1 (изменено: Anette, 2015-06-04 13:31:08)

Тема: Размышления об образовании

О, в том же дневе нашла свои размышления пятилетней давности о подходе к образованию

+ открыть спойлер

Количество существующих профессий постоянно меняется, меняются и рамки каждой профессии, включая в себя новые знания, умения и навыки, и исключая те, которые потеряли актуальность.
По моим личным наблюдениям, в "высокотехнологических" профессиях, а также профессиях, требующих научного поиска, происходит все большее сужение специализации, а в так называемых рабочих и "офисных" профессиях – расширение. Так, к примеру, раньше была профессия "секретарь", достаточно узкоспециализированная, включающая только три основных направления деятельности – машинный набор, ведение документации и телефонные переговоры, сейчас же в частных фирмах соответствующая должность заменена новой, более обширной – "офис-менеджер", с более широким кругом обязанностей и более высокими требованиями к квалификации. Вообще сейчас происходит интеллектуализация труда.

На мой взгляд, нужно было бы пересматривать существующую систему образования в соответствии с требованиями времени. Я бы предложила следующее:
1) сделать рабочие и офисные профессии более универсальными, охватывающими широкий спектр видов деятельности. Такая мысль у меня возникла после того, как я решила проанализировать, почему люди не идут в ПТУ, а также на некоторые "узкие" вузовские специальности. Объяснение весьма прагматическое – люди предпочитают выбирать профессию более широкого профиля, чтобы было больше возможностей при трудоустройстве. При этом человек вполне способен на охват широкого круга знаний, умений и навыков, поскольку отсутствует необходимость вникать в какие-то специфические нюансы, в которые вникают специалисты по различного рода научно-техническим разработкам.
Существующее у нас образование рассчитано на:

- "тупарей", грубо говоря. Это о ПТУ-ном образовании, когда человека обучали работе на 2-3 модификациях одного станка и всё, по окончании учебы он мог работать ТОЛЬКО на таких станках. Сейчас, когда все стремительно меняется, с такой профессией есть большой шанс остаться вообще без работы. Кроме того, и общий уровень обучаемости повысился, средний человек способен к восприятию более сложной информации, чем его предшественник;
- будущих научных сотрудников – это наше высшее образование. Из человека, поступившего в ВУЗ, готовят ученого, а не человека, который будет заниматься практической деятельностью. В итоге выпускник знает массу не нужной ему информации научного характера, но не может справиться с элементарной производственной задачей.

Я бы предложила, во-первых, сделать низкоквалифицированные профессии более универсальными, т.е., к примеру, строительный рабочий – он и каменщик, и бетонщик, и кровельщик, и плиточник и т.д., специалист по внешности – он и парикмахер, и маникюрщик/педикюрщик, и визажист. Во-вторых, некоторые "вузовские" и "ПТУ-шные" профессии я бы объединила, чтобы выпускник мог работать впоследствии в любом звене данного производства, т.е., знал, к примеру, и работу начальника литейного цеха (обладал соответствующими знаниями), и работу литейщика (обладал соответствующими навыками).

2) выделить в отдельный "уровень" науку и разработку высоких технологий. Т.е., было бы базовое высшее образование, достаточное для выполнения определенных профессиональных обязанностей, типовых задач, и дополнительное обучение для тех, у кого есть научный интерес. Это обучение могло бы идти и не каким-то отдельным курсом, а в рамках базового высшего образования, но факультативами, отдельной работой с научным руководителем, а также в составе исследовательских групп и т.д.

Спасибо сказали: Zora, Maggie Burroughs2

2

Re: Размышления об образовании

Anette пишет:

Я когда-то вела дневник, и там как раз размышляла на тему физ-ры

Anette пишет:

О, в том же дневе нашла свои размышления пятилетней давности о подходе к образованию

Очень понравились размышления!
Меня тоже сильно удручает отрыв образования от реальной жизни, и вообще, было бы здорово, чтобы базовое высшее образование давало право работать в какой-то широкой области, а не задавало узкую специализацию (к примеру, педагог или переводчик). А дополнительное, профессиональное образование можно было бы получить позже, и это бы тоже имело официальный статус. Хотя, возможно, к тому все и идет.

