больше убытков, чем прибыли. Касается это любого дела, азарт – как наркотическое опьянение, он заставляет торопиться и делать ошибки. Хотя, в то же время, азарт может быть прекрасным мотиватором в любом деле, но мне он не особо свойственен.
25. часто ли испытываете потребность во что бы то ни стало доказать свою точку зрения собеседнику?
Да, я выше писала об этом. Тут, возможно действуют два фактора. Во-первых, мне очень нужно, чтобы меня поняли, и часто борюсь за понимание даже когда это бессмысленно (в последнее время, правда, это происходит реже). Во-вторых, я бываю негибкой в своих представлениях, и чаще всего желание спорить возникает именно тогда, когда мне кажется, что мое мнение единственно правильное, или же когда позиция собеседника кажется слишком категоричной и хочется ее оспорить.
26. согласны ли вы, что в мире нет ничего случайного, все так или иначе взаимосвязано?
Может и да, а может и нет, все зависит от того, как посмотреть. Вообще при желании можно найти взаимосвязи чего угодно с чем угодно. И когда мы видим, что все со всем связано, то правы ли мы? Или мы просто видим то, что хотим видеть, видим выборочно как бы? Я не могу ответить на этот вопрос, я считаю вполне вероятным любой ответ на него.
Человек вообще склонен видеть во всем взаимосвязи, потому что это как бы упорядочивает жизнь и делает ее более предсказуемой. Грешу этим и я. В частности, когда происходит что-то, что кажется несправедливым. Хочется понять, почему так произошло, и кажется, что если найду причину и устраню ее, то все изменится. Но в то же время я понимаю, что все, что мне кажется взаимосвязанным, может быть просто чередой случайностей, и у этих неприятных вещей нет рациональных причин.
Когда я ищу выход из какой-то ситуации, пытаюсь что-то понять для себя, то принимаю ту точку зрения, которая, как мне кажется, больше приближает меня к решению проблемы. То есть, иногда ищу взаимосвязи, а иногда просто говорю себе, что "так звезды встали", и в произошедшем никто не виноват. В общем, как бы переключаюсь между различными "картинами мира".
Было так не сразу, правда. Сначала я примерно в подростковом возрасте научилась находить взаимосвязи, а уже будучи взрослой - "разрывать" их, видеть мир состоящим из разрозненных единичных явлений.
27. интересуют ли вас различные необъяснимые явления, аномалии, таинственные места, загадки природы?
Не особо. Я как-то не очень склонна к мистифицированию, и считаю, что необъяснимые явления и загадки - это то, что просто недостаточно изучено наукой, ореолом романтической тайны я такие вещи не окутываю.
Загадок и необъяснимых явлений хватает и в тех сферах, которые люди привычно считаем бытовыми, лишенными Тайны с Большой Буквы (в той же медицине, например). Для меня все эти вещи стоят в одном ряду друг с другом. Да, мне хотелось бы знать причины тех или иных явлений, которые кажутся необъяснимыми, но я прекрасно понимаю, что наука не сможет открыть все таинства бытия за время моей жизни, поэтому спокойно отношусь к тому, что большая часть мира останется для меня тайной.
28. получается ли у вас совместить в своем представлении две противоречащих друг другу теории?
Да. Причем, у меня нет склонности их как-то синтезировать и искать единственно правильную теорию. Вернее, я просто вижу, когда это не получится. Я одновременно верю в Бога и в эволюцию, во взаимосвязь явлений и случайность/стихийность всего происходящего и т.д. Я могу посмотреть на мир как бы с каждого из полюсов и понять, почему люди, находящиеся на этом полюсе, так думают. Мне редко что-то видится принципиально невозможным, зачастую я допускаю существование взаимоисключающих альтернатив.
Такая способность у меня была всегда, но как бы в неразвитом состоянии, раньше я часто отсекала часть тех вещей, которые на самом деле видела вполне допустимыми, и старалась во всем прийти к единственно правильному варианту. Но когда перестала стремиться к однозначности, оказалось, что у меня достаточно гибкое мышление на самом деле.
29. было ли желание придумать какой-нибудь собственный мир (сказочную страну, иную вселенную, альтернативный вариант истории)?
Желание - не приходилось задумываться, я просто придумываю постоянно. Сколько себя помню, всегда была такая особенность, и одно время я даже задавалась вопросом: "Только у меня так или у всех людей"? Но как-то неловко было спрашивать.
Я постоянно придумываю каких-то героев, истории с ними. Выдумывала когда-то и другие планеты, но на них мало что отличалось от нашей (ну, кроме событий, делания на государства и т.д.). Обычно наталкивают на фантазии какие-то случайно увиденные или услышанные вещи - какой-нибудь человек на улице, пейзаж, фильм, песня и т.д.
Придумываю или прокручиваю уже придуманные фантазии я постоянно, это часть моего мировосприятия. Пыталась это записывать, но дается мне это очень сложно, не хватает слов, чтобы передать придуманные образы и особенно эмоции, да и сил много забирает такая писанина.
30. есть ли у вас тяга к изобретательству или созданию новых теорий?
Да, правда придумывать что-то принципиально новое мне не приходилось. Все, что я придумываю, зачастую является своеобразным синтезом того, что я уже знаю. К примеру, методика типирования по ПЙ, которую я использую, не является полностью моей выдумкой, для этой методики я взяла статью 4X_Pro и методику типирования ШСС, и совместила их.
Вообще мне важно изучать что-то новое и неизученное, поэтому я бросила аспирантуру - там нечего было изучать, как на мой взгляд, разве что копаться в малозначительных деталях. Мне интересно узнавать то, что пока не знает никто, чтобы это открытие было не только для меня, но и для других.