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА
Спасибо сказали: Anette1

3

Re: Размышления об образовании

Решил выделить эти сообщения в отдельную тему, тем более что недавно сам подумывал о создании темы о системе образования. В ближайшее время напишу некоторые свои соображения.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

4

Re: Размышления об образовании

В свете последних событий думаю о том, что в школе нужно было бы проводить занятия, позволяющие детям выработать механизмы защиты от внушения и манипуляций, используемых всякими сектами, ИГИЛ и т.д. Чтобы ребенок с детства умел распознавать такие техники и противостоять им.

Спасибо сказали: LionKinG, Viento, Maggie Burroughs3

5

Re: Размышления об образовании

Anette пишет:

В свете последних событий думаю о том, что в школе нужно было бы проводить занятия, позволяющие детям выработать механизмы защиты от внушения и манипуляций, используемых всякими сектами, ИГИЛ и т.д. Чтобы ребенок с детства умел распознавать такие техники и противостоять им.

+1! Это ты насчет студентки МГУ, которую могли завербовать, или что?

6

Re: Размышления об образовании

LionKinG пишет:

+1! Это ты насчет студентки МГУ, которую могли завербовать, или что?

Да. Просто этот случай - пример яркий, но не единственный. Я помню, сколько всяких тоталитарных сект было на территории Украины за последние 25 лет (думаю, что в России то же самое). А теперь вот этот ИГИЛ.
Случай со студенткой меня просто поразил. Она из интеллигентной семьи, такое серьезное образование получала... казалось бы, в голове должны быть какие-то извилины. И я просто не могу представить, какие "слабые точки" должны были быть в ее сознании, чтобы ее втянули в такое. Я понимаю, что подавляющее большинство людей имеет в психике защитные механизмы, которые не позволяют поддаваться внушению, но есть ведь и такие люди, как эта девушка. И таких людей, к сожалению, очень много (я помню передачи по украинскому ТВ о тысячах жертв пастора-афериста Сандея Аделаджо, который зомбировал людей в своей секте, и они под внушением переписывали на его секту свои квартиры и брали огромные кредиты "на нужды церкви").

Спасибо сказали: LionKinG, Maggie Burroughs2

7

Re: Размышления об образовании

Anette пишет:
LionKinG пишет:

+1! Это ты насчет студентки МГУ, которую могли завербовать, или что?

Да. Просто этот случай - пример яркий, но не единственный. Я помню, сколько всяких тоталитарных сект было на территории Украины за последние 25 лет (думаю, что в России то же самое). А теперь вот этот ИГИЛ.

У вас часто про эту тему говорят? Я мало слышу о сектах, но это просто из-за недостаточного интереса к этой сфере криминала, ну и все же у нас больше освещают убийства, ДТП и ограбления, чем последствия сект, только если особо громкие, как вот это или да, о том же пастыре с "нуждами".. Освещают - я имею в виду, на самых популярных и массовых источниках СМИ (Яндекс-новости, эфиры по радио, газеты утренние,...)

Anette пишет:

Случай со студенткой меня просто поразил. Она из интеллигентной семьи, такое серьезное образование получала... казалось бы, в голове должны быть какие-то извилины. И я просто не могу представить, какие "слабые точки" должны были быть в ее сознании, чтобы ее втянули в такое. Я понимаю, что подавляющее большинство людей имеет в психике защитные механизмы, которые не позволяют поддаваться внушению, но есть ведь и такие люди, как эта девушка.

Ну мы же не знаем ее и ее семью лично... Тем более, что хорошее образование и интеллигентная семья - это вещи такие.. поверхностные. Можно происходить из каких угодно "голубых" кровей, быть супер образованным, начитанным и т.д., но внутри будет Нечто, за что будет легко подцепиться. Какой-то крючок.. Последствия дет. травмы, какие-то комплексы, склад характера... В данном случае, я считаю, именно склад характера играет важную роль.. Да много чего, на самом то деле, что на первый взгляд может казаться мелочью и пустячком. Это мне так кажется...

Спасибо сказали: Anette, Viento, 4X_Pro, Maggie Burroughs4

8

Re: Размышления об образовании

LionKinG пишет:

У вас часто про эту тему говорят?

Периодически. Потому что это все-таки актуальная проблема для Украины (ну, вернее, была актуальной раньше, пока не появились более актуальные проблемы). Сначала белое братство, потом церковь Аделаджо... И еще какие-то крупные секты были.
О серьезности проблемы говорит даже тот факт, что членом секты Аделаджо был один из киевских мэров.

LionKinG пишет:

Ну мы же не знаем ее и ее семью лично... Тем более, что хорошее образование и интеллигентная семья - это вещи такие.. поверхностные. Можно происходить из каких угодно "голубых" кровей, быть супер образованным, начитанным и т.д., но внутри будет Нечто, за что будет легко подцепиться. Какой-то крючок.. Последствия дет. травмы, какие-то комплексы, склад характера... В данном случае, я считаю, именно склад характера играет важную роль.. Да много чего, на самом то деле, что на первый взгляд может казаться мелочью и пустячком. Это мне так кажется...

Согласна. Поэтому мне и кажется, что людей с таким складом характера нужно с детства учить противостоять внушению.
У меня мама достаточно внушаемая (хотя не до такой степени, конечно), поэтому такая проблема близка для меня...

9

Re: Размышления об образовании

Мне кажется, лазейка сектам остается потому, что сейчас (по крайней мере, в России) завоевывает позиции "официальная религия" - православие. А от религии до секты ближе, чем от секты до атеизма. Поэтому образование должно быть светским.

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА
Спасибо сказали: LionKinG1

10

Re: Размышления об образовании

Zora пишет:

Мне кажется, лазейка сектам остается потому, что сейчас (по крайней мере, в России) завоевывает позиции "официальная религия" - православие. А от религии до секты ближе, чем от секты до атеизма. Поэтому образование должно быть светским.

На территории Украины православие никогда не завоевывало позиции, но секты цвели буйным цветом.
Ученые говорят, что внушаемость людей увеличивается в периоды кризисов, поэтому больше всего "прихожан" у сект было в 90-е, в 2008 и т.д.

Спасибо сказали: Viento1

11 (изменено: Viento, 2015-06-09 14:04:52)

Re: Размышления об образовании

Anette пишет:

Поэтому мне и кажется, что людей с таким складом характера нужно с детства учить противостоять внушению.

А вот интересно, государственная система образования может делать упор на самостоятельность и независимость мышления, на том, чтобы учить детей анализировать любую поступающую информацию, учитывая, что тогда резко понизятся шансы государства на зомбирование населения с помощью СМИ, например?
Я очень давно училась в школе и вузе, может с тех пор что-то изменилось.. Хотя, думаю, в любые времена государству к сожалению невыгодно воспитывать в людях склонность к анализу.   

Я считаю, что нужно как минимум рассказывать детям в школе о самом факте существования сект, о том, как они функционируют, об их механизмах влияния и мотивах их деятельности. Ну и знакомить с основными "прихватами", которые используются в сектах для вербовки новых сектантов. А там уже - имеющий мозги да вспомнит и противостоит, в случае чего... Хотя и это не гарантия, что человек не поддастся. Многим людям легче и проще существовать в коллективе, тогда вроде снимается часть ответственности с себя, и вообще думать особо не нужно - за тебя это делают другие, а ты раз и навсегда принял эту идеологию и живи себе дальше, руководимый извне. Ну это так, дилетантские рассуждения, я не психолог...

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея
Спасибо сказали: LionKinG, Anette2

12

Re: Размышления об образовании

Anette пишет:

Она из интеллигентной семьи, такое серьезное образование получала... казалось бы, в голове должны быть какие-то извилины. И я просто не могу представить, какие "слабые точки" должны были быть в ее сознании, чтобы ее втянули в такое. Я понимаю, что подавляющее большинство людей имеет в психике защитные механизмы, которые не позволяют поддаваться внушению, но есть ведь и такие люди, как эта девушка.

К сожалению, совершенно не в теме, что там случилось с этой девушкой из МГУ, но могу сказать следующее: само по себе образование защитой от вербовки или попадания в секты не является. Причина очень простая: в секты идут от неудовлетворенности жизнью, а не из-за темноты и необразованности. А причины неудовлетворенности могут быть самыми разными, от простой нехватки понимания со стороны окружающих до экзистенциального кризиса, создающего ощущение бессмысленности жизни. Другой вопрос, что в ряде случаев образованным людям проще осознать и исправить причины этой неудовлетворенности, но далеко не всегда. Так что LionKing права:

можно происходить из каких угодно "голубых" кровей, быть супер образованным, начитанным и т.д., но внутри будет Нечто, за что будет легко подцепиться. Какой-то крючок.. Последствия дет. травмы, какие-то комплексы, склад характера...