31. согласны ли вы с утверждением "Свобода заключается в соблюдении законов, а не в их игнорировании"?
Согласна. Законы создаются для облегчения жизни людям, а не для того, чтобы кому-то причинить вред и поработить. Бывают абсурдные законы, но их гораздо меньше, чем действительно нужных и полезных. Обычно восприятие законов как чего-то порабощающего свойственно людям, не понимающим их смысла. В противном случае законы соблюдаются людьми добровольно, ради того, чтобы всем лучше жилось, а не потому, что за это кто-то накажет.
32. часто ли вы видите ситуации, когда какое-то правило можно нарушить без опасных последствий?
Да, правила обычно составляются достаточно жестко, как бы с перестраховкой, поэтому во многих ситуациях от них можно отступить без ущерба. Особенно это касается должностных инструкций, правил эксплуатации, правил выполнения работ, правил дорожного движения и т.д.
33. уделяете ли вы внимание тому, чтобы предусмотреть возможные риски?
Нет, я обычно вообще не предусматриваю негативных последствий, чаще всего вижу все в розовом свете, что нередко создает мне проблемы, но когда мне начинают рассказывать о возможных негативных последствиях, выставлять будущее в негативном свете, меня это раздражает и демотивирует. Кажется, что вообще ничего не нужно, если будущее такое плохое и нужно подстраховываться от такого количества возможных негативных последствий. Я предпочитаю верить в счастливый исход и двигаться вперед. А уж если что-то плохое случится, то буду разбираться по ходу дела (то есть, решать проблемы по мере их поступления).
Но если уж я какое-то возможное негативное последствие все-таки вижу, то стараюсь сделать все возможное, чтобы его не допустить.
34. умеете ли вы находить компромиссы, учитывающие интересы всех заинтересованных лиц?
Да, мне обычно важно, чтобы все оставались довольны, во многом могу подстроиться, кроме, разве что, некоторых принципиальных вещей, но таких вещей не много.
Дается мне это не сложно, как бы само собой. И мне бывает странно, почему некоторые люди идут на принципы в мелочах, в которых легко можно было бы уступить. Правда, мне важно, чтобы на компромиссы шла не только я, чтобы люди, ради которых я это делаю, также поступали и по отношению ко мне, игры в одни ворота практически не бывает. Но не потому, что для меня это принципиально, а потому, что к тем, кто злоупотребляет моей податливостью, у меня теряется интерес. По сути, мягкость моя только внешняя.
35. можете ли вы сказать о себе, что у вас системное мышление?
Да, я вижу мир как систему взаимосвязанных элементов, вижу причинно-следственные связи явлений, умею систематизировать то, что вижу.
36. близко ли вам утверждение "весь мир -- театр, а люди в нем актеры"?
Я бы не сказала. Да, люди вынуждены выполнять определенные роли, чтобы адаптироваться в социуме, но это не лишает их индивидуальности. Если люди и играют роли, то каждый - свою, и в своей жизни человек не только актер, но и режиссер, и сценарист (в определенной степени, правда).
37. понравилась бы заниматься деятельностью, где есть четкие предписания для всех возможных ситуаций?
Все зависит от цели. Если я выполняю работу только для того, чтобы заработать деньги или как-то "отмазаться", то лучше, чтобы были такие предписания, меньше мыслительных усилий нужно будет тратить на эту работу. Если же я делаю то, что мне интересно, то там мне нужна свобода творчества.
38. интересны ли вам различные системы описания людей (гороскопы, соционика, психологические классификации), нравится ли находить себя в них?
Да, такие системы мне многое объясняют в себе и в людях, в их взаимоотношениях. Причем, в области психологии меня привлекают именно системы, дающие как бы исчерпывающую характеристику всех возможных типов, охватывают не только частные случаи, но и все возможные варианты в целом (насколько это возможно, конечно же).
39. есть ли у вас четкое представление о том, каким должен быть профессионал в вашем виде деятельности? Смогли
бы вы описать или нарисовать типичного представителя своей профессии так, чтобы всем было понятно, чем он занимается?
Да, в этом нет ничего сложного. Для себя я не создаю таких описаний, не пытаюсь выделять какие-то характерные черты, мне это не нужно, но если кому-то нужно дать представление о том, чем занимается представитель моей профессии, то составить характеристику будет не сложно.
Для себя таких описаний не создаю, потому что они как бы сужают сферу допустимого. Скажем так, если бы я была работодателем, то для меня могло бы быть допустимым то, что для большинства работодателей будет неприемлемым, и, наоборот, мне могут быть не нужны многие из тех качеств, которые стандартно считаются необходимыми для представителя данной профессии. Кроме того, я смотрю как-то больше по ситуации (то есть, что нужно мне конкретно на этом рабочем месте конкретно для этой области задач и конкретно для этой ситуации), чем в целом.
40. нравится ли учить, объяснять что-то другому человеку?
В определенной степени. Нравится это делать, когда ученик адекватно воспринимает материал, когда ему интересно, когда есть успехи. Если же у него нет интереса (а то и активное сопротивление обучению), учеба не получается и т.д., то пропадает мотивация.
Правда, и с хорошим учеником желание учить и объяснять бывает не всегда, а скорее какими-то волнами: иногда есть настроение объяснять, а иногда - лень.
Я работала преподавателем, и было, в принципе, интересно объяснять, но частенько бывало нудно от того, что приходилось давать тот материал, который я давала студентам уже миллион раз, и в котором для меня самой нет ничего нового.