Более того, могу сказать, что в моей жизни было как минимум два периода, когда окажись рядом опытный вербовщик, знающий мои проблемы и мою биографию, я вполне мог бы повестись.

Viento пишет:

А вот интересно, государственная система образования может делать упор на самостоятельность и независимость мышления, на том, чтобы учить детей анализировать любую поступающую информацию, учитывая, что тогда резко понизятся шансы государства на зомбирование населения с помощью СМИ, например?

В свое время натыкался на очень интересную статью об образовании в Финляндии: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-princi … ya-838510/. На мой взгляд, там эту задачу решить отчасти удалось.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!
Спасибо сказали: Maggie Burroughs1

13

Re: Размышления об образовании

4X_Pro пишет:

К сожалению, совершенно не в теме, что там случилось с этой девушкой из МГУ, но могу сказать следующее: само по себе образование защитой от вербовки или попадания в секты не является. Причина очень простая: в секты идут от неудовлетворенности жизнью, а не из-за темноты и необразованности. А причины неудовлетворенности могут быть самыми разными, от простой нехватки понимания со стороны окружающих до экзистенциального кризиса, создающего ощущение бессмысленности жизни. Другой вопрос, что в ряде случаев образованным людям проще осознать и исправить причины этой неудовлетворенности, но далеко не всегда.

Я имела в виду другое. Я считаю, что нужно учить детей распознавать манипулятивные техники, которые используют вербовщики. То есть, объяснять, как действуют вербовщики, кого обычно пытаются вербовать и как именно они это делают.

14

Re: Размышления об образовании

Anette пишет:

Я считаю, что нужно учить детей распознавать манипулятивные техники, которые используют вербовщики. То есть, объяснять, как действуют вербовщики, кого обычно пытаются вербовать и как именно они это делают.

В целом соглашусь, правда в более общем виде: не только методики вербовки, но и психологические игры, когда реальная цель не совпадает с заявляемой, попытки манипуляции. Но 100%-ной защиты это все равно не даст.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

15

Re: Размышления об образовании

4X_Pro пишет:

В целом соглашусь, правда в более общем виде: не только методики вербовки, но и психологические игры, когда реальная цель не совпадает с заявляемой, попытки манипуляции. Но 100%-ной защиты это все равно не даст.

100%-ной защиты ничто не даст, но в определенных случаях, вполне возможно, поможет.

16

Re: Размышления об образовании

Anette, полезная вещь, действительно. И не только для детей. big_smile

СЭЭ-ИЛЭ-ЛВФЭ-БНПВ, Василиск, 156, EF, True Neutral. Выделенные дома: 3, 9, 12. N/DA/Baltid+mix.
Спасибо сказали: Anette1

17

Re: Размышления об образовании

4X_Pro пишет:

В свое время натыкался на очень интересную статью об образовании в Финляндии: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-princi … ya-838510/. На мой взгляд, там эту задачу решить отчасти удалось.

Мне многое понравилось, прежде всего уважительное отношение к ученикам. Еще нравится, что труды у них не разделяются по признаку пола, и все учатся выполнять как "женскую", так и "мужскую" работу. Ну и конечно отсутствие домашних заданий и оценок как таковых)) Конечно, не всё применимо у нас, но многое стоило бы перенять.

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея
Спасибо сказали: Anette, LionKinG, Maggie Burroughs3

18

Re: Размышления об образовании

Хочу поделиться копипастой из другого чатика. Тут поднимается вскользь один интересный момент, который не раз мне доводилось мысленно отмечать, но я об этом забыла.

+ открыть спойлер

">Из стандартной 52-карточной колоды выбросили некоторое количество карт. Вероятность вытащить туза стала 8%. Какова вероятность вытащить короля?

...

Большинство студентов, если им предложить такую задачу на экзамене, скажут, что это нечестно.

Потому что «точно определить» нельзя. Тем не менее, данных достаточно, чтобы осталось только два варианта ответа (без данных в задаче их около 135)

Дело в том, что это очень реальная, жизненная ситуация, но в школьной системе ей появиться невозможно.

>Это манипуляция понятием решения задачи.
Сказать что у задачи столько то решений и они такие то, это не то что обычно имеют в виду под решением.

[дальше уже лирическое отступление. - alice_q]

>Вот на приличном математическом экзамене может/ легко попасться вопрос в духе «что будет, если…» — о есть, даже постановка нечёткая. Но все понимают, что это абсолютно оправдано.

Ну, собственно, к чёрту математическйи экзамен; на экзамене по физике любой вопрос это «а что, если…» (билет, как известно, это просто повод для разговора)

Но в школе с этим адовые трудности, именно потому, что обязаловка, и должен быть шаблон, и плюс ещё убеждение, что у человека должна быть возможность получить *высшую* оценку чисто за шаблон.

И это даже не столько проблема системы образования, сколько проблема в принципе, т.к. выводы, допускающие некий спектр значений, - это тоже выводы. Вообще забавно, что это в общем-то лежит в основе самых базовых логических задач, но в более сложных материях совершенно как-то принято упускать из виду и искать всегда одну-единственную истину.

СЭЭ-ИЛЭ-ЛВФЭ-БНПВ, Василиск, 156, EF, True Neutral. Выделенные дома: 3, 9, 12. N/DA/Baltid+mix.

19

Re: Размышления об образовании

Anette пишет:

На территории Украины православие никогда не завоевывало позиции

Это хорошо! (с моей точки зрения) Я, правда, этого не знала, так что спасибо за информацию (без иронии).

Anette пишет:

внушаемость людей увеличивается в периоды кризисов, поэтому больше всего "прихожан" у сект было в 90-е, в 2008 и т.д.

Согласна с этим выводом. Мой личный опыт это подтверждает.

4X_Pro пишет:

не только методики вербовки, но и психологические игры, когда реальная цель не совпадает с заявляемой, попытки манипуляции

Было бы здорово этому учить, но

Viento пишет:

государству к сожалению невыгодно воспитывать в людях склонность к анализу

это и мешает.

По идее, нужно учить людей адекватному общению на равных (но тогда надо искоренять душную атмосферу и в самих подростковых коллективах, и улучшать общение учитель-ученик и прежде всего родитель-ребенок, а как в это вмешаться?), сопротивляться деструктивному влиянию (секты, любого манипулятора), давать азы экономической грамотности (например, приучать не жить в кредит, но это уж точно никому не выгодно, даже за границей).

4X_Pro пишет:

в моей жизни было как минимум два периода, когда окажись рядом опытный вербовщик, знающий мои проблемы и мою биографию, я вполне мог бы повестись

Имхо, я и сама бы давно повелась, не будь я таким интровертом. А в секте отпугивает то, что человеку не оставляют личного пространства, вещей, контролируют все. Тем более есть группы и не религиозные, вот в такую я вполне могла бы вступить, будь я более экстравертирована.

4X_Pro пишет:

В свое время натыкался на очень интересную статью об образовании в Финляндии: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-princi … ya-838510/. На мой взгляд, там эту задачу решить отчасти удалось.

Очень понравилась информация, если все так, как там написано, хотела бы как учиться в такой школе, так и даже, наверное, преподавание интересного и знакомого мне предмета не вызвало бы негатива, при условии умеренной нагрузки.

Высший гоблин, базовый белый этик, ФВЛЭ, ВБПН, ЭСФА

20

Re: Размышления об образовании

Zora пишет:

Имхо, я и сама бы давно повелась, не будь я таким интровертом. А в секте отпугивает то, что человеку не оставляют личного пространства, вещей, контролируют все. Тем более есть группы и не религиозные, вот в такую я вполне могла бы вступить, будь я более экстравертирована.

Если не секрет, то в группу какой направленности ты могла бы вступить? Меня просто заинтересовал этот феномен. Я всегда считала людей, вступающих в секты, какими-то странными (мягко говоря), с какими-то маргинальными склонностями. Т.е. для меня это форма зависимости типа алкоголизма и наркомании. Но знаю человека, который в свое время состоял в секте, причем никогда бы не подумала про него, что он способен на такое. Но по его словам, он сохранял голову холодной и просто использовал секту для достижения своих собственных жизненных целей. Потом из нее вышел по собственной воле.
Что касается меня, я очень мало поддаюсь влиянию. На меня даже гипноз не действует) Хотя может, я просто о себе чего-то не знаю, и у меня тоже есть "крючки", на которые можно меня поддеть.

ЛВЭФ, ВПБН, ЛСИ, РГХС, Змея
Спасибо сказали: Zora1